Обеспечение ликвидности
Главный казначей России отметил, что многие задачи, решенные в 2012 году в рамках реализации проекта модернизации казначейской системы, остаются актуальными и в
В законе о бюджете на 2013 год предусмотрены новые механизмы предоставления целевых средств региональным и местным бюджетам — в объеме их фактической потребности на дату совершения платежа, а не в авансовом порядке. Артюхин привел пример успешного эксперимента, проведенного в 2012 году с участием Министерства сельского хозяйства РФ, по перечислению бюджету Иркутской области субсидии на возмещение части затрат фермерских хозяйств. В этом году с использованием нового механизма планируется предоставить целевые средства региональным бюджетам в сумме не менее 50 млрд руб. И сейчас Федеральное казначейство предлагает рассмотреть возможность максимально исключить в 2014 году авансовое перечисление средств на счета бюджетов субъектов Федерации, для чего в законе о бюджете необходимо закрепить перечень субсидий, которые должны предоставляться региональным бюджетам с использованием нового порядка.
Назревшую необходимость в новом порядке перечислений межбюджетных трансфертов подтвердила примерами Т. Г. Нестеренко, первый заместитель министра финансов РФ. Регионы требуют денег на сельское хозяйство, на медицину... Просят субсидии, субвенции. Между тем в конце минувшего года остатки неиспользованных целевых субсидий и субвенций на счетах субъектов РФ, которые находятся в Казначействе, составили 242 млрд руб. На счетах Пенсионного фонда РФ — 730 млрд руб. «А ведь стоимость ресурсов сейчас очень высока, и необходимо думать, как ими правильно управлять», — подчеркнула Нестеренко. Она рекомендовала Федеральному казначейству, его территориальным органам занять в этом вопросе активную позицию: регулярно докладывать губернатору о том, как деньги идут в экономику, о состоянии счетов бюджетных учреждений, расходовании субсидий.
В 2013 году планируется предоставление Федеральным казначейством краткосрочных бюджетных кредитов региональным и местным бюджетам. Целесообразность использования этого инструмента подтверждает еще один эксперимент, в котором в пилотном режиме участвовали пять управлений Казначейства России по субъектам Федерации. Все необходимые подготовительные мероприятия, по словам Артюхина, уже проведены и, если будут приняты соответствующие поправки в Бюджетный кодекс, этот механизм заработает в 2013 году в полную силу.
А. Г. Силуанов, министр финансов РФ, выступая на коллегии, отметил, что Казначейство очень четко вписалось в работу по обеспечению ликвидности единого счета федерального бюджета. «Скоро мы можем составить конкуренцию Центральному банку, — сказал он. — От того, насколько четко и слаженно представляется ликвидность на финансовом рынке, зависит устойчивость финансовой системы, стоимость кредитных ресурсов, спрос на отдельные финансовые инструменты... Создана система. И в том, что она работает, большая заслуга Казначейства», — подчеркнул министр.
По словам Т. Г. Нестеренко, если бы не введение инструментов управления ликвидностью и аккумулирование счетов бюджетных учреждений, внебюджетных счетов, в начале февраля Российская Федерация прекратила бы осуществлять платежи: «Мы действительно жили за счет ресурсов, которые Казначейство привлекало в рамках ликвидности».
Повышение открытости бюджетных учреждений
Важным моментом в деятельности Казначейства стало введение в эксплуатацию общероссийского официального сайта по госзакупкам. «Нам удалось, — сказал Р. Е. Артюхин, — создать уникальную информационную среду, в которой работает более 250 тысяч заказчиков. В прошлом году через этот портал осуществлялись закупки на сумму порядка шести триллионов рублей, через этот ресурс действуют сотни тысяч поставщиков. Только за прошлый год экономия по госзакупкам по данному порталу составила порядка 350 млрд рублей».
Кроме того, вступивший в действие федеральный закон о совершенствовании правового положения учреждений поставил перед ведомством еще одну задачу — повышение открытости и доступности информации о государственных и муниципальных учреждениях, их деятельности и имуществе. В прошлом году запущен официальный сайт для размещения такой информации — bus.gov.ru, администратором которого также является Федеральное казначейство. Сегодня на нем зарегистрировано порядка 180 тыс. учреждений. На сайт ежедневно обращаются более 12 тыс. пользователей. Но, как посетовал главный казначей, открытость и прозрачность в полной мере пока не обеспечены. Из 180 тыс. учреждений только 87 % опубликовали общую информацию о себе и только 20 % разместили государственное задание. По сути, лишь пятая часть учреждений раскрыла информацию о том, на что им выданы субсидии. «Поэтому, — сделал вывод Артюхин, — необходим инструмент, мотивирующий учреждения своевременно публиковать государственные задания. К примеру, с 2014 года перечислять целевые субсидии учреждениям только после размещения государственного задания на портале».
О том, что на сайт bus.gov.ru возлагаются большие надежды, говорила и Т. Г. Нестеренко. В 2013 году на портале планируется создать сервисы проведения опросов пользователей государственных услуг, формирования отзывов о деятельности учреждений. «Нам нужно сделать этот сайт транзакционным, — отметила первый заместитель министра, — чтобы через этот портал мы доводили государственные задания и через него же получали отчеты. Как только мы сделаем названный ресурс единым каналом для движения информации, тогда сайт станет востребованным, информация будет актуальной, интересной. И это будет давать нам материал для дальнейшего проведения реформ, нацеленных на создание эффективных инструментов оказания госуслуг».
Минимум налички
Министр финансов РФ отметил и необходимость продолжения работы по минимизации наличного денежного обращения в секторе госуправления. В настоящее время в 50 % государственных и муниципальных учреждений зарплата выдается наличкой, это почти триллион рублей. Поэтому Казначейство должно быть готово к обеспечению полного перехода на безналичный расчет и сделать его быстрым и безболезненным для клиентов.
Федеральному казначейству также необходимо провести инвентаризацию функциональных процессов и оптимизировать выполнение возложенных на него функций. На повестке дня стоит дальнейшее развитие государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет», что позволит перейти на новый качественный уровень управления государственными финансами, исключить бумажный документооборот; сокращение сроков формирования бюджетной отчетности, представляемой Минфину и клиентам Федерального казначейства; обеспечение бесперебойного функционирования прикладного программного обеспечения Федерального казначейства.
Эффективность бюджетных расходов
Об итогах выполнения плана Федерального казначейства по повышению эффективности бюджетных расходов в 2012 году и задачах по повышению эффективности деятельности ведомства на 2013 год рассказал А. Ю. Демидов, заместитель руководителя Казначейства России. В своем выступлении он остановился на десяти основных направлениях, по каждому из которых были разработаны детальные планы мероприятий и графики их выполнения.
Важнейший вопрос — оптимизация расходных обязательств Российской Федерации, и все запланированные Федеральным казначейством мероприятия в этом направлении, по словам Демидова, выполнены. Снижены расходы на административно-хозяйственное обеспечение, оплату труда. Расходы на инновационные технологии незначительно повысились. Это связано с тем, что Федеральное казначейство стало выполнять в 2012 году новые функции: обеспечение реализации мероприятий по электронному бюджету, размещение информации на официальном сайте о государственных и муниципальных учреждениях, реализация Закона №
Закончена разработка Концепции оценки эффективности и результативности деятельности Федерального казначейства, осталось ее принять. Она включает в себя три основных блока. Оценка результативности деятельности, по мнению Демидова, находится в самой высокой степени готовности. Инструменты, которые позволяют оценивать каждого сотрудника, все структурные подразделения, управления Федерального казначейства, имеются. Следующий блок — оценка эффективности деятельности. Третий блок — планирование действий Казначейства.
Активно велась работа по такому направлению, как повышение эффективности управления государственным имуществом. «Оптимизация позволила значительно сократить автотранспортный парк: за четыре года мы его уменьшили в три раза. Идет планомерная работа по сокращению площадей, занимаемых органами Федерального казначейства. Экономический эффект от этой работы в 2012 году составил более 148 миллионов рублей», — сказал Демидов.
Оптимизация численности сотрудников и совершенствование системы материального стимулирования тоже из ряда первоочередных задач. Экономия за счет сокращения численности более чем на 11 тыс. человек составила 439 млн руб. Задача на текущий год — повышение заработной платы рядовых сотрудников. «Экономический эффект от комплекса мер по повышению эффективности бюджетных расходов составил 1,62 миллиарда рублей», — подвел итог докладчик.
Главным результатом года работы расходно-операционного блока Федерального казначейства, о котором рассказал С. Е. Прокофьев, заместитель руководителя Федерального казначейства, стало то, что ассигнования, предусмотренные законом о бюджете, своевременно и в полном объеме дошли до своих адресатов и были израсходованы в соответствии с нормами бюджетного законодательства. Сумма в 12,9 трлн руб. была израсходована в полном объеме. Поэтому не было существенных сбоев и проблем в финансировании клиентов.
Реформирование системы бюджетных платежей
Большую важность приобретает задача реформирования системы бюджетных платежей. Как сказал министр финансов РФ, предстоит утвердить Концепцию реформирования системы бюджетных платежей и приступить к выполнению плана мероприятий по ее реализации. В ходе реформирования Казначейство должно стать своего рода расчетно-платежным центром бюджетной системы страны. Необходимо обеспечить перевод из Центрального банка всех счетов публично-правовых образований, это порядка 80 тыс. счетов, что, по мнению Силуанова, позволит говорить о гармонизации казначейских и банковских технологий.
Одним из основных направлений Концепции реформирования системы бюджетных платежей является создание и развитие единого банковского счета, который будет функционировать по принципу корреспондентского счета банка с идентификационным кодом прямого участника расчетов опять же аналогично банковскому идентификационному коду. Основные мероприятия по созданию и развитию единого банковского счета Федерального казначейства будут синхронизированы с мероприятиями Банка России, которые проводятся в рамках выполнения мероприятий по реализации Концепции развития платежной системы Банка России на период до 2017 года. Об этом более детально рассказал В. А. Смирнов, заместитель руководителя Федерального казначейства. Результатом создания единого банковского счета станет сокращение времени проведения операций и количества транзакций.
Еще одним важным направлением Концепции реформирования системных бюджетных платежей является управление свободными остатками денежных средств. Концентрация временно свободных остатков на едином банковском счете Федерального казначейства потребует расширения перечня инструментов их размещения. Третье направление концепции связано с развитием электронно-платежных сервисов. Федеральным казначейством будут разрабатываться современные электронные платежные сервисы, которые позволят расширить перечень возможностей для оплаты налогов, штрафов, государственных услуг и иных платежей в бюджет. Четвертым направлением является развитие государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах.
В целом работа Федерального казначейства в 2012 году получила высокую оценку со стороны министерства финансов РФ, Счетной палаты, Росфиннадзора. Об этом свидетельствовали и многочисленные награды, которые были вручены сотрудникам центрального аппарата и территориальных органов. Указами Президента РФ за большой вклад в становление и развитие казначейской системы Российской Федерации награждены орденом Почета С. Е. Прокофьев, заместитель руководителя Федерального казначейства, и О. М. Бочарова, руководитель Управления Федерального казначейства по Владимирской области. Знаков отличия «За безупречную службы» удостоились Т. А. Федотова, руководитель Управления Федерального казначейства по Тамбовской области, В. Н. Каретин, руководитель Управления Федерального казначейства по городу Санкт-Петербургу. Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени награжден В. А. Шашаев, руководитель Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл. Кроме того, ряду сотрудников ведомства присвоены почетные звания «Заслуженный экономист РФ», объявлены благодарности Президента РФ, вручены почетные грамоты Президента РФ.