Версия для печати 2756 Материалы по теме
Спасут ли Россию  независимые эксперты?

На совещании по экономическим вопросам 16 января Президент РФ В. В. Путин заявил, что необходимо провести комплексный анализ эффективности бюджетных расходов при участии независимых экспертов. По мнению главы государства, таким образом в бюджете можно найти дополнительные средства, которые следует направить на развитие инфраструктуры. Сейчас эффективность расходования бюджетных средств оценивает Счетная палата. Кто попадет в состав группы независимых экспертов? По какому принципу будет происходить отбор? Какие методы будут применять эксперты? На эти и другие вопросы отвечали участники круглого стола, который прошел 31 января в мультимедийном пресс-центре РИА «Новости».

Есть старый анекдот. Посетителя зоопарка привела в крайнее удивление табличка с рационом слона. «Неужели слон столько съест?» — спросил он у служителя зоопарка. И получил исчерпывающий ответ: «Съесть-то он съест, да кто ж ему даст». По мнению участников круглого стола, найти в бюджете дополнительные средства можно. И самое главное — искать их нужно. Другое дело, кто бы позволил.

Пенсию не украсть

акиндинова
Работа по определению эффективности использования бюджетных средств проводится сейчас во многих странах мира. Эксперты из развитых стран пришли к выводу, что направлять бюджетные средства на инвестиции значительно эффективней, чем на прямые выплаты населению. «Мы в своем институте, — рассказала Н. В. Акиндинова, директор Института „Центр развития“ НИУ ВШЭ, — тоже провели такое исследование. И оказалось, что в России все совсем не так. В нашей стране бюджетные расходы на повышение зарплат и пенсий, которое поднимает потребительский спрос и стимулирует развитие экономики, значительно эффективнее, чем инвестиции. Почему? Вывод напрашивается сам. Средства, направляемые на прямые выплаты населению, практически невозможно украсть, невозможно использовать нецелевым образом».

Кроме того, механизмы контроля эффективности использования бюджетных средств в России давно разработаны, известны и могут быть применимы. На том и стоит Счетная палата РФ. Оценка эффективности использования национальных ресурсов в комплексе, а не только бюджетных средств является ее традиционной миссией.

Готовы ли мы знать правду?

Пискунов
«Сейчас Председатель Счетной палаты РФ и его заместитель вносят на рассмотрение новую редакцию закона о ведомстве, — сказал А. А. Пискунов, аудитор Счетной палаты РФ. — В новый закон мы включили такие виды аудита, как проектный, контрактный, аудит инвестпроектов. И мы чувствуем, что многим это не нравится. Президент РФ выступает с правильными стратегическими инициативами и буквально вытягивает из правительства закон о федеральной контрактной системе, который актуализирует общественный договор между властью, бизнесом и обществом». И это огромный резерв для власти. Более 10 трлн закупок — инструмент легального, ненасильственного доступа к экономической деятельности всех слоев общества. Но, по словам аудитора, редакция закона о ФКС такова, что он будет не сильно отличаться от Закона № 94-ФЗ. Сейчас Счетная палата разработала методы и технологии, которые позволят одновременно видеть сотни проектов, тысячи контрактов и миллионы трансакций. Но, как отметил Пискунов, попытки отработать этот макет, запустить пилотный проект на конкретном материале встречает жесткое сопротивление определенных ведомств. По его словам, «гораздо безопасней щипать траву на своем поле, когда никто не видит, когда и кем санкционирован этот проект, сколько выделено денег, как и на каком основании происходят расчеты. Есть методики и методы, которые и сегодня позволяют видеть и знать правду. Вопрос один: готовы ли мы знать эту правду?».

Вопрос о готовности знать правду и принимать соответствующие решения остается главным на повестке дня. Ведь, как отметили участники круглого стола, зачастую результаты проверок Счетной палаты не становятся достоянием гласности. И опять налогоплательщик не может проследить, куда и как тратятся его деньги. И самое парадоксальное — не имеет права знать. Счетная палата работает в существующем правовом поле. И многие данные, которые предоставляются аудиторам, идут под грифом секретности. «Эта ситуация и нас не устраивает. Но мы работаем в соответствии с действующим законодательством», — отметил Пискунов.

А судьи кто?

Гринберг
Если же вернуться к вопросу о необходимости создания новой контролирующей структуры — сообщества независимых экспертов, то он потянет за собой следующий вопрос: «Кто войдет в состав этого сообщества?» «Например, я бы хотел войти в состав сообщества, — признался Р. С. Гринберг, директор Института экономики РАН, — чтобы получать хороший оклад и чувствовать себя спокойно. Это, конечно, шутка. А если говорить серьезно, то, по моему мнению, само намерение обратиться к новому сообществу независимых экспертов — это выражение растерянности нашего правящего дома. Проблема неэффективности госрасходов существует во всем мире. Госрасходы — не твои личные расходы, и всегда есть искушение приватизировать хоть какую-то их часть. Есть ненаучная цифра: 10 процентов госрасходов являются нецелевыми. Эта так называемая десятина существует во всех развитых странах. Но когда этот показатель становится выше, возникает состояние тревоги».

В России процент «приватизированных» бюджетных средств неизвестен, существуют разные расчеты. Тем не менее, по убеждению Гринберга, нам нужно не создавать новые структуры, а обеспечить Счетной палате и парламенту нормальные условия для контрольной деятельности, определить оптимальное разделение труда между ними. Кроме того, средства можно изыскивать не только с помощью упорной борьбы с нецелевым их использованием.

Сегодня в России существуют две школы мышления относительно государственных расходов. Одна точка зрения — максимально сократить расходы, перевести их в разряд спонсорской помощи. Гринберг придерживается прямо противоположного мнения: «Государственные расходы нужно наращивать и не бояться, что часть из них будет потрачена не на предполагаемые цели. Есть такое понятие, как государственная квота, которая представляет собой отношение государственных расходов к ВВП. В развитых странах эта квота составляет более 50 процентов. В России государственные расходы не превышают 32–33 процентов ВВП. И я считаю, что на 10 процентов их необходимо увеличить, тем более что на повестке дня у нас стоят просто кричащие инфраструктурные проблемы. Мы имеем высокие цены на нефть, и кто бы что ни говорил, цены еще долго будут оставаться высокими. И делать сейчас огромные накопления, на мой взгляд, нецелесообразно. Если бы мы сейчас тратили 60 процентов так называемых излишних денег, образовавшихся в результате высокой цены на нефть, а 40 накапливали, то смогли бы огромные суммы направить на развитие здравоохранения и образования. Что же касается затеи создать сообщество независимых экспертов, то я считаю, что эта идея, мягко говоря, несвоевременная».

С ним согласились и другие участники круглого стола. Если говорить о независимых экспертах, то они должны быть прежде всего независимы друг от друга, представлять различные ведомства и интересы и в процессе озвучивания своих точек зрения приходить к истине. И если экспертная оценка будет присутствовать на этапе формирования бюджетной политики, бюджетной стратегии и делать ее будут академики, тогда это, быть может, даст результат. Но создавать сейчас новую структуру, разрабатывать методики и технологии оценок, которые уже существуют и могут работать, все равно что изобретать велосипед.

Поделиться