— Гаджимет Керимович, в своем недавнем послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации заявил, что не позднее чем в 2015 году въезд в Россию должен быть разрешен исключительно по заграничным паспортам, а не внутренним паспортам стран СНГ. Означает ли это, что политика в отношении трудовых мигрантов будет ужесточаться?
— Речь идет не только и не столько об ужесточении. В сфере трудовой миграции нам необходимо навести элементарный порядок — обеспечить контроль за миграционными потоками и всеми силами противодействовать нелегальной миграции. Напомню Вам, что сегодня, по оценкам некоторых экспертов, число незаконно находящихся в стране мигрантов превышает цифры статистики об официально привлекаемых работниках. С такой ситуацией придется разбираться комплексно. Там, где нужны ужесточения, они должны вводиться. Где необходимо использовать экономические инструменты, мы обязаны их задействовать, в том числе в отношении недобросовестных работодателей. Наша задача создать условия, в которых нелегальные взаимодействия «мигрант — работодатель» станут невыгодными и всегда наказуемыми.
На последнем заседании осенней сессии 2012 года Государственная дума приняла во втором чтении целый пакет законодательных новаций по противодействию нелегальной миграции. В него вошли законопроекты и по так называемым резиновым квартирам, и по запрету на въезд в Россию иностранцев, которые совершили умышленные преступления, использовали подложные документы, имеют невыплаченные штрафы. Политика ужесточения ответственности должна распространяться также и на работодателей, которые намеренно используют труд нелегальных, а потому во всех смыслах незащищенных мигрантов.
Озвученная президентом инициатива введения загранпаспортов для граждан СНГ, желающих работать в России, безусловно, положительно скажется на системе контроля и регулирования миграции. Думаю, следующим возможным шагом может быть визовый режим. Но такие меры нам еще предстоит обсуждать и прорабатывать.
— Нашим отношениям с соседями по СНГ это не повредит?
— Каждому участнику СНГ не просто целесообразно, но и жизненно необходимо существовать в правовом поле. Поэтому проблема нелегальной миграции не лучшим образом сказывается на наших отношениях, а вот совместные усилия по борьбе с нарушениями в этой сфере укрепят взаимодействие на межгосударственном уровне, сделают его экономически более эффективным. В рамках договоренностей о сотрудничестве в сфере миграции можно будет вводить упрощенную процедуру получения виз для желающих работать на территории России. И не надо воспринимать визовый контроль в качестве запретительной меры — очевидно, что это способ установления порядка.
Кроме того, нам следует не забывать о еще одном немаловажном направлении сотрудничества с соседями по СНГ. Сегодня, по разным оценкам, миграционный поток из стран СНГ достигает порядка 80 процентов от всех иностранных граждан, занятых в российской экономике. И в свете задач по поддержанию межнационального согласия и стабильности в нашем обществе следует развивать формы домиграционной подготовки работающих у нас граждан СНГ. Думаю, что многие из программ по изучению русского языка можно реализовывать непосредственно на территории стран въезда мигрантов. Это станет примером использования потенциала и опыта позитивного сотрудничества государств — участников союза. Так что, я убежден, ваши опасения напрасны.
— А что нужно изменить в регулировании миграции, чтобы она не оказывала негативного влияния на наш рынок труда?
— Само понятие регулирования миграции должно быть переосмыслено. После распада Советского Союза это регулирование осуществлялось подчас стихийно. Сегодня ни одна страна мира не может себе позволить непродуманной миграционной политики, это представляется важным и с точки зрения защиты жизни и здоровья граждан, и экономических интересов государства.
В целом мы должны использовать дифференцированный подход к миграционным потокам. Нам нужны «мозги»?! Умные, трудолюбивые люди, локомотивы и участники инновационных и крупных инвестиционных проектов страны?! Значит, мы все должны сделать ради того, чтобы для высококвалифицированных специалистов перспектива обосноваться и жить в России была привлекательной.
Нам нужно решать демографические проблемы? И лишний раз не провоцировать межнациональное напряжение? Значит, мы должны для наших соотечественников, для тех, кто культурно и духовно близок стране, облегчить путь обратно, предоставить максимальные возможности для возвращения в Россию.
Нужно ли нам развивать такие стратегические для России, но демографически депрессивные и экономически слабые территории, как Сибирь, Север и Дальний Восток? Значит, мы должны не только привлекать мигрантов в эти трудонедостаточные регионы, но и стимулировать мобильность собственного населения. Создавать условия экономические, социальные, чтобы смена места жительства не была такой проблемой, которой объективно она сегодня является. Альтернатива проста — профессиональную реализацию именно здесь сделать привлекательной. Мы не имеем морального или любого иного права упускать территории, которые составляют еще не раскрывшийся мощный потенциал экономики России.
По заказу Международной организации труда в Южном федеральном округе проводились социологические исследования, их итоги таковы:
— То было другое государство и другой тип экономики.
— Согласен. В Советском Союзе наши граждане не имели свободы передвижения, существовал институт распределения. Сегодня эти механизмы не будут работать. Говорю об этом не с сожалением, а с пониманием того, что только за созданием новых рабочих мест с выгодными, привлекательными условиями труда можно увидеть достойную альтернативу распределению.
— В последнее время снова участились сообщения о межнациональных конфликтах. Как их пресекать, возможно ли изжить тот негатив, который сегодня сопровождает всякую дискуссию о межнациональных отношениях внутри страны?
— Одним из важнейших политических событий декабря уходящего года стало оглашение нашим президентом Послания Федеральному собранию. Попыткам провоцировать межнациональную напряженность президент дал однозначную оценку. Эти попытки должны рассматриваться как вызов единству страны, как прямая угроза для каждого из нас. Было сказано и про явный дефицит духовных скреп, которыми всегда были милосердие, сочувствие, сострадание наших граждан. Уверен, что такой курс на укрепление духовно-нравственных основ российского общества в будущем убережет нас от проявлений всякого рода нетерпимости друг к другу.
Этот курс требует повышенного внимания к воспитательной стороне нашего образования, прежде всего школьного. Детей мы должны не только вооружать знаниями, как сейчас говорят, компетенциями, но и воспитывать в традициях взаимоуважения, дружбы и патриотизма. Воспитывать на исторических примерах, на том лучшем, что есть в культуре всех народов нашей страны. Думаю, только в таком случае будет изжит негатив по отношению к любому из народов России.
Мне отрадно говорить о том, что вопросы национальной политики сегодня включены в ряд стратегических задач развития страны. В целом национальная политика начала отвоевывать некогда утраченные позиции. До недавнего времени мы были заложниками ситуации, в которой почти двадцатилетие вопросы межнациональных отношений решались по остаточному принципу или в режиме тушения то здесь, то там возникающих пожаров. Сейчас положение меняется.
Создан и активно работает Совет по межнациональным отношениям при Президенте РФ. Именно на его плечи легла подготовка новой Стратегии государственной национальной политики России.
— Новая Стратегия государственной национальной политики содержит много хороших, ярких положений. Дадут ли они результат?
— Новаций, получивших широкую поддержку, много. Комплексная и серьезная работа над их внедрением, законодательным и организационным обеспечением обязательно должна дать результат.
Среди ключевых стоит выделить инициативы, касающиеся совершенствования системы государственного управления в сфере межнациональных отношений. Если работе по гармонизации межнациональных отношений мы хотим придать по-настоящему плановый и серьезный характер, следует создавать уполномоченные в вопросах реализации национальной политики органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Будут полномочия у субъекта проводить единую для всей страны национальную политику, решать конкретные задачи на территории, будет и с кого спрашивать за упущения в работе. Мы предлагаем установить ответственность для должностных лиц за действия или бездействие, провоцирующие межэтническую напряженность и конфликты.
Важнейшим приоритетом национальной политики страны следует считать вопросы образования, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи. В первую очередь речь должна идти о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история, естественно, в контексте всего богатства национальных традиций и культур. Задачам образования как самого мощного объединяющего начала в многоязычном, поликультурном, поликонфессиональном российском обществе действительно должна отводиться первостепенная роль.
В Стратегии есть еще один важный момент, касающийся Северо-Кавказского федерального округа и налаживания там межнационального мира. Для обеспечения прочного межнационального согласия на Северном Кавказе, да и в целом по стране, нам необходимо создавать дополнительные условия для улучшения и выравнивания социально-экономической ситуации. Заниматься экономикой и забывать про духовно-нравственное воспитание или, наоборот, уделять особое внимание образованию и забывать о хлебе насущном будет также неправильно. В такой работе важна комплексность. Именно тогда в умах у нового поколения произойдут перемены, русские и кавказцы станут ощущать себя единой нацией с едиными ценностями, историей и общими задачами развития. Конфликты на Северном Кавказе будут сходить на нет, а мифы о враждебности, лени кавказских народов будут развенчаны. Еще раз повторю, что предложений много. Наша цель — работать над их воплощением.
— Идея создать специальное ведомство по вопросам национальной политики отложена?
— На сегодняшнем этапе надо разработать план реализации стратегии, оценить ситуацию и понять, какие полномочия будут необходимы. К этой идее обязательно вернутся. Не знаю, будет ли это министерство или иной орган исполнительной власти, но то, что совсем без него не обойтись, очевидно. Кто-то должен координировать реализацию намеченных мероприятий. Вывести из разных министерств часть полномочий и механически соединить их — не тот путь. Мне близка позиция В. В. Путина, который, поддержав идею координирующего ведомства, предложил экспертному сообществу, Совету по межнациональным отношениям при Президенте РФ подумать и определить направления будущей деятельности, а потом уже сформулировать предложения по исполнителю и координатору.
Конечно, если распределить бюджет по разным министерствам и ведомствам, разделить между ними обязанности, эффекта не будет. Но и создавать «министерство по делам мероприятий» тоже нет смысла. Такой государственный орган должен быть действенным, иметь полномочия и нести ответственность за их плановую реализацию. На мой взгляд, России нужны два «суперведомства». Во-первых, мощная Федеральная миграционная служба с полномочиями министерства — по примеру действующей практики США. И во-вторых, необходимо (условно назовем его так) министерство по межнациональным отношениям. Думаю, что при внимании государства, финансировании и принятии законов, которые будут работать на профилактику всякого рода экстремизма и национальной нетерпимости, на единение нации, многие проблемы по силам решить. И Госдума будет готовить необходимую законодательную базу, искать и находить то, что нас, многонациональный народ России, объединяет.
Справка «Бюджета»
Гаджимет Керимович САФАРАЛИЕВ
Родился 26 июня в 1950 году в г. Махачкале. Окончил физический факультет Дагестанского государственного университета им. В. И. Ленина. Доктор физико-математических наук, профессор. Член-корреспондент Российской академии наук.
С 1972 года вел научную и преподавательскую деятельность в Дагестанском государственном университете, в котором прошел путь от младшего научного сотрудника кафедры экспериментальной физики до заведующего кафедрой, проректора. Автор более 300 научных статей, учебно-методических работ, монографий, 15 патентов.
Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования. Почетный работник высшей школы Российской Федерации. Заслуженный деятель науки Российской Федерации.
Избирался депутатом Государственной думы третьего, четвертого и пятого созывов. В разное время занимал должности заместителя председателя Комитета по образованию и науке, первого заместителя председателя Комитета по вопросам местного самоуправления, заместителя председателя Комитета по образованию.
Награжден орденом Почета, орденом Дружбы, почетным знаком «За заслуги в развитии парламентаризма в России», орденом «За заслуги перед Республикой Дагестан», медалями, почетными грамотами и благодарностями.