Экспертная группа по публичному обсуждению вопросов создания и развития информационных технологий в сфере управления общественными финансами при Координационной комиссии по созданию и развитию государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет» 15 декабря провела последнее в 2012 году заседание.
Темой дискуссии было создание информационной среды в сфере систематизации и кодирования информации, разработка, ведение и применение общероссийских классификаторов, реестров, регистров и справочников. Заседание открыла первый заместитель министра финансов РФ Т. Г. Нестеренко, которая подчеркнула, что сегодня информационные технологии требуют сопоставимости и непротиворечивости закладываемых в их основу данных и у финансистов есть понимание того, какие сложности вызывает использование существующих общероссийских классификаторов. Вопрос упорядочения и ведения общероссийских классификаторов, реестров, регистров и справочников — ключевой при создании информационных систем. При этом в данном процессе задействовано более 30 федеральных органов исполнительной власти.
Основой «Электронного бюджета», как сказала Нестеренко, должна стать подсистема ведения реестров и классификаторов, и Минфин России выступил инициатором создания межведомственной рабочей группы по разработке и применению единых реестров и общероссийских классификаторов. Группа проанализировала действующие реестры и классификаторы, которые применяются как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, с целью подготовки предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы. Работа с участием представителей 15 федеральных органов исполнительной власти велась постоянно в течение всего 2012 года, в заседаниях приняли участие представители 28 федеральных органов исполнительной власти и трех государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. На рассмотрение заместителю председателя Правительства РФ В. Ю. Суркову представлены итоговый доклад и проект плана мероприятий по формированию методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствованию и актуализации общероссийских классификаторов, реестров, регистров и справочников. Сейчас, по словам первого заместителя министра финансов, для власти особенно важно мнение экспертного сообщества, его конкретные предложения.
Далее на заседании выступил руководитель департамента по работе со сферой государственных финансов компании «IBM Восточная Европа/Азия» М. Ю. Толпышкин, который рассказал о мировом опыте разработки и применения единых классификаторов и реестров. Он сделал обзор основных видов классификаторов и их взаимосвязей на международном, межгосударственном и национальном уровнях. Что касается опыта ведения централизованных реестров в рамках федеративных государств, то он, по оценке эксперта, практически отсутствует. Например, в США реестры юридических лиц ведут штаты и муниципалитеты, поэтому уникальность наименований существует только в пределах одного субъекта федерации. Такую уникальность на федеральном уровне обеспечивает в рамках своей деятельности лишь ведомство по патентам и торговым маркам. А во Франции и Бразилии ведение общенациональных реестров, наоборот, поручено специализированным организациям. Общий вывод: идеальных примеров, которые можно использовать в отечественной практике, в настоящее время нет.
Докладчик остановился и на технологическом аспекте проблемы, высказавшись в пользу таксономии XBRL как стандарта деловой и финансовой отчетности, обеспечивающего возможность обмена необходимой информацией. Указанный стандарт уже нашел положительный опыт применения в отдельных государствах. Его внедрение в Австралии позволило властям этой страны сэкономить около 800 млн долл. США в течение года за счет упрощения соответствующих процедур.
О текущей ситуации в сфере систематизации и кодирования информации, а также о предполагаемых мероприятиях по совершенствованию и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и справочников, используемых в государственных информационных системах, участников заседания проинформировала директор Департамента информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса Министерства финансов РФ Е. Е. Чернякова. Напомнив коллегам, что подробный план работ межведомственной рабочей группы был составлен в ноябре 2011 года, она отметила, что деятельность группы началась с последовательного изучения всех существующих классификаторов, реестров и справочников. Выяснилось, что разные ведомства ведут различные справочники и классификаторы по одним и тем же объектам учета, но при этом структура кодов в различных классификаторах не синхронизирована. Кроме того, в ряде случаев не определены порядки ведения и актуализации классификаторов.
Среди проблем, которые еще назвала Чернякова, фигурирует и проблема отражения государственных и муниципальных услуг в соответствующих перечнях. Наименований таких услуг сегодня насчитывается около 100 тыс. в целом по России, при этом муниципалитеты в среднем оказывают гражданам 50 уникальных услуг, а субъекты РФ — около 70. Дисбаланс в цифрах возникает из-за того, что муниципальные образования и регионы присваивают, по сути, одинаковым услугам, отличающимся лишь нюансами, различные наименования.
Имеет место и недостаточная гармонизация российских классификаторов с международными. В связи с отсутствием единой методологии их ведения и применения межведомственная группа подготовила среднесрочный план мероприятий по ее разработке, рассчитанный на период до 2015 года включительно. В 2013 году Правительством РФ будет принято решение по определению уполномоченного органа, ответственного за ведение данной работы, а за органами исполнительной власти должны быть четко закреплены полномочия по ведению классификаторов и информационных ресурсов. Предстоит утвердить и порядки ведения классификаторов с едиными для всех требованиями. Важнейшим итогом деятельности группы станет проект федерального закона, регулирующего вопросы систематизации и кодирования информации Российской Федерации, не имеющий аналогов в зарубежной практике.
О принципах и порядке ведения и предоставления информации из базовых информационных ресурсов, а также их использования при формировании и ведении ведомственных реестров и справочников, основываясь на опыте своего ведомства, рассказал заместитель руководителя Федеральной налоговой службы А. С. Петрушин. ФНС России в течение 15 лет активно занималась информатизацией и с 2013 года планирует перейти на единые программные средства. Результаты этого труда востребованы обществом: через различные онлайн-сервисы в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) за год поступает около 400 млн запросов. Если говорить о проблемах, то, наверное, наиболее злободневная заключается в отсутствии единого актуального регистра населения. При создании нового информационного ресурса, по мнению докладчика, можно было бы использовать в том числе базы данных ФМС России, Росстата и других регистрирующих органов.
Заместитель руководителя Федерального казначейства В. А. Смирнов затронул практику применения базовых информационных ресурсов при формировании информации на официальном сайте по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях www.bus.gov.ru. В первом полугодии 2012 года деятельность ФК в данном направлении была сконцентрирована в основном на организации работы по наполнению сайта, во втором полугодии ведомство приступило к выверке и актуализации накопленной информации, стараясь сделать сайт максимально полезным и для аналитиков, и для граждан. Сейчас объем размещенной информации близок к 94 % планового значения, сообщил Смирнов. С 1 декабря 2012 года Казначейство России перешло к промышленной эксплуатации названного сервиса, который актуализирует информацию из ЕГРЮЛ через Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Круглый стол, состоявшийся в рамках заседания, продемонстрировал высокий уровень взаимопонимания между экспертами и организаторами. В своем заключительном слове Т. Г. Нестеренко отметила, что обсуждение вопросов, связанных с созданием системы «Электронный бюджет», пора начать на более высоком уровне — в частности, в рамках «Открытого правительства» и иных институтов, основанных на принципах открытости и достоверности. При этом первый заместитель министра финансов РФ попросила активно поддержать Минфин в данном вопросе.