«Бюджет Костромской области на протяжении длительного времени является дотационным и дефицитным. Это обусловливает потребность в грамотном управлении государственным долгом региона», — считает Илья Валерьевич БАЛАНИН, директор департамента финансов Костромской области.
За последние четыре года объем государственного долга Костромской области увеличился на 6,3 млрд руб., или в 2,9 раза (рис. 1). Отношение объема государственного долга к налоговым и неналоговым доходам областного бюджета на 1 января 2009 года составляло 39,7 %, на 1 января 2012 года достигло максимального значения — 96,9 %. За 2012 год в связи с увеличением собственных доходов областного бюджета соотношение государственного долга к налоговым и неналоговым поступлениям удалось сократить до 82,9 %. По состоянию на 1 февраля 2013 года государственный долг Костромской области сложился в объеме 9,7 млрд руб., что составляет 81,9 % утвержденного объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета на текущий год.
Несмотря на риски, связанные с долговой нагрузкой, в результате использования долговых инструментов государственный долг Костромской области удалось в равной степени хорошо диверсифицировать и структурировать (рис. 2). В настоящее время регион не имеет «проблемных» долгов 1990-х годов. Последний, представленный Федерацией в 1996 году по проекту МБРР «Городской общественный транспорт» погашен в 2012 году. Также в настоящее время в регионе нет государственных гарантий.Работа по диверсификации долга проводилась в течение 2011 и 2012 годов, были определены инструменты, увеличивающие срок его погашения (государственные ценные бумаги, бюджетные кредиты). Доля ценных бумаг в структуре долговых обязательств Костромской области увеличилась с 26 % на 1 января 2011 года до 41 % на 1 января 2013 года. Такого результата удалось достичь благодаря выпуску облигационного займа 2011 года, который стал крупнейшим за время работы региона на фондовых площадках: объем эмиссии — 4 млрд руб., срок обращения — пять лет, ставка купона — 9,5 % годовых.
Удельный вес бюджетных кредитов в структуре государственного долга Костромской области за последние два года вырос с 22 % на 1 января 2011 года до 31 % на 1 января 2013 года. Срок погашения бюджетных кредитов распределен до 2016 года. Кредиты из федерального бюджета привлечены на частичное финансирование дефицита областного бюджета, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений региона.
Важное влияние на улучшение качества управления долгом оказало сокращение (с 52 до 28 %) в структуре государственного долга доли банковских кредитов, привлекаемых преимущественно на срок до одного года. Банковские заимствования сохраняют свою актуальность в части их использования для финансирования временных кассовых разрывов.
Облигационные займы
Одной из задач, стоящих перед регионом, является достижение равномерности погашения долга. Ежегодный долговой «навес», состоящий из краткосрочных банковских кредитов, несет в себе высокие риски рефинансирования. Одним из инструментов для решения данной задачи является выпуск государственных долговых ценных бумаг Костромской области, опыт работы которой на российских фондовых площадках имеет давнюю историю.
С 2002 года регион является постоянным участником рынка ценных бумаг, в обращение выпущены шесть облигационных займов. Основными целями эмиссий остается финансирование инвестиционных проектов на территории области и других расходов капитального характера, а также снижение единовременной долговой нагрузки на бюджет путем диверсификации структуры долга в пользу ценных бумаг.
К основным факторам, позитивно влияющим на имидж региона на рынке облигаций, относится прежде всего статус субъекта РФ, долговые обязательства которого, безусловно, будут исполнены. У Костромской области не существует очевидных рисков невозврата долга. Все действующие долговые обязательства выполняются в полном объеме и в установленный срок.
В соответствии со сложившейся мировой и российской практикой для более эффективного размещения займов эмитенты, выходящие на публичный рынок долговых ценных бумаг, должны обладать кредитным рейтингом одного из ведущих рейтинговых агентств. Сегодня Костромская область имеет подтвержденные в августе 2012 года рейтинги международного агентства Fitch Ratings: долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте на уровне B+ и национальный долгосрочный рейтинг A(rus). Прогноз по долгосрочным рейтингам «Стабильный».
Костромская область старается поддерживать и вторичный рынок ценных бумаг. Облигации, эмиссия которых состоялась в 2011 году, включены в ломбардный список Банка России и котировальный список «А» первого уровня ЗАО «Фондовая биржа ММВБ», что поддержало ликвидность выпуска на приемлемом уровне и расширило круг потенциальных инвесторов.
Успешная работа Костромской области на облигационном рынке во многом связана с детализацией долговой политики региона в части использования более широкого спектра возможностей рынка. В 2013 году планируется осуществить выпуск нового облигационного займа. От размещения ценных бумаг предусмотрено поступление средств в областной бюджет в сумме 4 млрд руб.
Обслуживание долга
Еще одной важной задачей в сфере управления региональным долгом является минимизация расходов на его обслуживание, что во многом зависит от рыночной составляющей: ставки на межбанковском рынке кредитования, котировки государственных ценных бумаг. За 2012 год из регионального бюджета на обслуживание государственного долга Костромской области направлено 642,5 млн руб. Расходы на обслуживание государственного долга не превышают 3 % от всех расходов областного бюджета при допустимых 15 %.
Наличие государственного долга заставляет жить по средствам. Долговая политика области в настоящее время ориентирована на уменьшение государственного долга путем наращивания объема собственных доходов. В среднесрочной перспективе в соответствии с рекомендациями Минфина России долговую нагрузку планируется довести до уровня, не превышающего 50 % доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений.
Основной задачей при исполнении бюджета Костромской области является обеспечение его сбалансированности, сдерживание роста долговой нагрузки на бюджетную систему региона. Планируется использование программно-целевых принципов организации деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления путем внедрения в бюджетный процесс региональных программ.
Чтобы не допустить увеличения доли расходов на обслуживание государственного долга, долговая политика Костромской области в среднесрочной перспективе направлена на решение следующих задач:
- снижение долговой нагрузки на областной бюджет за счет увеличения налоговых и неналоговых доходов, сокращения государственного долга в абсолютном выражении;
- уменьшение рисков рефинансирования долга и выравнивание горизонта погашения долга за счет использования «длинных» заимствований, возобновляемых кредитных линий;
- минимизацию расходов на обслуживание государственного долга за счет организации конкурентных аукционов, привлечения кредитов из федерального бюджета;
- привлечение заимствований для осуществления капитальных вложений в экономику региона (возможно, с применением механизмов государственно-частного партнерства), способных обеспечить увеличение собственной доходной базы бюджета в будущем.