Образование — 31 января 2013

Минобрнауки объяснило, как пользоваться списком 100 рекомендованных книг

Версия для печати 2487 Материалы по теме
Минобрнауки объяснило, как пользоваться списком 100 рекомендованных книг
Книги
В списке 100 рекомендованных для прочтения книг, обсуждение которого длилось около полугода и который наконец-то был утвержден 16 января, есть и серьезные, исторические документы, такие как «Блокадный дневник» Даниила Гранина и Алеся Адамовича или воспоминания Ильи Эренбурга «Люди, годы, жизнь», веселые и нравоучительные «Приключения Незнайки» Николая Носова и даже «Трудно быть Богом» братьев Стругацких.

Что и говорить, книги для разных возрастов и разных характеров. Тут уже работа учителя — какую книгу в каком классе рекомендовать.

Да и вообще список по сути своей рекомендательный. Это подтвердила глава департамента общего образования минобрнауки Елена Низиенко.

— Этот список вовсе не означает, что все книги из него ребенок должен прочитать к определенному возрасту, — уточнила она. — Задача учителя — организовать совместную, так скажем, душевную интеллектуальную работу родителей и учителей с ребятами, читать эти книги во внеурочное время, на кружках или в литературном клубе.

— Как только появился список, общественность забурлила: нет ни Ахматовой, ни Пушкина, ни других классиков.

— Да, в нашем списке их нет. Зато, надеюсь, никто не будет с этим спорить, они есть в школьной программе. Список не дублирует эту программу, это было бы странно. Поэтому в нем нет Цветаевой, Ахматовой, Мандельштама, зато есть Гумилев, Рождественский, Шукшин, Дудинцев.

Часто, как только из министерства в школы приходит какой-либо список, для части учителей он априори воспринимается как директива. Не станет ли обязательным в некоторых школах и этот список рекомендованных 100 книг? Не будут ли учителя сверх школьной программы требовать его обязательного прочтения? Такая опасность есть всегда, считает Низиенко. Поэтому вместе со списком министерство разослало в школы и разъяснительное письмо, в котором подчеркивается: список предназначен для внеклассного чтения.

— Никакой отчетности по освоению этого списка мы от школ, естественно, требовать не будем, — заверила Низиенко. По ее словам, список не окончательный, он наверняка будет дополняться.

— Школьный стандарт у нас меняется не реже одного раза в 10 лет. Думаю, примерно такой же период обновления подойдет и для списка рекомендованной литературы, — уточнила Елена Низиенко.

Между тем, в интернете вовсю обсуждается некий список книг, якобы предложенный Российской академией образования в качестве школьной программы по литературе — в него не включены классики русской литературы, такие как Крылов, Радищев и другие. Елена Низиенко разъяснила, почему не стоит пока «цепляться» за эту программу.

— По закону сначала формируется образовательный стандарт по предмету, а уже под него — программа, — говорит Елена Леонидовна. — То, что представлено коллективом РАО — проект рабочей программы по предметам. Уверяю: никто не планирует исключать из школьной программы наших классиков.

Список 100 книг будет регулярно обновляться

«Школьный стандарт обновляется не реже одного раза в 10 лет. Список можно обновлять так же. Но если будет бум современных авторов, его можно обновлять и чаще», — сказала глава Департамента общего образования Минобрнауки Елена Низиенко.

Напомним, что сейчас школы занимаются по двум стандартам сразу. Один действует еще с 2004 года, другой вступил в силу в 2011 году. К стандарту 2004 года список, разумеется, есть, а вот что касается нового, то обязательного списка пока не составлено. Но по этому стандарту учатся только дети из первых и вторых классов, так что вопрос с литературой для них пока не самый актуальный. Тем не менее, сейчас дети в началке проходят Платонова, Гайдара («Чук и Гек», «Тимур и его команда»), Заходера, Тютчева, Плещеева, Пришвина, Сладкова. И учатся не только грамотно читать, но и разбирать текст.

При этом по результатам интернет-голосования сформирован перечень из 100 книг для внеклассной работы в школах, который направлен в регионы.«Список очень широк — от „Приключений Незнайки“ Носова до „Белых одежд“ Дудинцева, он рассчитан на разный возраст детей. У учителей довольно сложная задача, чтобы все эти книжки вместе со школьниками начать читать. А наша задача — вместе со школьными учителями организовать совместную интеллектуальную работу по прочтению и осмыслению», — пояснила Низиенко.

По мнению Елены Низиенко, не стоит упрощать школьную программу. «Я вообще против всякого упрощения», — добавила директор департамента. Вместе с тем она допустила, что в программу можно было бы включить произведения в стиле фэнтези.

Рядовые школьные учителя сетуют на то, что ученики не успевают читать даже то, что положено по обязательной части программы. А для того, чтобы привить ученикам любовь к книге, некоторые самые продвинутые и грамотные педагоги, такие как Сергей Волков из московской школы № 57, стараются найти возможность почитать на уроке вслух.

В одном из интервью «РГ» Сергей Волков сказал: «Понимаю, что все книги из списка школьники не прочитают. Но я считаю, пусть прочитают меньше произведений, но сделают это осмысленно. Курс литературы в школе, безусловно, надо разгружать. Но как — очень болезненный вопрос. Кого исключить? Тургенева, Островского, Гончарова? У меня нет ответа».

Нет ответа на этот трудный вопрос и у Наталья Солженицыной. Но с тем, что список литературы может меняться, она согласна. Список обязательной литературы в школе больше увеличить нельзя, и, возможно, даже настал момент, когда стоит взглянуть на него критически. «Но это дело методистов», — уточнила Солженицына.
По ее мнению, у учителей все же есть определенная свобода в выборе произведений из обязательного списка: «Учитель с большим удовольствием преподает того, кого любит. Но были и есть ученики, которые вообще ничего не вынесут с уроков литературы и останутся со сказкой о царе Салтане. Но они хотя бы будут помнить имена поэтов и писателей. Литература не может быть предметом, который все любят и обожают».

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно