Транспорт — 06 марта 2013

На строительство платных трасс, похоже, придется раскошеливаться налогоплательщикам

Версия для печати 1608 Материалы по теме
На строительство платных трасс, похоже, придется раскошеливаться налогоплательщикам

платная дорога
Правительство утвердило сумму, которая будет взиматься с автомобилистов за проезд по платным дорогам. По замыслу чиновников она будет составлять 1,5 рубля за километр для легковых машин. Коснется это, впрочем, не всех дорог, а лишь находящихся в «местах исторического расселения». При этом Минтранс признает, что предлагаемый тариф не сможет покрыть затраты инвесторов. Эксперты полагают, что разницу оплатят из бюджета, то есть из кармана налогоплательщиков.

Законопроект Минтранса, устанавливающий дорожные тарифы, был одобрен вчера правительственной комиссией по законотворчеству. Основные изменения, прописанные в документе, касаются максимального размера оплаты за проезд по платным дорогам общего пользования. Речь прежде всего идет о дорогах, находящихся в местах исторического расселения, а потому важных для местного населения. Поэтому в целях снятия социальной напряженности Минтранс предложил установить стоимость проезда, не превышающую 1,5 руб. за один километр для легковых автомобилей.

В настоящее время в России действуют так называемые «концессионные соглашения» на трассах общего пользования всех уровней: федерального, регионального, межмуниципального и местного. Изначально термин подразумевал, что новые платные дороги, которые будут строиться в России, будут принадлежать государству, но вот ремонт, обслуживание и взимание платы за проезд будут осуществлять частные компании. Однако в дальнейшем в закон об автомобильных дорогах был внесен ряд изменений, и теперь частные компании могут строить платные дороги, правда, только как альтернативу бесплатным. Кроме того, в 2009 году правительство решило, что платными могут быть и отремонтированные старые дороги, которые будут приведены в надлежащее качество.

Чтобы не дожидаться окончания ремонта всего полотна, чиновники постановили, что платный режим может вводиться не на всей дороге, а на отдельных ее участках. В 2010 году открылся платный участок на федеральной трассе М4 «Дон». Проехать по нему на легковом автомобиле или мотоцикле с 00.00 до 07.00 можно за 10 руб., а с 07.00 до 00.00 — за 30 руб. В 2014 году планируется ввести в эксплуатацию платную трассу М1 «Беларусь» (Москва-Минск), стоимость проезда по которой составит 5 руб. 40 коп. за километр. На платных участках возводимой скоростной дороги Москва — Санкт-Петербург средневзвешенный размер платы за проезд легковых машин планируется установить на уровне 6,8 руб.

В докладе Минтранса отмечается, что новая плата не обеспечит возврата всех затрат частным инвесторам, которые пошли на содержание переоборудованных старых дорог, что может вызвать трудности с привлечением частников для обслуживания таких «социальных» дорог. Концессионеру необходимо будет компенсировать эту разницу, признают в ведомстве, не уточняя, впрочем, кто и каким образом будет это делать. Научный руководитель НИИ транспорта Михаил Блинкин уверен, что в каждом отдельном случае возмещение будет происходить по-своему. «Это некоторые технические тонкости расчетов исполнения концессионного соглашения. В каждом конкретном концессионном соглашении прописаны условия, как и что возмещает государство, а что возмещает частник», — отметил г-н Блинкин «НИ». В Федерации автомобилистов России считают иначе. По мнению представителя движения Сергея Канаева, компенсации будут проводиться за счет бюджетных средств, то есть фактически за счет налогоплательщиков. «Вообще у нас искажена идея платных дорог, — говорит „НИ“ г-н Канаев. — Как могут строиться платные дороги на бюджетные деньги? Это наш собственный российский путь, который оказался возможен только за счет лоббирования».

Что касается снижения стоимости проезда по платным дорогам, автомобилисты в целом одобряют эту меру, однако готовы к тому, что радость будет недолгой. «Ситуация, когда у нас и легковые автомобили, и коммерческие грузовики платили одинаковую стоимость, — это совершенно неправильно», — продолжает Сергей Канаев. Впрочем, цена в 1,5 руб. за километр устанавливается не навсегда, в дальнейшем ее обещают индексировать.

Кроме того, остается неясным, что делать с теми участками дорог, которые стали платными, но для которых не было предусмотрено качественного объезда. Михаил Блинкин полагает, что проблема эта надуманная и бесплатный проезд в любом случае останется. «Бесплатная альтернатива должна быть не хуже и не более чем в три раза длиннее платной», — заявил «НИ» эксперт. Тем не менее случаи, когда с введением платной дороги альтернативный проезд внезапно закрывался, были. Например, в Рязани с 1 марта начала действовать платная дорога между двумя поселками, а вот другая трасса через железнодорожный переезд оказалась закрыта. «Так всегда бывает. Законодательно у нас может быть установлена норма об обязательном альтернативном бесплатном проезде, но когда доходит дело до строительства, то все понимают, что нет смысла строить платную дорогу там, где есть нормальный объезд. В итоге бесплатная дорога превращается либо в дорогу, по которой невозможно проехать, либо просто закрывается на бессрочный ремонт», — констатирует Сергей Канаев.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно