Версия для печати 15110 Материалы по теме
bus.gov.ru: первые итоги

гуральников
В январе 2013 года исполняется год официальному сайту для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях — bus.gov.ru. Функции оператора портала выполняет Казначейство России. Для чего создавался столь масштабный проект и о первых итогах его реализации рассказывает Сергей Борисович ГУРАЛЬНИКОВ, заместитель руководителя Федерального казначейства.

— Сергей Борисович, в январе исполнился год работы официального интернет-ресурса о государственных и муниципальных учреждениях bus.gov.ru. Для чего он был создан?

— Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях bus.gov.ru начал свою работу в масштабах страны 1 января 2012 года. Цель сайта проста: с одной стороны, это обеспечение удобства граждан при выборе лучших учреждений для получения необходимых им услуг посредством полного и достоверного информирования об учреждениях и оказываемых ими услугах. С другой — обеспечение возможности государства эффективно управлять своими ресурсами на основе мониторинга востребованности услуг и получения обратной связи от граждан по качеству предоставленных услуг. Фактически мы говорим о создании ресурса, который одинаково полезен и необходим как гражданам, так и государству. С этой целью сайт аккумулирует информацию обо всей сети государственных (муниципальных) учреждений Российской Федерации, включая сведения о публично-правовом образовании, создавшем учреждение, об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя каждого из учреждений, о размере субсидий, выделенных учреждению, и о тех целях, на которые субсидии выделены. Все данные отображаются на общедоступном ресурсе и могут быть использованы для последующего анализа в любых информационных системах.

Необходимо отметить, что сайт был создан в рамках исполнения приказа Министерства финансов Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 86н «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта». Официальный сайт обеспечивает открытость и доступность информации о государственных (муниципальных) учреждениях и их деятельности и, таким образом, реализует положения Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ.

— Федеральное казначейство определено оператором сайта. Что удалось сделать за прошедший год в данном качестве?

— Оценку проделанной Федеральным казначейством в этом направлении работы в своем интервью «Новые проекты Казначейства России» уже дал Роман Евгеньевич Артюхин, сказав что «все основные задачи текущего года решены. Портал заработал, на нем зарегистрировано свыше 180 тысяч учреждений, и клиенты этих учреждений, то есть физические лица, могут получить всю необходимую информацию о них». От себя хочу добавить, что информацию на портал представили свыше 131,8 тысячи бюджетных, более 47,9 тысячи казенных и порядка 10,8 тысячи автономных учреждений. Ежедневно ресурс посещают более 20 тысяч человек. Количество просмотров страниц сайта за день составляет порядка 250 тысяч.

И это далеко не предел. Основная работа по привлечению учреждений на официальный сайт велась в первом полугодии 2012 года. Тогда главной задачей было обеспечить техническую возможность регистрации учреждений и размещения сведений о них. Федеральным казначейством и Министерством финансов РФ был предпринят ряд мер, чтобы учреждения приступили к регистрации на ресурсе. А во втором полугодии прошлого года Федеральное казначейство сосредоточилось на повышении качества размещаемой информации, повышении открытости и доступности информации для общественности. Эта работа позволила усилить общественный контроль над деятельностью учреждений и во многом облегчила деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по управлению подведомственными учреждениями.

Ресурс дает представление о количестве учреждений в различных сферах деятельности, типовом разделении на автономные, казенные, бюджетные учреждения в каждом публично-правовом образовании Российской Федерации.

Важная часть сведений, опубликованных в свободном доступе, — это информация об услугах, которые предоставляют учреждения. При размещении такой информации необходимо указывать возможность взимания платы за услуги. Таким образом, все услуги явно идентифицируются как платные или бесплатные. Кроме того, в части перечней государственных (муниципальных) услуг (работ), которые должны быть утверждены во всех публично-правовых образованиях России, сайт дает возможность финансовым органам сформировать информацию о перечнях услуг (работ) и довести их до публично-правовых образований, а также учреждений.

Для всех учреждений в открытом доступе размещается информация о государственном (муниципальном) задании на предоставление услуг (выполнение работ) с указанием объема предоставления каждой из услуг. Публикация информации об услугах, оказываемых учреждениями населению, повышает личную ответственность руководства и сотрудников учреждений за результаты их деятельности. Публикация в Интернете отчетных показателей, в том числе информации о выполнении государственного (муниципального) задания, результатах финансово-хозяйственной деятельности учреждения, развивает механизмы общественного контроля над деятельностью государственных (муниципальных) учреждений.

— Как функционирует и устроен сайт?

— Официальный сайт разделен на закрытую и открытую части. Открытая часть доступна всем интернет-пользователям. Она предоставляет сервисы для поиска и просмотра сведений об учреждениях по различным параметрам. Функционал общедоступной части позволяет сравнивать информацию об учреждениях, выстраивать различные аналитические выборки.

Закрытая часть используется для администрирования, ведения нормативно-справочной информации, подготовки и размещения данных об учреждениях. Она обеспечивает доступ зарегистрированных пользователей ко всем функциональным подсистемам официального сайта через систему личных кабинетов. Вход в личные кабинеты осуществляется пользователями по сертификату электронной подписи.

Большая часть реквизитов для формирования перечня государственных (муниципальных) учреждений берется из Единого государственного реестра юридических лиц. Ранее обновление перечня данными из реестра, которые предоставляет Федеральная налоговая служба (ФНС), происходило два раза в месяц, но уже с 15 декабря 2012 года при поддержке ФНС мы перешли к ежедневному обновлению сведений. Ежедневная актуализация данных стала возможна благодаря сервису ФНС и системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Кроме того, информацию на сайт за учреждения могут предоставлять организации, которые являются их представителями. Предоставлена возможность ввода и согласования перечней государственных (муниципальных) услуг публично-правовых образований через личные кабинеты финансовых органов. Это позволяет учреждениям формировать государственные (муниципальные) задания на основании сформированных перечней, а также систематизировать информацию об услугах.

В аналитическом разделе официального сайта реализована возможность формирования статистических отчетов по регистрации и размещению информации учреждениями в разрезе субъектов РФ и муниципальных образований, в разрезе главных распорядителей бюджетных средств. Также реализован консолидированный отчет по статусу регистрации и размещению информации на официальном сайте всеми государственными (муниципальными) учреждениями. Отчеты позволяют отслеживать динамику регистрации и размещения информации учреждениями, а значит, их можно использовать как один из способов контроля исполнения Федерального закона № 83-ФЗ.

На сайте организована круглосуточная работа службы технической поддержки — «горячая линия», действует механизм обратной связи с пользователями: через сервис «Предложите свою идею для развития сайта» можно отправить свои пожелания в службу поддержки. Мнение посетителей очень важно для продолжения развития ресурса и повышения открытости для общества данных о деятельности государственных (муниципальных) учреждений, финансируемых за счет бюджетных средств, в том числе средств налогоплательщиков.

В августе и сентябре 2012 года Федеральное казначейство модернизировало сайт. Упростилась навигация, была реализована возможность интуитивно понятного поиска информации, расширились поисковые функции. Все изменения призваны повысить доступность информации об учреждениях для всех пользователей сайта. В новой версии сайта для поиска используется единая поисковая строка, где есть возможность фильтрации результатов поиска по видам учреждений, наименованию услуг или работ, субъектам РФ. От результатов поиска можно перейти по ссылке к интерактивной карте Российской Федерации, на которой отображается местоположение выбранного учреждения.

— Как будет развиваться сайт в ближайшее время?

— Поддержка и развитие официального сайта — одна из ключевых задач Федерального казначейства в рамках реализации Стратегической карты Казначейства России на 2010–2015 годы. Модернизация ресурса будет проводиться поэтапно с учетом пожеланий различных категорий пользователей. Запланировано развитие аналитического раздела и поисковых механизмов сайта. Будут развиваться сервисы обратной связи, появится возможность оценки деятельности учреждений и их услуг, проведения опросов пользователей, начнет работу форум. На официальном сайте будет размещаться информация о фактических показателях деятельности учреждений, в том числе информация о годовой бухгалтерской отчетности учреждений. Работа на сайте будет адаптирована под мобильные устройства, реализованы мобильные приложения, уже создан офлайн-клиент сайта, предназначенный для удаленной подготовки и последующего размещения сведений на портале.

Поделиться