При разработке проекта закона учитывался опыт зарубежных стран (Франции, Германии и др.). В мире активно используется девять основных форм соглашений о ГЧП, при этом действующее российское законодательство регулирует только две из них: концессионные соглашения и контракты жизненного цикла в отношении автомобильных дорог. Законопроект устраняет данные ограничения и создает условия для использования исчерпывающего перечня форм государственно-частного партнерства, принятого в мировой практике.
Развитие правового регулирования в данной сфере на федеральном уровне установит в России единую терминологию государственно-частного партнерства для реализации соответствующих проектов, полномочия Правительства РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при реализации соглашений о ГЧП, в том числе полномочия по контролю за деятельностью частного партнера по соблюдению им условий соглашения. Устанавливаются обязательства публичного и частного партнеров при реализации соглашения о ГЧП, в том числе по обязательному финансированию и эксплуатации и (или) техническому обслуживанию объекта соглашения частным партнером. При этом регламентируется возможность использования сторонами различных форм участия в соглашениях о ГЧП и их сочетания в зависимости от целей конкретного проекта, в том числе с использованием форм, предполагающих нахождение объекта соглашения в частной собственности.
В соответствии с законопроектом предполагается исключительно конкурсный порядок заключения соглашений о ГЧП, также устанавливаются гарантии прав и законных интересов частных партнеров и кредиторов. Закрепление указанных норм в федеральном законодательстве определит общее направление развития федерального и регионального нормотворчества в сфере ГЧП. Кроме того, законопроект устраняет существующие в федеральном законодательстве ограничения для реализации проектов ГЧП. В частности, в настоящее время привлечение субъектом РФ и муниципальным образованием на основании возмездного договора частного лица подпадает под действующие нормы Федерального закона от 26 июля 2006 г. №
Законопроект предполагает внесение изменений в Земельный кодекс в части установления возможности предоставления находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, на котором располагается объект соглашения о ГЧП и (или) который необходим для осуществления инвестором обязательств в рамках соглашения о ГЧП, в ходе единых торгов по реализации соглашения о ГЧП. Будут внесены изменения и в Налоговый кодекс, устанавливающие ведение общего учета операций, подлежащих налогообложению по соглашению о государственно-частном партнерстве, а также порядок включения имущества, передаваемого по такому соглашению, в состав имущества, подлежащего амортизации. Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета, сообщили в Минэкономразвития России.