— Андрей Игоревич, каким выдался 2012 год для Южно-Сахалинска? Предлагаю начать разговор с финансовых показателей муниципалитета.
— Могу сказать, что с точки зрения финансов нам удается удерживать ситуацию стабильной. По итогам года ожидается поступление средств в бюджет города в размере почти 9 миллиардов рублей, это на 150 миллионов больше, чем годом ранее. Основная доля увеличения доходов приходится на поступления средств финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов, которые в итоге составят более 4,8 миллиарда рублей, это значительно — почти на 700 миллионов — выше поступлений прошлого года. Это стало возможно благодаря всестороннему содействию правительства Сахалинской области.
Поступление же доходов бюджета за счет собственных доходных источников ожидается ниже поступлений прошедшего года на 400 млн рублей в силу объективных причин. С 2012 года внесены изменения в федеральное и региональное законодательство: изменены нормативы отчислений по НДФЛ, налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, кроме того, перераспределено поступление доходов от госпошлины за регистрацию транспортных средств и штрафов за нарушение правил дорожного движения в федеральный и областной бюджеты соответственно.
Если говорить о расходах нашего бюджета, то наиболее крупный блок расходных статей приходится на социальную сферу, в первую очередь на образование. Приоритетными расходами бюджета являются выплата зарплат работникам бюджетной сферы и начислений на нее, оплата коммунальных услуг муниципальных учреждений, приобретение медикаментов, продуктов питания, горюче-смазочных материалов. Также к числу приоритетных мы относим расходы на реализацию мероприятий целевых программ «Безопасность образовательных учреждений города Южно-Сахалинска на
— Какие еще программы социальной направленности, действующие в городе, вы могли бы отметить?
— С 2005 года функции социальной защиты населения отнесены к полномочиям субъекта, но Южно-Сахалинск — единственное в Сахалинской области муниципальное образование, взявшее на себя дополнительные функции и осуществляющее муниципальную социальную политику за счет собственных средств. С 2011 года у нас действует программа, рассчитанная на поддержку людей с ограниченными возможностями (объем финансирования этой программы — 27 миллионов рублей).
Дополнительно мы приняли муниципальную целевую программу социальной поддержки южносахалинцев «Забота», рассчитанную на
— А для малого бизнеса предусмотрена какая-то поддержка?
— В городе действует программа поддержки малого и среднего предпринимательства. Проводятся бесплатные информационно-консультационные семинары по наиболее актуальным проблемам в сфере трудового и налогового законодательства, маркетинга, разнообразные встречи и круглые столы.
Поддержка не ограничивается одними консультациями: предпринимателям возмещается часть расходов по уплате процентных ставок по кредитам и лизинговых платежей по договорам финансовой аренды. Также мы предоставляем субсидии на оплату консультационных услуг, на возмещение затрат по реализации бизнес-планов, на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях. Оказывается предпринимателям и имущественная поддержка, например им предоставляются в аренду сроком на пять лет объекты недвижимости.
— Тема ЖКХ актуальна для Сахалина.
В 2012 году из областного и городского бюджетов на подготовку к отопительному сезону было выделено более 500 миллионов рублей. Удалось выполнить задачу по подготовке к очередному осенне-зимнему периоду?
— Эта задача была успешно выполнена благодаря тесному сотрудничеству с региональным правительством и личному участию губернатора области А. В. Хорошавина. Вообще же в 2012 году за счет бюджетных средств был проведен значительный объем работ по теплоснабжению. Более 300 миллионов рублей мы направили, в частности, на реконструкцию и строительство тепловых насосных станций, реконструкцию тепловых коллекторов и теплотрасс.
— А есть ли перспективы привлечь в развитие коммунальной инфраструктуры средства из внебюджетных источников?
— Разумеется. Более того, соответствующая работа уже активно проводится администрацией городского округа. В ноябре 2012 года мы завершили серию переговоров с Европейским банком реконструкции и развития. Речь шла о выделении банком десятилетнего кредита в размере 450 миллионов рублей на обновление городской инфраструктуры теплоснабжения. Основные условия кредитного договора уже утверждены кредитным комитетом банка.
На эти средства будет проведена реконструкция и оптимизация работы всех центральных тепловых пунктов областного центра, создана централизованная система диспетчеризации всего оборудования Сахалинской коммунальной компании. Насосами можно будет управлять не вручную, как сейчас, а с диспетчерского пункта. Кроме того, будут установлены датчики технического учета во всех контрольных точках сети, а также общедомовые приборы учета тепла в жилом фонде Южно-Сахалинска.
Подписание соглашения состоится в ближайшее время, после чего необходимо будет выполнить ряд условий, в том числе провести закупочные процедуры. Реально ожидать поступления денег мы можем к 1 июня.
— Почему такое большое внимание именно к системе теплоснабжения?
— В ней накопились определенные проблемы. Во-первых, как и во всей стране, в Южно-Сахалинске в течение 20 лет деньги в восстановление систем теплоснабжения в нужном объеме не вкладывались. А во-вторых, в последние десять лет Южно-Сахалинск интенсивно развивается: строятся административные, офисные, промышленные, досуговые здания и значительные объемы жилья. Это означает, что нагрузка на систему теплоснабжения все эти годы росла, притом что работ по увеличению ее мощностей не проводилось.
— Вы сказали, что в Южно-Сахалинске строится много жилья. Власти как-то стимулируют этот процесс?
— В 2011 году в Сахалинской области начал отрабатываться пилотный уникальный для всей страны проект по строительству жилья для различных категорий граждан с использованием механизмов жилищно-строительных кооперативов. Для его реализации мы создали первый жилищно-строительный кооператив с участием муниципалитета — ЖСК «Дальнее», а в 2012 году был образован ЖСК «Дальнее-2» и началось одновременное строительство уже целого микрорайона из 13 многоквартирных домов.
Уникальность этого механизма еще и в том, что кредиты на строительство жилья для членов ЖСК предоставляются без залога и поручителей. Так, в 2011 году кредиты на строительство жилья смогли взять 95 процентов желающих. Участников программы благодаря ее привлекательным условиям в 2013 году будет в два раза больше, чем годом ранее, — более 600 семей. Это и льготные категории — молодые семьи, работники бюджетной сферы, молодые ученые, очередники, и те, кто готов строить жилье целиком за собственные средства.
Всего в 2012 году создано пять жилищно-строительных кооперативов. В ближайшее время все они начнут свою работу: будут определены застройщики, готовые предложить минимальную стоимость строительства, а участники программы начнут вступать в кооператив, заключать договоры и вносить первоначальные взносы.
— Еще одна актуальная тема — ремонт жилья. Сейчас готовятся поправки в Жилищный кодекс, которые обяжут жильцов оплачивать 15 процентов капремонта вместо нынешних пяти процентов, а также резко увеличат финансовые обязательства региональных бюджетов. Многие эксперты опасаются за судьбу программ, связанных с ремонтом жилья. Каков ваш взгляд на эту проблему?
— Как вы, наверное, знаете, в настоящее время правительством Сахалинской области принята и реализуется областная программа «Комплексный капитальный ремонт и реконструкция жилищного фонда». Программа рассчитана до 2020 года. В соответствии с ней долевое финансирование, которое обеспечивают собственники помещений при проведении капитального ремонта, должно составлять не менее пяти процентов от его общей стоимости. Ежегодно администрация Южно-Сахалинска собирает у управляющих организаций, товариществ собственников жилья заявки на включение многоквартирных домов в адресные программы по проведению капитального ремонта. Например, в 2012 году в департамент городского хозяйства было направленно 215 таких заявок на общую сумму около 2,4 миллиарда рублей.
Упомянутые поправки в Жилищный кодекс не окажут никакого отрицательного воздействия на реализуемые программы, поскольку механизм реализации, заложенный в программах, в определенной степени схож с теми нововведениями, которые предлагают нам депутаты Государственной думы.
Справка «Бюджета»
Андрей Игоревич ЛОБКИН родился 10 февраля 1958 г. в Хабаровске. Окончил Ленинградскую академию гражданской авиации и Хабаровский институт народного хозяйства.
Трудовую деятельность начал в аэропорту п. Ноглики, где работал диспетчером управления воздушного движения. Затем трудился в Южно-Сахалинском аэропорту руководителем полетов. Служил в рядах Советской армии.
В
В 2000 г. избран в Сахалинскую областную думу.
В 2003 г. избран гендиректором аэропорта Толмачево (г. Новосибирск).
В 2004 г. повторно выбран депутатом областной думы.
2 октября 2005 г. избран мэром, главой муниципального образования «Городской округ „Город Южно-Сахалинск“». 11 октября 2009 г. в ходе муниципальных выборов во второй раз занял пост главы городского округа.
Действительный член (академик) Российской муниципальной академии. Кандидат экономических наук. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Женат, воспитывает дочь.