Особенности формирования бюджета
Одной из важнейших задач субъекта РФ в условиях нестабильной ситуации, сохраняющейся на мировых рынках, является ведение сбалансированной и четкой бюджетной политики. Формирование бюджета Свердловской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов осуществлялось на основе умеренных прогнозных оценок развития экономики региона в среднесрочном периоде. Также в
В прогнозе доходов 2013 года и планового периода 2014 и 2015 годов учтены изменения федерального законодательства и законодательства Свердловской области. В законе о бюджете учтены средства на реализацию указов Президента РФ от 7 мая 2012 года.
Существенно вырос объем финансирования областных целевых программ: по сравнению с первоначально утвержденным бюджетом 2012 года расходы увеличены на 42 %, или на 10,7 млрд руб. Это обусловлено принятием комплексной программы развития ЖКХ, программы «Столица», увеличением финансирования действующих программ. Например, объем финансирования программы по развитию сети детских дошкольных учреждений вырос на 1 млрд руб.
При расчете проектировок областного бюджета обеспечена сбалансированность бюджетов муниципальных образований. Объем финансовой помощи на выравнивание бюджетной обеспеченности местных бюджетов увеличен на 45 %. Столь существенный рост финансовой поддержки связан в том числе и с обеспечением повышения зарплаты работников бюджетной сферы в соответствии с указом Президента РФ.
В 2013 году областной бюджет утвержден с дефицитом, но его величина меньше показателя 2012 года. В плановом периоде прогнозируется постепенное снижение дефицита.
Основными доходными источниками областного бюджета традиционно является налог на прибыль организаций (38 % от суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета), НДФЛ (32 %), налог на имущество организаций и акцизы по подакцизным товарам (по 10 % каждый).
Нельзя не упомянуть и о стратегических задачах, нашедших свое отражение в бюджете области. Много работы предстоит сделать в рамках выполнения прошлогодних майских указов Президента РФ. Для повышения эффективности использования бюджетных средств необходимо будет завершить работу по стандартизации и регламентации государственных и муниципальных услуг, оказываемых за счет средств бюджета.
В настоящее время в целях совершенствования программно-целевого метода бюджетного планирования в рамках подготовки к формированию программного бюджета осуществляется разработка и утверждение госпрограмм Свердловской области.
Меры по обеспечению финансовой устойчивости региона
Ежегодно на базе предложений, поступающих от основных администраторов доходов и муниципальных образований, министерством финансов области формируется план мероприятий по дополнительной мобилизации налоговых и неналоговых доходов областного бюджета, который утверждается правовым актом правительства Свердловской области. В 2012 году вопросы повышения доходного потенциала субъекта находились на постоянном контроле губернатора области Евгения Владимировича Куйвашева. По его поручению была создана новая система межведомственных органов, деятельность которых направлена на решение проблем, связанных с выявлением резервных доходных источников бюджета, и организацию мероприятий по их мобилизации. В частности, на уровне губернатора действует Координационный совет по увеличению доходного потенциала региона, на уровне председателя правительства области — Правительственная комиссия по укреплению финансовой дисциплины и мобилизации доходов бюджета, а в отраслевых органах исполнительной власти и муниципальных образованиях созданы межведомственные комиссии по вопросам расширения налоговой базы.
Основные функции межведомственных органов: проведение адресной работы с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории области, по вопросам их убыточности, предоставления ими «нулевой» отчетности, адекватности налоговой нагрузки, результатам деятельности, принятие мер по погашению недоимки в бюджет и легализации заработной платы. Также на межведомственные комиссии возложена ответственность за разработку совместных мероприятий с территориальными подразделениями федеральных органов власти по выявлению резервных доходных источников бюджета и укреплению доходной базы местных бюджетов. О масштабности данной работы говорят следующие цифры. За 2012 год в Свердловской области проведено порядка 3 тыс. заседаний межведомственных органов, на которых рассмотрена деятельность более 9,6 тыс. хозяйствующих субъектов. В результате в областной и местные бюджеты дополнительно поступило 6,5 млрд руб., из них 4,3 млрд руб. — налог на прибыль организаций, почти 1,0 млрд руб. — НДФЛ.
В рамках повышения качества, оперативности и прозрачности управления бюджетом в Свердловской области ведется комплексная работа, направленная на развитие информационной системы управления финансами в регионе. В том числе заключены государственные контракты и выполняются работы по автоматизации планирования бюджета на основе государственных программ, управления государственными услугами, значительное внимание уделено применению современных программных механизмов на муниципальном уровне.
Совершенствование межбюджетных отношений
В Свердловской области в межбюджетных отношениях участвует 94 муниципальных образования: 68 городских округов, пять муниципальных районов и 21 городское и сельское поселение. В нашем субъекте — одном из немногих в стране в процессе формирования областного бюджета проводятся ежегодные согласительные процедуры с органами местного самоуправления, в процессе которых на созданной межведомственной комиссии с участием депутатов Законодательного собрания области рассматриваются актуальные для муниципалитетов предложения. В регионе осуществляется постоянное совершенствование межбюджетных отношений, в том числе путем улучшения методологии расчетов межбюджетных трансфертов и системы показателей оценки качества бюджетного процесса в муниципальных образованиях.
Значительная роль уделяется вопросам развития методов и способам осуществления финансового контроля. Так, правительством Свердловской области утвержден порядок разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля. На сегодняшний день более 60 муниципальных образований утвердили положения о финансовом контроле за соблюдением законодательства при использовании средств местного бюджета. Контроль осуществляется силами финансовых органов на местах путем проведения плановых и внеплановых проверок. В 2012 году состоялось более 560 контрольных мероприятий, и в целом можно сказать, что деятельность муниципальных образований по осуществлению государственного финансового контроля эффективна. Безусловно, в условиях совершенствующихся приоритетов бюджетной и налоговой политики государства требуется корректировка подходов к осуществлению финансового контроля — переходу от выявления и фиксации фактов финансовых нарушений к оценке эффективности использования бюджетных средств и достижения целей, на которые они были выделены. Работа в данном направлении также ведется.
Демография
На сегодняшний день в Свердловской области наблюдается положительная динамика демографических показателей. С августа 2012 года уровень рождаемости впервые за 20 лет превысил уровень смертности. В 2012 году в Свердловской области родилось почти 61,5 тыс. человек, что на 5,9 %, или 3,4 тыс. человек, больше, чем в 2011 году (в Российской Федерации — 105,6 % к уровню 2011 года). Смертность составила чуть менее 60 тыс. человек, что на 1,4 %, или на 827 человек, меньше, чем в 2011 году (в Российской Федерации — 98,5 % к уровню 2011 года). Естественный прирост населения Свердловской области за 2012 год составил более 1,5 тыс. человек. Население в крупных городах, таких, например, как Екатеринбург (+3308 человек), Верхняя Пышма (+250 человек) и пр., увеличивается. Население же сельских населенных пунктов, напротив, сокращается (—70 человек). В 2012 году общий миграционный прирост населения Свердловской области составил более 6,7 тыс. человек, что на 48,7 % меньше, чем в 2011 году.
В регионе утверждена и действует Программа демографического развития на период до 2025 года. В целях реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» в Свердловской области реализуется комплекс мер по государственной поддержке женщин и семей с детьми. В 2013 году началась выдача сертификатов на получение областного материнского (семейного) капитала. Для малообеспеченных многодетных семей, в которых после 31 декабря 2012 года родился третий или последующий ребенок, установлена ежемесячная денежная выплата до достижения таким ребенком возраста трех лет в размере, равном величине прожиточного минимума для детей. Женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, также в течение трех лет оказывается помощь в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации (в 2012 году прошли обучение 175 женщин, в 2013 году планируется обучить 340).
Целевые программы
В 2013 году в области реализуются 23 областные целевые программы в различных отраслях. Наибольший объем финансирования за счет всех источников предусмотрен по целевым программам «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» на
В 2013 году началась реализация таких значимых областных целевых программ, как «Создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Свердловской области» на
Инвестиционный климат
Свердловская область является одним из пилотных регионов по реализации Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата (15 требований). В 2012 году выполнение основных требований данного стандарта завершено. В частности, утверждены Инвестиционная стратегия и Инвестиционная декларация Свердловской области, порядок сопровождения инвестиционных проектов в режиме «одного окна», опубликовано Инвестиционное послание губернатора. Также под руководством главы региона проводятся заседания Совета по инвестициям.
Свердловская область — один из первых регионов, внедривших институт оценки регулирующего воздействия (ОРВ) региональных проектов нормативных правовых актов. Процедура ОРВ направлена на выявление при разработке проектов нормативных правовых актов положений, приводящих к избыточным административным и другим ограничениям в деятельности предпринимателей, необоснованным расходам как для бизнеса, так и для бюджетной системы Российской Федерации. ОРВ подлежат все акты, регулирующие отношения в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности. Важнейший элемент процедуры ОРВ — публичные консультации, которые позволяют получать обратную связь с представителями бизнес-сообщества. Данный механизм реализуется через сбор предложений на официальном сайте административной реформы в Свердловской области ar.gov66.ru.
Расширяется перечень мер господдержки, оказываемых субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности. На настоящий момент в него включено порядка 150 мер. Львиную долю предпринимаемых мер составляет финансовая поддержка в форме субсидий, государственных гарантий, налоговых преференций. Малому и среднему бизнесу дополнительно предлагаются гранты, льготные инвестиционные кредиты, микрозаймы, поручительства по кредитам. Область предлагает и имущественную помощь — предоставляет площади на территории бизнес-инкубаторов, технопарков и индустриальных парков, а также площадки для выставочной деятельности. С целью продвижения инвестиционных проектов информация о них или о самом инвесторе может быть включена в официальный презентационный материал, размещенный на инвестиционном портале региона и др. Якорные для региона проекты презентуются на международных выставках.
В 2013 году в регионе стартует работа по формированию положений муниципального стандарта. По поручению губернатора и во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» министерство экономики области приступило к формированию Сводной программы модернизации и создания новых рабочих мест на территории Свердловской области на период до 2020 года. В рамках данной программы инвестор или предприниматель может подать заявление на получение государственной поддержки.
В настоящий момент близится к завершению формирование региональной нормативной базы в сфере государственно-частного партнерства. Это позволит запустить все формы сотрудничества бизнеса и власти, которые не урегулированы Законом от 21 июля 2005 г. №
Социально-экономические показатели
Общие итоги социально-экономического развития региона за последние три года свидетельствуют о том, что в целом Свердловская область развивается динамично и по основным показателям входит в десятку лучших субъектов РФ. Рост экономики за
Что касается строительства жилья, то с 2010 по 2012 год введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью почти 5,5 млн кв. м. В 2012 году уровень 2009 года превышен на 17,4 %. В прошлом году в расчете на тысячу жителей региона введено 433,6 кв. м жилья (в 2011 году — 423 кв. м, в 2010 году — 402,7 кв. м).
За период
Численность граждан, состоящих на учете в службах занятости, снизилась за три года на 63,2 тыс. человек и на 1 января 2013 года составила 36,5 тыс. человек. Из них статус безработных имеют 30,7 тыс. человек (на 1 января 2010 года — 92,0 тыс. человек). Уровень регистрируемой безработицы снизился с 3,83 % на 1 января 2010 года до 1,29 % на 1 января 2013 года. По состоянию на 1 января 2013 года количество вакантных должностей составило почти 35,8 тыс., что в 2,8 раза превышает значения на 1 января 2010 года.
В социальной сфере главные приоритеты развития определены указами Президента РФ от 7 мая 2012 года. Одной из основных задач является повышение заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы. Средняя заработная плата педагогических работников общего образования области за 2012 год составила 101,5 % к средней заработной плате по региону за 2012 год, что полностью совпадает с установками президента. Средняя заработная плата педагогических работников дошкольных государственных и муниципальных образовательных учреждений Свердловской области в декабре 2012 года составила 23,9 тыс. руб. (108 % от средней заработной платы работников сферы общего образования в регионе).