25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 7559 Материалы по теме
Минсельхоз будет использовать проектное финансирование

Смирнов
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы стала основным законом для отечественного АПК. Некоторые подходы к его реализации раскрывает директор Департамента финансов и бюджетной политики Министерства сельского хозяйства РФ Николай Васильевич СМИРНОВ.

— Николай Васильевич, как бы вы оценили федеральный бюджет на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов с точки зрения финансирования сельского хозяйства? В какой мере при его составлении были учтены предложения Министерства сельского хозяйства РФ?

— Как изложено в Бюджетном послании Президента России В. В. Путина, для достижения целей социально-экономической политики и обеспечения общественного контроля за их достижением формирование и исполнение бюджета должно осуществляться на базе государственных программ. В этой связи Минсельхоз России до утверждения федерального бюджета на 2013–2015 годы одним из первых подготовил Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717), в соответствии с которой осуществляется государственная поддержка сельского хозяйства.

Рассмотрение проекта госпрограммы и бюджетных проектировок осуществлялось в условиях оптимизации расходов федерального бюджета. Вместе с тем Минсельхозу удалось защитить ресурсное обеспечение госпрограммы на 2013–2015 годы даже с некоторым увеличением. На ближайшие три года средства на эти цели по главному распорядителю — Минсельхозу составят 172,7, 173,2 и 187,4 миллиарда рублей соответственно. Хотя, надо признать, сельское хозяйство в настоящее время нуждается в большей поддержке. В условиях членства России в ВТО государственная политика, как никогда, должна быть направлена на опережающее финансирование сельского хозяйства в рамках установленных правил.

— В 2012 году завершается срок действия предыдущей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия. Можно ли уже делать выводы об итогах ее реализации?

— Начиная с 2006 года с момента реализации национального проекта по развитию АПК и продолжившей его Государственной программы развития сельского хозяйства на 2008–2012 годы в отрасли произошли ключевые изменения. Меры государственной поддержки инициировали приток частных инвестиций и ежегодный прирост производства. Сегодня совокупный инвестиционный портфель в развитие сельского хозяйства составляет около 1,6 триллиона рублей. В 2012 году по сравнению с 2007 годом индекс производства продукции сельского хозяйства по России вырос на 16,8 процента, производство скота и птицы на убой в живом весе увеличилось на 33 процента, овощей — на 27 процентов, плодово-ягодной продукции — на 5 процентов. Улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций, активизировалась работа по развитию сельских территорий.

Всего на государственную поддержку сельского хозяйства в 2008–2012 годах в виде субсидий направлено из бюджетов всех уровней 757,5 миллиарда рублей, в том числе из федерального бюджета — 507,6 миллиарда, региональных бюджетов — 249,5 миллиарда рублей. К сожалению, негативное влияние на урожай зерна оказала засуха, в связи с чем не удалось выйти на намеченные объемы сбора зерновых культур в 2012 году. Собрано почти 70,7 миллиона тонн, что меньше чем в предыдущем году на 25 процентов.

Для более эффективной реализации мер государственной поддержки в рамках последней госпрограммы Минсельхоз совместно с Минфином России намерен выстраивать новую систему взаимоотношений с регионами с целью стимулирования повышенного внимания к проблемам сельского хозяйства. В целях повышения эффективности бюджетных расходов Минсельхоз будет использовать принципы проектного финансирования мероприятий гос­программы с тем, чтобы она вместе с региональными программами выступила единым инструментом мобилизации ресурсов для обеспечения продовольственной независимости страны через комплексное и сбалансированное решение экономических, социальных, экологических и инфраструктурных проблем развития сельских территорий. При подписании соглашений о реализации госпрограммы Минсельхоз России договорился с регионами о том, что индикаторы госпрограммы — это базовые данные, подлежащие ежегодному пересмотру с учетом более ускоренного развития аграрного производства, сельской инфраструктуры и жилищного строительства.

— Традиционно острой для АПК является проблема кредитования производителей сельскохозяйственной продукции. Хотелось бы услышать вашу оценку той политики, которую проводят коммерческие банки в данном направлении.

— В госпрограмме на 2013–2020 годы важным направлением является государственная поддержка кредитования отраслей растениеводства и животноводства, переработки их продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продовольствия, а также малых форм хозяйствования (фермерских (крестьянских) хозяйств, личных подсобных хозяйств). Поддержка оказывается путем частичного субсидирования расходов по уплате процентов за полученные кредиты. Проценты по краткосрочным кредитам субсидируются не более года (в основном такие кредиты получают на период сезонных работы), инвестиционным — до восьми лет, а кредиты, полученные на развитие мясного скотоводства, впервые будут субсидироваться до 15 лет.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 1460 при субсидировании процентной ставки по инвестиционным кредитам из федерального бюджета будет компенсироваться 80 процентов ставки рефинансирования Центробанка, из бюджетов субъектов РФ — 20 процентов ставки рефинансирования. Исключение сделано для сельхозтоваропроизводителей, занимающихся развитием мясного скотоводства: им будет компенсировано 100 процентов ставки рефинансирования из федерального бюджета, а из региональных бюджетов — 3 процента сверх ставки рефинансирования. По краткосрочным кредитам, получаемым с 2013 года, возмещаются проценты за счет федерального и региональных бюджетов — соответственно 2/3 и 1/3 ставки рефинансирования. По кредитным договорам, заключенным до 2013 года, сохраняются прежние условия субсидирования кредитов.

В 2012 году сельхозтоваропроизводителями от кредитных организаций получено кредитов на сумму более 650 миллионов рублей. Основными кредиторами селян традиционно являются Россельхозбанк, Сбербанк России, ВТБ. На днях в Минсельхозе прошло совещание с представителями указанных и других банков, где обсуждались вопросы кредитования весенних полевых работ. На эти цели в совокупности потребуется более 260 миллиардов рублей, в том числе за счет кредитных ресурсов —150 миллиардов.

— Россия вступила в ВТО, и по правилам этой организации исключается прямое государственное субсидирование сельского хозяйства. Насколько помогут отечественным производителям сельхозпродукции те меры поддержки, которые не противоречат нашим международным обязательствам?

— Госпрограмма учитывает новые реалии, ее реализация станет главным инструментом адаптации сельского хозяйства России к условиям ВТО. Достижение целей новой государственной программы развития сельского хозяйства до 2020 года и адаптация отрасли к условиям ВТО требует более организованных и эффективных подходов, в том числе в использовании бюджетных средств на реализацию госпрограммы.

Минсельхоз одним из первых перешел к программному бюджету. Проводятся целенаправленные меры по адаптации отрасли к условиям ВТО, которые должны сыграть положительную роль для улучшения самочувствия сельхозтоваропроизводителя. Внесены изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие налоговые льготы в отношении сельхозпроизводителей и устанавливающие ставку 0 процентов по налогу на прибыль для организаций данного сектора, льготную ставку в размере 10 процентов по НДС при реализации племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец и коз, племенных лошадей, племенного яйца, освобождение от НДФЛ доходов крестьянских (фермерских) хозяйств, полученных из бюджета в виде грантов на создание и развитие хозяйств и развитие семейной животноводческой фермы.

Чтобы соответствовать требованиям ВТО, предусмотрены новые формы поддержки сельского хозяйства. Речь идет прежде всего о субсидиях на один гектар посевных площадей, которые сформированы за счет консолидации (укрупнения) ныне существующих субсидий на растениеводство для последующего их направления на повышение доходности сельхозпроизводителей. Такой вид поддержки позволит существенно смягчить последствия неэквивалентности в товарообмене сельского хозяйства с другими отраслями экономики, обеспечить более рациональное использование биоклиматического потенциала регионов, получение стабильных урожаев.

Особое внимание в госпрограмме уделено мясному и молочному скотоводству. Так, развитие мясного скотоводства выделено в отдельную подпрограмму, нацеленную на стимулирование увеличения поголовья и производство высококачественной говядины в объемах, достаточных для импортозамещения. По молоку введен новый вид поддержки — субсидии на килограмм реализованного товарного молока.

Предусмотрено формирование институциональной среды инновационного развития АПК, сетей институтов развития, поддерживающих инновационные проекты на всех стадиях реализации, структур распространения инноваций через механизмы государственно-частного партнерства. Разработаны новые правила стимулирования приобретения современной сельскохозяйственной техники, в соответствии с которыми на нее установлены скидки в размере 15 процентов. Предусматривается создание инфраструктуры развития биотехнологий в сельском хозяйстве, рассчитанной на получение высококачественных, экологически чистых продуктов питания, восстановление плодородия почв.

Особенно актуально для развития сельского хозяйства развитие инфраструктуры аграрных районов, улучшение жилищных условий селян, мелиоративные, экологические программы, улучшение плодородия почв и другие мероприятия. По правилам ВТО они относятся к «зеленой корзине», то есть к мерам, не связанным с отраслью напрямую, но фундаментально поддерживающим ее. В такую «корзину» можно вкладывать неограниченные средства. Как показывает практика, названные меры в долгосрочной перспективе не менее, а скорее даже более эффективны, чем прямые субсидии, и имеют непосредственное отношение как к эффективному развитию сельского хозяйства, так и к сохранению и процветанию российского села.

— Сохранится ли в ближайшее время государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств? Насколько она эффективна?

— С 2012 года реализуются меры государственной поддержки начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм в виде субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, единовременной помощи на бытовое обустройство и грантов на развитие семейных животноводческих ферм. Из федерального бюджета в 2012 году на поддержку начинающих фермеров выделено два миллиарда рублей, на развитие семейных животноводческих ферм — 1,5 миллиарда.

В 2012 году 68 субъектов РФ заключили соглашения с Минсельхозом России о реализации мер государственной поддержки начинающих фермеров, 63 региона — о реализации мер по развитию семейных животноводческих ферм. В 2012 году, по данным органов управления АПК субъектов РФ, 2,8 тысячи хозяйствам начинающих фермеров и 751 семейной животноводческой ферме оказана грантовая поддержка. По предварительным данным, создано около 10,6 тысячи новых постоянных рабочих мест в сельской местности. Указанная государственная поддержка будет оказываться и в дальнейшем.

— Минсельхоз России финансирует социальное развитие села — в частности, строительство жилья для молодых семей и молодых специалистов, развитие социальной и инженерной инфраструктуры. Какие суммы выделяются на указанные цели и какие регионы получают больше средств? На основе какой методики производится их распределение? Достаточно ли этих денег, чтобы обеспечить село квалифицированными кадрами?

— Большая протяженность страны, слабая связь сельских территорий с миром, неразвитость инфраструктуры становятся серьезным препятствием для сельского хозяйства. А прямые инвестиции в размещение новых производств придут в первую очередь в те регионы, которые смогут предоставить под застройку обеспеченные инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой территории. Поэтому в составе госпрограммы реализуется федеральная целевая программ «Социальное развитие села до 2013 года». На ее мероприятия в 2003–2012 годах из федерального бюджета было выделено более 58 миллиардов рублей, в 2013 году — девять миллиардов. С 2006 года в программу включены мероприятия по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, направленные на создание условий для преодоления кадрового дефицита в сельской местности. За период с 2008 по 2012 год из федерального бюджета было выделено 25 миллиардов рублей, привлечено из консолидированных бюджетов субъектов РФ около 22 миллиардов. Программа пользуется большим успехом среди сельской молодежи. За семь лет (2006–2012 годы) более 83 тысяч сельских молодых семей и молодых специалистов были обеспечены благоустроенным жильем. Сегодня выстроились очереди из желающих стать участниками программы.

В рамках мероприятий по развитию инженерной инфраструктуры уровень газификации жилищного фонда сетевым газом в сельской местности увеличился с 33,1 процента в 2002 году до 55,2 процента в 2012 году, обеспеченность сельского населения питьевой водой выросла с 40,7 процента в 2002 году до 58 процентов в 2012 году. Построено (реконструировано) в 2003–2012 годах 11,5 тысячи километров линий электропередачи. Введено 99,9 тысячи мест общеобразовательных учреждений, 24,6 тысячи мест клубов, открыто 540 фельдшерско-акушерских пунктов, введено в действие районных и участковых больниц на 6,1 тысячи мест, амбулаторно-поликлинических учреждений — на 7,5 тысячи посещений в смену.

Средства государственной поддержки на реализацию мероприятий программы распределяются в соответствии с методикой, предусмотренной Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, исходя из уровня обеспеченности регионов жильем, объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры с учетом установленного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта РФ за счет средств федерального бюджета. Кроме того, при определении объемов субсидий на жилищное строительство к субъекту РФ, предусматривающему в своем бюджете больше средств на софинансирование мероприятий, применяется поправочный коэффициент, увеличивающий расчетную величину субсидий. Распоряжения Правительства России об утверждении распределений субсидий из федерального бюджета между субъектами РФ по мероприятиям программы публикуются на сайте Минсельхоза. Наиболее активно участвуют в программе Татарстан, Башкортостан, Мордовия, Ростовская, Белгородская, Воронежская, Курская, Московская, Орловская, Смоленская, Саратовская, Тюменская области, Пермский, Алтайский, Красноярский края.

Чтобы стимулировать регионы, выделение субсидий на государственную поддержку сельского хозяйства в целом будет основываться на принципах комплексного планирования развития территорий, рационального размещения производительных сил и расселения, диверсификации сельской экономики и обеспечения занятости сельского населения. Будут учитываться достижение высокого уровня развития сельской инфраструктуры с учетом реструктуризации и оптимизации сети, обеспечение сельчан жильем, а также консолидация финансовых ресурсов для развития сельской инфраструктуры и жилищного строительства за счет собственных финансовых средств, средств на реализацию в регионах федеральных целевых программ, внебюджетных средств, в том числе за счет региональных программ заимствований и развития государственно-частного партнерства.

Для повышения уровня обеспеченности сельских поселений объектами социально-инженерной инфраструктуры, нуждающихся граждан, молодых семей и молодых специалистов комфортным жильем выделенных средств еще недостаточно. В целях решения основных проблем развития сельских территорий Правительством РФ принято решение продолжить реализацию указанных направлений в рамках новой программы по устойчивому развитию сельских территорий до 2020 года.

— В текущем году также завершится срок действия Федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России». Как оценивались объемы финансирования, необходимого для решения этой важнейшей задачи?

— Развитие мелиорации приобретает исключительную важность. Хозяйства, имеющие в своем распоряжении мелиоративные и оросительные системы, подвержены меньшим потерям в случае аномальных явлений. В Китае доля мелиорированных земель достигает 44,4 процента, в Индии — 35,9 процента, в США — 13,2 процента. В России даже в период подъема мелиорации ее доля в площади сельскохозяйственных угодий не превышала 10 процентов, а в настоящее время площадь мелиорированных земель составляет 7,9 процента от площади пашни.

Федеральная целевая программа на 2008–2012 годы в целом реализована успешно. Достигнуты заявленные цели по сохранению и рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения и созданию благоприятных условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, культуртехнических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники. За период реализации программы с 2008 по 2012 год израсходовано почти 426,4 миллиарда рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета — 63,9 миллиарда, бюджетов субъектов РФ — 49,3 миллиарда, внебюджетных источников — 313 миллиардов рублей.

Об эффективности реализации программы свидетельствует и выполнение основных целевых программных индикаторов. Так, за 2008–2012 годы предотвращено выбытие из сельскохозяйственного оборота в Российской Федерации более 5 миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий (128,7 процента к запланированному показателю), введено в эксплуатацию 323 тысячи гектаров мелиорированных земель (132 процента), вовлечено в интенсивный сельскохозяйственный оборот 202,4 тысячи гектаров сельскохозяйственных земель, пострадавших при аварии на Чернобыльской АЭС (больше запланированного в 3,7 раза), защищено от водной эрозии и затопления 455,3 тысячи гектаров сельскохозяйственных угодий (3,6 раза), защищены и сохранены от ветровой эрозии и опустынивания сельскохозяйственные угодья на площади 965,7 тысячи гектаров (1,9 раза), внесены минеральные удобрения в количестве 11,767 миллиона тонн (100,6 процента). В 2013 году действие программы завершается. Предусматривается использовать за счет всех источников финансирования почти 26,5 миллиарда рублей.

В целях дальнейшего развития мелиорации Правительство РФ утвердило Концепцию федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014–2020 годы». Она предусматривает техническое перевооружение, реконструкцию и восстановление мелиоративных систем, увеличение площадей орошаемых и осушаемых земель. Предусмотрен прогнозный объем финансирования за счет средств федерального бюджета 76,02 миллиарда рублей, также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — 43 миллиарда, внебюджетных источников — 63,8 миллиарда рублей. Кроме того, регионы, которые активно занимаются мелиорацией земель, в рамках экономически значимых региональных программ уже получают федеральные субсидии, компенсирующие до 50 процентов затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на эти цели.

— Как и в любой отрасли, в агропромышленном комплексе огромное значение имеет контроль за расходованием бюджетных средств. У вас есть предложения по его совершенствованию?

— Минсельхоз России в рамках возложенных полномочий осуществляет внутренний контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, предоставленных бюджетам субъектов РФ и государственным бюджетным учреждениям в виде субсидий. Ежегодно министерством формируется план проведения проверок. Преследуется цель ежегодно не столько увеличивать количество контрольных мероприятий, сколько повышать их качество. Особое внимание уделяется обеспечению эффективности использования бюджетных средств, достижению целевых индикаторов госпрограммы, соблюдению финансовой дисциплины, сохранности имущества.

Что касается совершенствования контроля, в частности, можно говорить о необходимости изменения порядка использования бюджетных средств, взысканных по результатам проверок. Сегодня эти деньги уходят в федеральный бюджет, а было бы целесообразно оставлять их в распоряжении главного распорядителя бюджетных средств, чтобы можно было перераспределять их между бюджетополучателями для более полной реализации госпрограммы или выполнения государственного задания.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно