
«Очевидно, что мир переживает беспрецедентный по историческим меркам переходный период, сопровождающийся перелицовкой геополитического ландшафта, формированием новой расстановки сил, турбулентностью в сферах экономики, политики, в целом в международных отношениях», — говорится в статье.
В этих непростых условиях Россия продолжает придерживаться выбранного курса, направленного «на надежное обеспечение ее национальных интересов, выстраивать на международной арене коллективные действия в интересах укрепления безопасности и стабильности, урегулирования конфликтов путем поиска разумных компромиссов», подчеркнул Лавров.
Стержневым направлением внешней политики и безусловным приоритетом для России является пространство СНГ, заявил министр. В частности, ключевыми задачами на этом направлении Лавров назвал наращивание многостороннего взаимодействия и расширение интеграционных процессов.
Президент РФ Владимир Путин, отметил глава МИД, «неоднократно подчеркивал необходимость усилить работу в отношениях с государствами СНГ, включая наших самых близких интеграционных партнеров — участников Союзного государства и „тройки“ (Россия, Белоруссия и Казахстан), сформировавших Таможенный союз и приступивших к работе в формате Единого экономического пространства».
Глава МИД РФ уверен, что Евразийский экономический союз (ЕАЭС) «призван стать крупнейшим геополитическим проектом и новой исторической вехой не только для государств „тройки“, но и для других стран на пространстве СНГ».
«Интеграция опирается на принципы ВТО и, соответственно, совместима с аналогичными процессами, — подчеркнул министр. — Это дает нам основание полагать, что цель, выдвинутая президентом Путиным, — создание в перспективе единого экономического и человеческого пространства от Атлантики до Тихого океана — вполне реализуема».
Наряду с пространством СНГ РФ наращивает взаимовыгодные отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Лавров напомнил, что в связи с саммитом АТЭС в сентябре 2012 года во Владивостоке в рамках российского председательства президент В.В.Путин высказывался за интеграцию моделей, преобладающих в создаваемом Евразийском экономическом союзе и на пространстве АТЭС.
«Учитывая, что все они опираются на правила ВТО, при наличии доброй воли это — вполне реальная задача. Это позволило бы на качественно новом уровне решить проблемы создания надежного „моста“ между Европой и Азией, сформировать уникальное по своему охвату пространство глубокого экономического партнерства», — заявил глава МИД.
Кроме того, Россия продолжает расширять стратегическое сотрудничество с Евросоюзом. В частности, Лавров отметил активное взаимодействие в сфере торговли, энергетики, высоких технологий, телекоммуникаций, космоса. На повестке дня — переход к безвизовому режиму для краткосрочных поездок граждан.
«Все технические и юридические вопросы для этого решены, дело — за политической волей», — заявил глава МИД.
Что касается отношений РФ с НАТО, то, хотя по целому ряду направлений стратегические цели совпадают(Афганистан, борьба с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, пиратством, ликвидация последствий природных и техногенных катастроф), все же сохраняются существенные расхождения, в частности, по вопросу ПРО. Тем не менее, РФ готова «к продолжению поиска взаимоприемлемых развязок в сфере ПРО, исходя из понимания, что безопасность неделима и никто не должен укреплять свою безопасность за счет безопасности других», подчеркнул Лавров.
Также для решения вопросов поддержания глобальной стабильности ключевое значение сохраняют российско-американские отношения, заявил министр.
Москва рассчитывает, что принятый в США «одиозный санкционный „закон имени Магнитского“ не сможет повернуть вспять развитие российско-американских отношений», подчеркнул Лавров. Однако, добавил он, «будем и впредь адекватно реагировать на недружественные шаги».
«Вместе с тем, заметил Лавров, в основе российской позиции лежит готовность к развитию российско-американских связей по всем направлениям, заинтересованность в координации действий на международной арене, исходя из фундаментальных принципов равноправия, невмешательства во внутренние дела и реального уважения интересов друг друга».
«Особое внимание планируем уделить приданию новой динамики торгово-инвестиционному сотрудничеству, — продолжил министр. — Чем глубже станут наши экономические связи, тем крепче будет „страховочная сетка“, гарантирующая российско-американские отношения от перепадов политической конъюнктуры».
Лавров также подчеркнул, что негативное развитие событий в некоторых регионах мира вызывает серьезное беспокойство у РФ. Министр особо отметил конфликты на Ближнем Востоке и в Северной Африке (Сирия, Ливия, Мали, захват заложников в Алжире), «застарелый» арабо-израильский конфликт, а также вопрос иранской ядерной программы.
«Мы последовательно защищаем принципы верховенства международного права, демократических норм и коллективных начал в международных отношениях, отстаиваем безальтернативность центральной роли ООН, главную ответственность ее Совета Безопасности за поддержание международного мира и безопасности, — подчеркнул Лавров. — Для нас недопустимы попытки использовать СБ ООН для легитимизации внешнего, включая военное, вмешательства во внутренние конфликты, давления на неугодные правительства под гуманитарными лозунгами».
«Призываем всех действовать предельно осмотрительно — угрозы применения силы мешают достижению взаимоприемлемых договоренностей, а реализация же силового сценария имела бы самые негативные последствия для региональной и глобальной безопасности», — особо подчеркнул глава российского МИД.