Версия для печати 4061 Материалы по теме
Эффективный бюджет – стимул для развития

Соколов
О том, какая работа проводится в Хабаровске по наполнению казны и повышению эффективности расходования бюджетных средств, об основных направлениях финансирования, о не решенных пока проблемах и задачах на 2013 год рассказывает Валерий Евгеньевич СОКОЛОВ, директор финансового департамента администрации г. Хабаровска.

Основные характеристики бюджета

Бюджет Хабаровска на 2012 год был утвержден по доходам в сумме 9,818 млрд руб., по расходам — 10,445 млрд руб., дефицит — 627 млн руб. (10 %). В процессе исполнения бюджета плановые показатели уточнялись, в результате доходы бюджета города увеличились на 5,065 млрд руб. и составили 14,883 млрд. Расходы увеличились на 4,706 млрд руб. и составили 15,151 млрд.

Уточненные показатели по мобилизации доходов в бюджет региона по городу Хабаровску на 2012 год, доведенные министерством финансов Хабаровского края, выполнены на 104 % (план — 20,8 млрд руб., факт — 21,6 млрд руб.). Рост к 2011 году составил 13 %, или 2,5 млрд руб.

Уточненные годовые бюджетные назначения по налоговым и неналоговым доходам в сумме 7,3 млрд руб. выполнены на 102 % (факт — 7,5 млрд руб.). В течение 2012 года администрацией Хабаровска проводилась большая целенаправленная работа по повышению собираемости налогов и снижению недоимки в бюджеты города и края. В результате налоговые платежи во все уровни бюджетов составили 56,070 млрд руб., что в 1,5 раза выше уровня 2011 года. Расходная часть бюджета города в 2012 году исполнена на 99 % к годовым назначениям.

В 2012 году было реализовано 58 программ, в том числе семь федеральных, семь краевых и 44 городские. Плановые назначения по всем реализуемым в 2012 году программам составили 7,043 млрд руб. Фактическое исполнение составило 6,982 млрд руб., или 99 % плана. Большая часть целевых программ, планируемых на 2013 год, носит среднесрочный ведомственный характер: 34 программы рассчитаны на три года, 12 программ — на период свыше трех лет. На реализацию мероприятий целевых программ в 2013 году будет направлено 3,326 млрд руб. Наибольшие объемы средств в 2013 году направлены на финансирование программ «Городское и жилищно-коммунальное хозяйство» (52,9 %), «Образование» (19,6 %), «Физическая культура и спорт» (10 %), «Социальная защита» (4,6 %), «Молодежная политика и культура» (4 %).

С 2011 года в городе ведется работа по поэтапному переходу к формированию бюджета в программной структуре. Программные направления в общем объеме расходов бюджета города на протяжении 2012 и 2013 годов составляют 93 %. Самый большой удельный вес расходов приходится на образование — 36 %, ЖКХ — 25 %, здравоохранение — 9,2 %, социальную политику — 4 %, физкультуру и спорт — 2,5 %, культуру — 2,3 %, общегосударственные вопросы — 10 %.

Средства на благоустройство территории города планируются исходя из возможностей местного бюджета и составляют ежегодно порядка 1 млрд руб., это 27 % от реальной потребности. В пределах указанных сумм впервые в 2012 году решением Хабаровской городской думы был утвержден муниципальный дорожный фонд, что позволило усилить контроль за целевым использованием средств. Основными источниками формирования фонда являются транспортный налог, плата за возмещение вреда, причиняемого дорогам транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и средства вышестоящих уровней бюджетов. За 2012 год общий объем доходов дорожного фонда составил 410,5 млн руб., из них 253,4 млн руб. направлено на капитальный ремонт дорог, 70,4 млн руб. — на содержание дорог и проектные работы, 60 млн руб. — на строительство новой автомобильной дороги. В 2013 году работа администрации города в этом направлении продолжится. Так, расходы муниципального дорожного фонда запланированы в сумме 371,8 млн руб.: ожидается, что 334,4 млн руб. будут направлены на капитальный ремонт дорог, 37,4 млн руб. — на содержание улично-дорожной сети и проектные работы.

В целях максимального сокращения дефицита бюджета города и проведения сбалансированной бюджетной политики на 2012 год было утверждено задание по экономии расходов в объеме 180,3 млн руб. По состоянию на 1 января 2013 года фактическая экономия расходов сложилась в сумме 210,7 млн руб., или 139 % от планового задания за год, которое было уменьшено на 28,9 млн руб. соответствующими распорядительными визами и составило в итоге 151,4 млн руб.

Нерешенные проблемы прошедшего года

Одна из актуальных задач, из числа не нашедших решения в прошедшем году, — выявление и привлечение к налогообложению физических лиц, не зарегистрировавших право собственности на недвижимое имущество (особенно индивидуальных застройщиков). Также к нерешенным вопросам можно отнести и оценку земельных участков, которые являются объектом налогообложения и у которых из-за неоднозначно установленного вида разрешенного использования не определена кадастровая стоимость.

В прошедшем году из-за постоянных изменений, вносимых в Федеральный закон № 131-ФЗ, не удалось сформировать стабильную законодательную базу местного само­управления (к началу 2012 года около 400 изменений и дополнений, отраженных в 66 федеральных законах). Одновременно были внесены и не увязанные между собой многочисленные изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы. Все это крайне осложняет планирование и финансовое обеспечение социально-экономического развития города.

За последние с момента принятия Закона № 131-ФЗ десять лет число полномочий городского округа увеличено с 27 до 44. Некоторые полномочия сформулированы в Законе № 131-ФЗ расплывчато и неконкретно, например «создание условий», «содействие» и т. д. Это приводит к тому, что контрольно-надзорные органы требуют от муниципалитетов осуществления функций, которые фактически им не принадлежат.

Задачи на 2013 год

В текущем году перед администрацией города стоит ряд задач:

1) реализация мероприятий по достижению плановых показателей по мобилизации доходов в бюджет Хабаровска и повышению собираемости платежей в 2013–2015 годах;

2) выполнение основного и дополнительного задания по мобилизации доходов в бюджет города;

3) продолжение разъяснительной работы в СМИ по информированию населения о сроках уплаты налогов и необходимости погашения задолженности, негативных последствиях применения «серых» схем выплаты заработной платы;

4) обеспечение взаимодействия с налоговыми органами, службой судебных приставов и другими краевыми и федеральными органами власти по вопросам налогового администрирования;

5) активное участие в проводимых бюджетных реформах, в том числе в реализации программы по повышению эффективности бюджетных расходов;

6) продолжение работы по привлечению средств вышестоящих бюджетов для решения вопросов местного значения и реализации адресных программ. В 2012 году межбюджетные трансферты на эти цели составили 3,012 млрд руб., а в связи с тем, что большинство программ являются переходящими, в 2013 году администрация города планирует привлечь на эти цели 2,291 млрд руб.

Поделиться