Версия для печати 4470 Материалы по теме
Налоговый эксперимент  в Пермском крае: итоги и уроки

струговая
Налоговики Пермского края подвели итоги своей работы в 2012 году. В бюджеты всех уровней от налогоплательщиков региона поступило более 215,6 млрд руб., это больше, чем в 2011 году, на 18,9 %. По мнению Лидии Родионовны СТРУГОВОЙ, руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю, одним из наиболее значимых результатов года стал показатель поступлений налога на прибыль организаций. Это позволило подвести еще один промежуточный итог эксперимента, стартовавшего в регионе семь лет назад, когда законодатели Пермского края приняли беспрецедентное решение в инициативном порядке снизить налоговую нагрузку на бизнес.

Ставки снижены — поступления растут

Региональная составляющая ставки налога на прибыль с 1 января 2006 года была уменьшена с 17,5 до 13,5 %. В итоге все без исключения юридические лица получили возможность платить налог на прибыль организаций по ставке 20 % вместо 24. Преследовалась цель создать более благоприятные, нежели в других регионах, условия для развития предпринимательства, которые позволят предприятиям направлять высвободившиеся средства на инновационное развитие и формирование базы для повышения зарплаты работникам. Цена вопроса для регионального бюджета составила порядка 3 млрд руб. (около 10 % всех доходов).

Как отразились новации на сумме поступлений по налогу на прибыль? В 2007 году они составили 26 млрд руб., объемы поступлений по сравнению с предшествующим годом снизились всего на 0,7 %, что оказалось значительно ниже ожидаемого. А уже в 2008 году объемы выросли в два раза и превысили отметку в 53,2 млрд руб. 1 января 2009 года условия эксперимента усложнились — федеральный законодатель в качестве антикризисной меры, в том числе с учетом пермского опыта, принял аналогичное решение и понизил ставку налога еще на 4,5 %. В крае по принципиальным соображениям не стали корректировать свои инициативы, поэтому был создан прецедент — ставка по налогу на прибыль организаций в регионе в общей сложности снизилась на 8,5 %.

В 2009 (посткризисном) году, после снижения ставки налога на федеральном уровне, поступления составили 19 млрд руб., то есть объем поступлений упал в 2,8 раза. Однако в 2010 году вновь зафиксирован рост, причем существенный, на 52 %, в бюджет поступило 28,9 млрд руб. В 2011 году тенденция роста закрепилась — поступления превысили 40,3 млрд руб., то есть увеличились в 1,4 раза (или на 11,4 млрд руб.). Не принес разочарования и 2012 год. Налог на прибыль организаций в общем объеме доходов консолидированного бюджета Пермского края по-прежнему занимает первую позицию — 34,3 % (см. таблицу), налог на доходы физических лиц на втором месте — 31,4 %, акцизы на третьем — 15,7 %. Рост поступлений по налогу на прибыль к уровню 2011 года составил 1,4 млрд руб. (4,4 %).

Положительный результат эксперимента в определенной степени подтверждают и статистические данные о динамике доли убыточных предприятий в Пермском крае в 2006–2011 годах, а также показатели поступлений по налогу на доходы физических лиц. Примечательно, что положительная динамика по НДФЛ имеет место, несмотря на существенное повышение с 1 января 2011 года ставок страховых взносов.

Таким образом, вывод для конкретного временного этапа вполне очевиден — эксперимент можно считать успешным, а технология его реализации, в том числе в условиях мирового финансового кризиса, заслуживает всестороннего изучения.

Субъективные составляющие успеха

Как руководитель регионального налогового управления, непосредственно участвующий в реализации проекта, хочу предупредить: снижение налоговой нагрузки на бизнес не ведет автоматически к увеличению поступлений. Положительный эффект получен за счет взаимодействия множества факторов — объективных (о них сказано выше) и субъективных. Как показывает опыт, можно выделить три наиболее важных субъективных фактора:

1) изменение мотивации к повышению собираемости налогов местных органов власти;

2) активная позиция налоговых органов в обеспечении поступлений;

3) изменения в характере взаимоотношений между налоговиками и налогоплательщиками.

Представляется, что это достаточно важные моменты, которые нужно понять и принять всем, кто профессионально занимается налогами и бюджетом. Назовем их уроками.

Урок первый. Особый интерес в этом плане представляют результаты пермского эксперимента 2009–2011 годов по организации межбюджетных отношений в звене «регион — муниципалитет». С 1 января 2009 года в условиях кризисных явлений в экономике края была реализована идея передачи части налогов с краевого уровня на муниципальный. Решение было принято в отношении 15 % налога на доходы с физических лиц, 70 % налога на имущество организаций и 100 % транспортного налога. В результате доля доходов от этих налогов в местных бюджетах Пермского края в среднем достигла 60 % собственных доходов. Преследовалась цель повысить платежную активность и дисциплину налогоплательщиков. При этом во внимание принимались поведенческие мотивы людей, сознающих, что своими деньгами они наполняют местные бюджеты.

Одновременно формировалась заинтересовать руководителей и аппаратов органов власти на местах в собираемости налогов. Ожидаемый эффект был достигнут. Заинтересованность проявилась в укреплении взаимодействия налоговых органов и муниципалитетов. Его основой стали принятые по инициативе налогового управления в 2008 году решения Совета муниципальных образований, а затем в 2010 году и Совета глав муниципальных районов и городских округов при губернаторе Пермского края о совместном проведении мероприятий по сбору налогов. Был задействован административный ресурс, и бизнес не мог не прислушаться к настойчивым рекомендациям власти и не ответить на них повышением платежной дисциплины.

таблица
Урок второй. Активизировалось взаимодействие налоговиков с правоохранительными органами. Его стержнем стала концентрация внимания на выявлении и пресечении схем уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов. В 2011 году в правоохранительные органы края было передано 217 материалов налоговых проверок, по 15 возбуждены уголовные дела. В 2012 году в ходе контрольных мероприятий пермскими налоговиками было дополнительно начислено к уплате в бюджет 4,1 млрд руб. При этом по 300 налоговым проверкам материалы переданы в правоохранительные органы, возбуждено 20 уголовных дел. За 2012 год в результате мер принудительного взыскания в бюджетную систему Пермского края от должников поступило 6,9 млрд руб.

Положительный эффект дала и профилактическая работа, проводимая управлением и инспекциями. Об интенсивности этой деятельности свидетельствуют следующие данные. В 2010 году на заседаниях комиссий по работе с убыточными предприятиями, созданных в инспекциях, были заслушаны руководители и представители 1041 организации. Из них 403 представили уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль с уменьшенной суммой убытка более чем на 723,7 млн руб. и заявленной прибылью на 80,8 млн. В 2012 году уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль с уменьшенной суммой убытка представили 348 организаций, сумма убытка уменьшена на 1,3 млрд руб., а заявленная прибыль увеличена на 37,2 млн. При этом в процессе камерального контроля по налогу на прибыль налогоплательщиками в инспекции было представлено 1130 уточненных деклараций, в которых сумма убытка уменьшена на 3,9 млрд руб.

Определенный вклад в достижение положительного результата внесли и созданные в инспекциях комиссии по легализации налогооблагаемой базы. В 2011 году на их заседаниях было заслушано 1426 работодателей. Из них 255 увеличили уровень заработной платы, отраженный в отчетности, а 141 предприниматель представил корректирующие налоговые декларации по НДФЛ с увеличением суммы облагаемого дохода на 132,8 млн руб. В 2012 году заслушаны 1152 работодателя. Кроме того, проведено 192 заседания комиссий, которые рассматривали вопрос о достоверности показателя доли профессионального вычета, превышающего 83 % от общего объема доходов. Комиссии заслушали 473 предпринимателя, из них 256 увеличили уровень заработной платы, отраженный в отчетности, 126 — представили корректирующие налоговые декларации, в которых увеличили суммы облагаемого дохода на 71,1 млн руб. Сумма дополнительно начисленных налогов в корректирующих налоговых декларациях составила 6,5 млн руб.

Урок третий указывает на необходимость учета глубинных изменений в системе отношений между налоговым органам и налогоплательщиком, эволюции его психологии и мировоззрения. Полномасштабный электронный документооборот, возможность получения информации о расчетах с бюджетом в режиме on-line, конфигурация СМЭВ, ежегодное наращивание потенциала информационных сервисов налоговой службы — это и многое другое не могло не оказать влияния на отношение налогоплательщиков к исполнению налоговых обязательств. Показательна в этом плане реакция бухгалтеров, финансовых директоров и руководителей предприятий на внедрение специалистами краевого налогового управления в 2012 году уникального on-line сервиса для юридических лиц «Узнай свою задолженность». Сервис быстро и прочно вошел в повседневную практику, стал незаменимым инструментом взаимоотношений с налоговиками для значительного количества налогоплательщиков края.

Реакция на нововведения

В процессе обеспечения поступлений от физических лиц по налоговым декларациям сотрудники налоговых органов столкнулись с новой проблемой. При позитивной в целом динамике поступлений по НДФЛ отчетливо стали видны изменения пропорций между декларациями к уплате и декларациями к возврату налога из бюджета. В результате последовательных изменений налогового законодательства, направленных на социальную поддержку различных категорий граждан, суммы к возврату стали значительно превышать суммы налога к уплате. Например, в 2010 году в декларациях к возврату было заявлено 1,35 млрд руб., в 2011 году — 1,36 млрд, в 2012 году — 2,02 млрд руб. При этом по декларациям к уплате зафиксировано в 2010 году 587,3 млн руб., в 2011 году — 840,4 млн, в 2012 году — 787,8 млн руб. (в 2,7 раза меньше, чем на возврат).

Какие практические выводы из этого можно сделать? Прежде всего ситуацию должны видеть и понимать аналитики, формирующие бюджет. Вышеназванные суммы нельзя не учитывать в бюджетах муниципалитетов. Для налоговых органов обостряет проблему и временная непредсказуемость заявления о возврате, с одной стороны, и обязательность его реализации в строго установленные законодательством сроки — с другой. На первый план выходит функция предоставления государственной услуги по приему документов и обеспечению возврата денежных средств. Она законодательно прописана по процедуре и срокам, за нарушение которых предусмотрены санкции. При этом, как показывает практика, на получение услуги претендует значительное количество физических лиц, профессионально не подготовленных к оформлению документов и не знающих тонкости документооборота, в том числе электронного. В связи с этим повышаются требования к качеству информационно-разъяснительной работы налоговых органов, работы по организации приема налогоплательщиков в инспекциях, к обеспечению своевременного и полного камерального контроля принятых деклараций.

С другой стороны, очевидной становится задача активизации фискальной составляющей декларационной кампании, выявления и задействования резервов к уплате. Для нашего региона это в первую очередь привлечение к декларированию физических лиц, сдающих внаем и аренду движимое и недвижимое имущество, оказывающих услуги по договорам гражданско-правового характера, а также услуги частного характера, например репетиторство.

Жизнь заставляет все время думать, анализировать, видеть динамику процесса и побудительные мотивы его участников. Не увидел новое явление, опоздал в решениях — не получишь результата. В итоге неоправданные потери бюджета и при этом недовольные люди, в первую очередь налогоплательщики, не получившие услугу либо не понявшие, почему они должны действовать так, а не иначе.

Поделиться