— Николай Владимирович, вы руководите финансовой системой Мордовии с 1998 года. Расскажите, пожалуйста, как развивалась республика в эти годы, с какими трудностями пришлось столкнуться, благодаря чему добились того, чем регион сегодня может гордиться.
— За последние три пятилетки республика прошла трудный путь к успеху. Достаточно вспомнить, каким нестабильным было финансово-экономическое состояние страны в период кризиса 1998 года, какими неоднозначными политическими событиями отличаются те годы. Принятие бюджета в обстановке того времени было непростой задачей. Приходилось работать в сложных экономических условиях при постоянных изменениях бюджетного и налогового законодательства. Тем не менее успеха достигли и во многом благодаря упорному желанию руководства региона вывести республику на лидирующие позиции. Сегодня о Мордовии знают не только в России, но и далеко за ее пределами.
За период с 2009 по 2012 год нам удалось увеличить налоговые и неналоговые доходы республиканского бюджета более чем в 1,5 раза: с 8,5 до 13,4 миллиарда рублей. Общий объем доходов бюджета Мордовии в этот период возрос на 46 процентов и достиг в 2012 году 36,2 миллиарда рублей. Бюджетообразующими поступлениями являются налог на прибыль организаций, сбор акцизов и налог на доходы физических лиц. Республиканский бюджет за последние пять лет можно условно назвать бюджетом развития. В связи с реализацией стратегических задач по развитию республики бюджетные ассигнования направляются в капитальные вложения, строительство дорожной и транспортной инфраструктуры, инновации.
Наши финансовые вливания в инновации и инвестиции призваны обеспечить отдачу уже в ближайшее время, вывести республику на качественно новый уровень развития. Форсированное развитие экономики должно обеспечить повышение качества жизни населения республики, прежде всего посредством ускоренного повышения размеров оплаты труда. За последние пять лет среднемесячная заработная плата в республике возросла в 1,64 раза. Может быть, это и не так много, примерно на уровне среднероссийского значения. Но, учитывая отставание в производственных силах, доставшееся нашему региону с советских времен, это тоже результат. Результат, которого невозможно было бы добиться без активной бюджетной политики, направленной на всеобъемлющую модернизацию экономики Мордовии.
В достижении этой цели руководство Мордовии делает ставку на кластерный подход. В наших планах создание и обеспечение успешной деятельности кластеров в электротехнике (включая светотехнику), вагоностроении и аграрной промышленности. Среди приоритетов инновационного развития светотехника признана отраслью, которая станет для региона прорывной, а развитие светодиодных технологий — главным драйвером роста светотехнического кластера «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением».
Кластерный подход позволит нам увеличить мощности предприятий, прибыль и, следовательно, укрепить налоговую базу. Создание технопарка в сфере высоких технологий призвано объединить существующую инновационную инфраструктуру и инновационно активные предприятия республики в единый механизм, создать дополнительные стимулы для развития инновационного малого и среднего бизнеса, включая малые научные предприятия при вузах и НИИ. Три инновационных проекта нашего технопарка (ООО «Оптик-Файбер», ООО «Поликомпонент», ООО «Политип») в области силовой электроники, оптического волокна и композитных материалов, созданные совместно с Научным центром волоконной оптики РАН, национальным исследовательским Мордовским госуниверситетом им. Н. П. Огарева, ФТИ им. А. Ф. Иоффе РАН, ФГУП ГНЦ «ВИАМ», предприятиями республики, стали резидентами инновационного центра «Сколково».
— Бюджеты большинства субъектов РФ, в том числе и Мордовии, по-прежнему имеют дотационный характер. Как вы считаете, есть ли возможность изменить ситуацию к лучшему?
— Республика Мордовия входит в число тех регионов, которые все еще зависимы от федерального центра. Доля дотаций в общем объеме доходов республиканского бюджета в 2011 и 2012 годах занимала 19 и 14 процентов соответственно, доля безвозмездных поступлений в этот период сохранялась на уровне 62 процентов. Такая ситуация обусловлена в большей степени объективными причинами: отсутствием на территории республики углеводородных полезных ископаемых или крупных промышленных производств. Наша задача сейчас — увидеть свои преимущества, так называемые точки роста, и, используя их, наращивать собственные доходы. А преимущества республики — территориальная близость к экономическим центрам, развитая авиационная, железнодорожная и автомобильная инфраструктура, стабильная демографическая ситуация, взвешенная бюджетная и налоговая политика, поддержка инвестиций и инноваций.
Необходимо отметить, что, будучи дотационным, республиканский бюджет в полной мере выполняет взятые на себя социальные обязательства. В текущем году мы будем повышать заработную плату бюджетникам в соответствии с указами Президента РФ.
— После мирового финансового кризиса 2008 и 2009 годов заметно возросла долговая нагрузка на региональные бюджеты. Без помощи федерального центра, по всей видимости, не обойтись?
— При определении долговой политики республики мы всегда руководствовались принципами умеренности. Благодаря умению жить по средствам даже в период
В сложившейся ситуации полагаем, что федеральному центру необходимо поддержать наши предложения о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам с завершением графика ее погашения не ранее 2023 года. В условиях подготовки республики к матчам чемпионата мира по футболу и связанной с этим модернизации инфраструктуры региона нагрузка на бюджет будет колоссальной. Необходимость возврата бюджетных кредитов значительно осложнит подготовку к чемпионату. Потому как объем выплат по бюджетным кредитам в 2013 году должен составить более двух миллиардов рублей, в
— Какую часть расходов по проведению матчей в Саранске готов взять на себя федеральный центр и как республика будет изыскивать дополнительные резервы?
— Для проведения столь масштабного мероприятия республике предстоит огромная работа. Прежде всего организационная — в части определения объектов строительства, средств для финансирования и уровней бюджетов, ответственных лиц. Для оперативного решения данных задач в республике создано Министерство целевых программ. На сегодняшний день имеется предварительная смета расходов, предусматривающая участие как федерального бюджета, так и средств частных инвесторов.
Конкретные суммы финансирования пока называть еще рано, так как смета будет проходить согласование в заинтересованных федеральных органах власти, но предварительно можно сказать, что мы рассчитываем на получение из федерального бюджета средств в размере не менее 50 процентов от общего объема сметы. Прогнозируемый нами рост собственных доходов, оптимизация неэффективных бюджетных расходов и привлечение заемных средств позволят сформировать республиканскую долю расходов.
— Чем бюджет республики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов отличается от бюджета 2012 года?
— Во-первых, бюджет 2013 года готовился с учетом изменений налогового законодательства, предусматривающих увеличение ставок по акцизам на спирт, алкогольную продукцию, пиво и натуральные вина, изменения норматива зачисления в бюджет Республики Мордовия доходов от акцизов на нефтепродукты, индексации на семь процентов нормативов платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Во-вторых, при планировании расходной части бюджета нами были учтены средства на стратегическое направление. Эти средства в соответствии с майским указом Президента РФ будут направлены на совершенствование системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики и улучшение демографической политики. Второй год в бюджете формируется и дорожный фонд объемом 2,1 миллиарда рублей.
Особенностью бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов является также тот факт, что он изначально принят с максимально допустимым уровнем дефицита и стал одним из самых напряженных.