Основные показатели
Как доложил руководитель ФНС России М. В. Мишустин, за 2012 год в федеральный бюджет поступило 5,166 трлн руб., что на 17 млрд руб., или на 0,3 %, больше сумм, утвержденных в бюджете, и на 15 % больше поступлений в 2011 году. Всего в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2012 году было мобилизовано около 11 трлн руб., что на 13 % больше поступлений 2011 года.
На динамику поступлений налогов в 2012 году оказало влияние несколько факторов. Высокая база сравнения (в 2010 и 2011 годах высокие темпы роста основных экономических показателей объяснялись выходом российской экономики из кризиса 2008 и 2009 годов), замедление темпов роста экономики, закрытие отдельных этапов крупномасштабных инвестиционных проектов. Темпы роста поступлений налога на прибыль составили около 104 % против 128 % в 2011 году, НДС — 108 % против 132 %. Определяющее влияние на динамику поступления налога на прибыль и НДС оказал рост вычетов по налогу на добавленную стоимость и расходов по налогу на прибыль. В 2012 году объем вычетов по НДС составил 1 трлн руб. и вырос по сравнению с предыдущим годом на 283 млрд руб. К примеру, в газовой отрасли вычеты составили 299 млрд руб. и увеличились на 85 млрд, последнее связано с завершением инвестиционных проектов по освоению нефтегазоконденсатных месторождений Забайкалья и Уренгоя, строительству магистрального газопровода Починки — Грязовец. Объем налоговых вычетов по НДС повысили и завершившиеся инвестиционные проекты по строительству олимпийских объектов в Сочи.
За последние пять лет, как отметил руководитель налогового ведомства, сократился объем накопленной задолженности, но за 2012 год она выросла на 0,5 % и на 1 января 2013 года составила 1,1 трлн руб. Эффективность мер принудительного взыскания задолженности осталась на уровне прошлого года — 57 %. Мишустин назвал региональные управления налоговой службы, которые допустили наибольший прирост задолженности, это управления ФНС России по Красноярскому, Краснодарскому, Ставропольскому краям, Москве и Санкт-Петербургу, Новосибирской, Ярославской областям, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Северная Осетия — Алания. Основная причина роста задолженности — доначисление по результатам проверок и неуплата текущих платежей.
Говоря о качестве аналитической работы, Мишустин отметил его значительное улучшение: количество выездных проверок сократилось на 14 %, а эффективность одной такой проверки возросла на 30 %, средняя сумма доначислений составила 5,6 млн руб.
В 2012 году сохранилась тенденция снижения количества жалоб на работу налоговых служб и судебных споров. А результаты их рассмотрения чаще говорят о правомерности действий налоговиков.
В 2012 году в связи с изменением законодательства несколько изменились и условия администрирования налогов. С начала 2012 года в рамках действия закона о трансфертном ценообразовании крупнейшие налогоплательщики имеют возможность подать в налоговую службу заявление о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения. За 2012 год ФНС получила более 30 заявлений от налогоплательщиков нефтегазовой, металлургической и транспортной отраслей. «Заключение таких соглашений, — подчеркнул Мишустин, — как показывает мировой опыт, длится годами. К 1 января 2013 года мы заключили три соглашения с 17 налогоплательщиками, входящими в группы компаний „Роснефть“, „Газпром нефть“ и „Аэрофлот“. С 2013 года служба имеет право проводить контрольные мероприятия в отношении этих налогоплательщиков. И 20 мая истекает срок подачи налогоплательщиком уведомлений о контролируемых сделках 2012 года. Мы серьезно готовимся к этой работе».
Патентная система и электронные сервисы
В последние годы руководство страны уделяет большое внимание развитию малого бизнеса. Введение патентной системы, по словам руководителя налогового ведомства, способствовало развитию индивидуально-предпринимательской деятельности, созданию новых рабочих мест в сфере оказания услуг населению. Число налогоплательщиков, использующих патентную систему налогообложения, за 2012 год значительно увеличилось, соответственно возросла сумма налоговых поступлений с 302 до 415 млн руб. С 1 января 2013 года введена новая патентная система, которая расширяет сферу применения патентов до 47 видов деятельности и увеличивает предельное количество наемных работников до 15 человек. Для упрощения процедуры получения патента на сайте ФНС, как обещал главный налоговик, будет открыт новый сервис. Кстати, развитие электронных сервисов является для налоговой службы одной из важнейших задач. Через электронные сервисы налогоплательщик может подать документы на регистрацию своего бизнеса, проверить наличие налоговой задолженности и при необходимости оплатить ее в режиме онлайн. С 27 февраля в пилотном режиме действует интернет-сервис «Личный кабинет юридического лица». Проект реализуется на базе нескольких инспекций Москвы и Московской области и всех территориальных управлений Нижегородской области.
В настоящее время налоговая служба подошла к заключительной стадии комплексной модернизации налоговых органов. «АИС Налог-3» — это единая авторизированная система, учитывающая все изменения законодательства, бизнес-процессов. Проект реализуется с 2010 года, и уже описаны все рабочие процессы, создана архитектура системы. Образовано федеральное казенное учреждение «Налог — сервис» с разветвленной сетью из 77 филиалов. К системе «АИС Налог-3» подключены все 83 региона Российской Федерации. Учреждению уже переданы функции подготовки и ввода данных для архивного хранения, в базовых регионах прошли «пилоты» по апробации централизованной модели обработки документов, которые представляются в налоговые органы. Для проведения опытной эксплуатации новой системы определены 14 базовых инспекций в восьми субъектах РФ. «Смысл всей этой работы, — объяснил Мишустин, — сделать доступными в равной степени по всей стране все услуги налоговой службы независимо от того, кому и как они оказываются».
Противодействие незаконным финансовым операциям
Министр финансов РФ А. Г. Силуанов, оценив работу налоговой службы в 2012 году в целом положительно, определил для налоговиков основные задачи на 2013 год: качественное администрирование налоговых доходов, контроль за исполнением налогового законодательства, противодействие уклонению от налогообложения.
Уже принят в первом чтении закон о противодействии незаконным финансовым операциям. Проект закона предполагает введение мер, направленных на совершенствование налогового администрирования, расширяет перечень оснований для отказа в государственной регистрации фирм, предоставляет налоговым органам доступ к сведениям о банковских счетах физических лиц. Речь идет не о получении налоговиками информации об операциях и остатках по счетам, уточнил министр, а только об информации о наличии счетов. Последнее нужно для того, чтобы в случае противоправного поведения налогоплательщика налоговая служба могла знать, в каких банках он имеет счета. Кроме того, законопроект предполагает наделение налоговой службы правом в судебном порядке требовать от учредителя или владельца компании возмещения ущерба, причиненного бюджету, если неуплата налога связана с непосредственными указаниями этого лица. Для решения проблемы ухода от уплаты НДС планируется установить для всех налогоплательщиков обязанность представлять декларацию по данному налогу в электронном виде, а также расширить возможности ФНС по проведению камеральных проверок в случае обнаружения расхождения в декларациях. «В результате введения в действие закона в такой редакции добросовестный налогоплательщик будет защищен и поставлен в более выгодные условия, чем недобросовестный. Это станет условием для дальнейшего развития бизнеса», — считает министр.
Координация деятельности
Силуанов обратил внимание на необходимость координации действий всех органов власти, прямо или косвенно участвующих в налоговом администрировании, речь, в частности, идет о правоохранительных органах. По мнению министра, материалы, которые готовят и представляют в правоохранительные органы налоговики, не всегда оперативно рассматриваются и не всегда по ним проводятся расследования, как хотелось бы ФНС. Причем речь идет о нарушениях, связанных с мошенничеством: незаконном возмещении НДС, использовании документов подставных организаций с целью создания фирм-однодневок.
«В 2012 году налоговики направили в правоохранительные органы 8,6 тыс. материалов по неуплаченным налогам на сумму 174 млрд руб. Привлечено к уголовной ответственности всего 139 лиц, — озвучил цифры министр. — Мы не призываем сажать, но ведь речь идет о налоговом потенциале, о необходимости наказания за неисполнение налогового законодательства».
Координация деятельности подразделений ФНС и региональных (муниципальных) властей тоже имеет большое значение при администрировании налогов. Особенно это актуально для налога на имущество физических лиц, земельного налога. Ведь именно руководители муниципалитетов могут указать налоговикам на незарегистрированные участки и имущество.
Учесть все
Накануне коллегии ФНС итоги были подведены управлениями Федеральной налоговой службы по Москве и Московской области. Доклад руководителя УФНС России по Москве М. В. Третьяковой содержал следующие цифры: «В консолидированный бюджет Российской Федерации налоговыми органами Москвы мобилизовано 1,8 триллиона рублей, что на 12 процентов выше уровня 2011 года. Прирост поступления доходов в федеральный бюджет составил 100 миллиардов рублей, или 14 процентов».
В 2012 году УФНС по Москве собрало с налогоплательщиков НДС на сумму почти 670 млрд руб. с темпом роста к 2011 году 114 %. Это 84 % налоговых поступлений от столицы в федеральный бюджет. В бюджет Москвы в 2012 году поступило почти 1,26 трлн руб., что на 51 млрд руб., или 4 %, больше уровня 2011 года. Более 42 % налоговых доходов городского бюджета приходится на налог на доходы физических лиц. В 2012 году сумма НДФЛ составила 529 млрд руб., что на 10 % больше уровня предыдущего года.
Существенные резервы пополнения городской казны в 2013 году столичные налоговики видят в формировании цивилизованного рынка аренды жилья. В 2012 году велась большая работа по привлечению граждан к декларированию доходов от сдачи в аренду недвижимости, за счет чего в бюджет дополнительно поступило 130 млн руб. В 2013 году эта работа будет расширена.
Руководитель УФНС России по Московской области Е. В. Макарова в своем докладе на итоговой коллегии отметила: «В 2012 году в консолидированный бюджет Российской Федерации мобилизовано на 14 процентов больше, чем в 2011 году. В доход федерального бюджета поступило 156 миллиардов рублей, рост к 2011 году составил 18 процентов. Поступления в консолидированный бюджет Московской области составили 333 миллиардов рублей, что на 14 процентов больше, чем за 2011 год. Из этой суммы 253 миллиарда приходится на долю областного бюджета и 80 миллиардов — на местные бюджеты».
Управление ФНС России по Московской области тесно взаимодействует с региональными и местными органами власти, что способствует раскрытию налогового потенциала имущественного комплекса региона. В 2012 году в налоговый оборот вовлечено около 27 тыс. земельных участков, по которым дополнительно исчислено 80 млн руб. земельного налога, 47 тыс. объектов капитального строительства, налоговые поступления по которым составили более 75 млн руб.