Попытки справиться с этой задачей предпринимались неоднократно, но все они сводились в основном к тому, чтобы предоставить руководителям максимум возможной информации, в том числе в автоматизированном виде, что в обстановке информационной перегруженности становилось скорее отрицательным фактором.
Искомое решение должно было отвечать главному принципу работы руководителя «только то, что мне нужно, и именно тогда, когда нужно». И для достижения поставленной цели большинство руководителей запрашивали и запрашивают у своих сотрудников ежедневные/еженедельные аналитические отчеты, которые подготавливаются довольно часто в ручном режиме в соответствии с индивидуальными запросами. Очевидно, что при таком подходе никакой «стройной картины» не получается, и руководитель видит только ее часть под углом зрения, охватывающим решение текущих проблем.
Оптимальным выходом для руководителя в данной ситуации является использование единого внутреннего портала региона (муниципального образования) (далее — внутренний портал), интегрированного со всеми учетными (транзакционными) информационными системами и позволяющего в удобной и понятной форме получать необходимую управленческую информацию, будучи уверенным в ее непротиворечивости и взаимосвязанности.
Важнейшей особенностью такого портала является, с одной стороны, возможность одновременной работы руководителей всех уровней в аналитических разделах (страницах портала), соответствующих их полномочиям и задачам, а с другой стороны — обеспечение логической увязки всех разделов между собой. До вступления в силу Федерального закона №В результате построения подобной цепочки руководитель любого уровня имеет возможность увидеть на портале роль своего органа власти (органа местного самоуправления, учреждения) в достижении целей и задач развития региона (муниципального образования), а также отслеживать в пределах своей зоны ответственности:
- актуальное состояние исполнения государственных (муниципальных) программ и их мероприятий как в финансовом, так и в натуральном выражении;
- актуальное состояние исполнения государственных (муниципальных) заданий как в финансовом, так и в натуральном выражении;
- актуальное состояние расходования федеральных субсидий и субвенций на реализацию государственных (муниципальных) программ;
- актуальное состояние проведения закупочных процедур в разрезе мероприятий государственных (муниципальных) программ и др.
При этом у руководителей ГРБС и учреждений появляется возможность сравнить свои достижения с достижениями коллег в виде рейтингов, формируемых на основании оценки качества финансового менеджмента и оценки результатов достижения показателей, установленных в программах и заданиях.
Компанией «Бюджетные и Финансовые Технологии» разработан и готов к внедрению типовой внутренний портал региона (муниципального образования), уже интегрированный со всеми прикладными решениями, реализованными на платформе АЦК. Портал также позволяет представить на нем информацию из других используемых регионом (муниципальным образованием/органом власти/органом местного самоуправления) систем. Отображение информации на портале осуществляется в формате «светофоров» — индикаторов, которые значительно упрощают восприятие и позволяют сконцентрироваться на главном, одновременно предоставляя возможность детализации необходимой информации по положительным или отрицательным отклонениям.
Типовой внутренний портал состоит из следующих разделов:
- Управление стратегическими целями;
- Управление реализацией государственных (муниципальных) программ;
- Управление органом государственной власти (ОМСУ);
- Управление сетью государственных (муниципальных) учреждений.
Все разделы портала увязаны между собой, и руководитель — пользователь портала имеет возможность, например, при недостаточной динамике изменения целевых показателей программы пошагово «спуститься» до карточки (паспорта) подпрограммы, мероприятия программы и учреждения, выполняющего государственное (муниципальное) задание, чтобы оперативно выявить причины, повлекшие замедление роста (или снижения) показателя.
Портал может устанавливаться и функционировать как в масштабах всего региона с подключением к нему всех муниципальных образований, так и внутри одного органа власти (органа местного самоуправления).
В заключение необходимо отметить, что внедрение единого внутреннего портала региона обеспечит единство информации для всех участников процесса управления регионом (муниципальным образованием) и круглосуточный доступ из любой точки руководства к интересующей их информации о финансово-экономических аспектах деятельности субъекта РФ (муниципального образования) в необходимых аналитических разрезах.