Ставки снижены — поступления растут
Региональная составляющая ставки налога на прибыль с 1 января 2006 года была уменьшена с 17,5 до 13,5 %. В итоге все без исключения юридические лица получили возможность платить налог на прибыль организаций по ставке 20 % вместо 24. Преследовалась цель создать более благоприятные, нежели в других регионах, условия для развития предпринимательства, которые позволят предприятиям направлять высвободившиеся средства на инновационное развитие и формирование базы для повышения зарплаты работникам. Цена вопроса для регионального бюджета составила порядка 3 млрд руб. (около 10 % всех доходов).
Как отразились новации на сумме поступлений по налогу на прибыль? В 2007 году они составили 26 млрд руб., объемы поступлений по сравнению с предшествующим годом снизились всего на 0,7 %, что оказалось значительно ниже ожидаемого. А уже в 2008 году объемы выросли в два раза и превысили отметку в 53,2 млрд руб. 1 января 2009 года условия эксперимента усложнились — федеральный законодатель в качестве антикризисной меры, в том числе с учетом пермского опыта, принял аналогичное решение и понизил ставку налога еще на 4,5 %. В крае по принципиальным соображениям не стали корректировать свои инициативы, поэтому был создан прецедент — ставка по налогу на прибыль организаций в регионе в общей сложности снизилась на 8,5 %.
В 2009 (посткризисном) году, после снижения ставки налога на федеральном уровне, поступления составили 19 млрд руб., то есть объем поступлений упал в 2,8 раза. Однако в 2010 году вновь зафиксирован рост, причем существенный, на 52 %, в бюджет поступило 28,9 млрд руб. В 2011 году тенденция роста закрепилась — поступления превысили 40,3 млрд руб., то есть увеличились в 1,4 раза (или на 11,4 млрд руб.). Не принес разочарования и 2012 год. Налог на прибыль организаций в общем объеме доходов консолидированного бюджета Пермского края по-прежнему занимает первую позицию — 34,3 % (см. таблицу), налог на доходы физических лиц на втором месте — 31,4 %, акцизы на третьем — 15,7 %. Рост поступлений по налогу на прибыль к уровню 2011 года составил 1,4 млрд руб. (4,4 %).
Положительный результат эксперимента в определенной степени подтверждают и статистические данные о динамике доли убыточных предприятий в Пермском крае в
Таким образом, вывод для конкретного временного этапа вполне очевиден — эксперимент можно считать успешным, а технология его реализации, в том числе в условиях мирового финансового кризиса, заслуживает всестороннего изучения.
Субъективные составляющие успеха
Как руководитель регионального налогового управления, непосредственно участвующий в реализации проекта, хочу предупредить: снижение налоговой нагрузки на бизнес не ведет автоматически к увеличению поступлений. Положительный эффект получен за счет взаимодействия множества факторов — объективных (о них сказано выше) и субъективных. Как показывает опыт, можно выделить три наиболее важных субъективных фактора:
1) изменение мотивации к повышению собираемости налогов местных органов власти;
2) активная позиция налоговых органов в обеспечении поступлений;
3) изменения в характере взаимоотношений между налоговиками и налогоплательщиками.
Представляется, что это достаточно важные моменты, которые нужно понять и принять всем, кто профессионально занимается налогами и бюджетом. Назовем их уроками.
Урок первый. Особый интерес в этом плане представляют результаты пермского эксперимента
Одновременно формировалась заинтересовать руководителей и аппаратов органов власти на местах в собираемости налогов. Ожидаемый эффект был достигнут. Заинтересованность проявилась в укреплении взаимодействия налоговых органов и муниципалитетов. Его основой стали принятые по инициативе налогового управления в 2008 году решения Совета муниципальных образований, а затем в 2010 году и Совета глав муниципальных районов и городских округов при губернаторе Пермского края о совместном проведении мероприятий по сбору налогов. Был задействован административный ресурс, и бизнес не мог не прислушаться к настойчивым рекомендациям власти и не ответить на них повышением платежной дисциплины.
Урок второй. Активизировалось взаимодействие налоговиков с правоохранительными органами. Его стержнем стала концентрация внимания на выявлении и пресечении схем уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов. В 2011 году в правоохранительные органы края было передано 217 материалов налоговых проверок, по 15 возбуждены уголовные дела. В 2012 году в ходе контрольных мероприятий пермскими налоговиками было дополнительно начислено к уплате в бюджет 4,1 млрд руб. При этом по 300 налоговым проверкам материалы переданы в правоохранительные органы, возбуждено 20 уголовных дел. За 2012 год в результате мер принудительного взыскания в бюджетную систему Пермского края от должников поступило 6,9 млрд руб.Положительный эффект дала и профилактическая работа, проводимая управлением и инспекциями. Об интенсивности этой деятельности свидетельствуют следующие данные. В 2010 году на заседаниях комиссий по работе с убыточными предприятиями, созданных в инспекциях, были заслушаны руководители и представители 1041 организации. Из них 403 представили уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль с уменьшенной суммой убытка более чем на 723,7 млн руб. и заявленной прибылью на 80,8 млн. В 2012 году уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль с уменьшенной суммой убытка представили 348 организаций, сумма убытка уменьшена на 1,3 млрд руб., а заявленная прибыль увеличена на 37,2 млн. При этом в процессе камерального контроля по налогу на прибыль налогоплательщиками в инспекции было представлено 1130 уточненных деклараций, в которых сумма убытка уменьшена на 3,9 млрд руб.
Определенный вклад в достижение положительного результата внесли и созданные в инспекциях комиссии по легализации налогооблагаемой базы. В 2011 году на их заседаниях было заслушано 1426 работодателей. Из них 255 увеличили уровень заработной платы, отраженный в отчетности, а 141 предприниматель представил корректирующие налоговые декларации по НДФЛ с увеличением суммы облагаемого дохода на 132,8 млн руб. В 2012 году заслушаны 1152 работодателя. Кроме того, проведено 192 заседания комиссий, которые рассматривали вопрос о достоверности показателя доли профессионального вычета, превышающего 83 % от общего объема доходов. Комиссии заслушали 473 предпринимателя, из них 256 увеличили уровень заработной платы, отраженный в отчетности, 126 — представили корректирующие налоговые декларации, в которых увеличили суммы облагаемого дохода на 71,1 млн руб. Сумма дополнительно начисленных налогов в корректирующих налоговых декларациях составила 6,5 млн руб.
Урок третий указывает на необходимость учета глубинных изменений в системе отношений между налоговым органам и налогоплательщиком, эволюции его психологии и мировоззрения. Полномасштабный электронный документооборот, возможность получения информации о расчетах с бюджетом в режиме on-line, конфигурация СМЭВ, ежегодное наращивание потенциала информационных сервисов налоговой службы — это и многое другое не могло не оказать влияния на отношение налогоплательщиков к исполнению налоговых обязательств. Показательна в этом плане реакция бухгалтеров, финансовых директоров и руководителей предприятий на внедрение специалистами краевого налогового управления в 2012 году уникального on-line сервиса для юридических лиц «Узнай свою задолженность». Сервис быстро и прочно вошел в повседневную практику, стал незаменимым инструментом взаимоотношений с налоговиками для значительного количества налогоплательщиков края.
Реакция на нововведения
В процессе обеспечения поступлений от физических лиц по налоговым декларациям сотрудники налоговых органов столкнулись с новой проблемой. При позитивной в целом динамике поступлений по НДФЛ отчетливо стали видны изменения пропорций между декларациями к уплате и декларациями к возврату налога из бюджета. В результате последовательных изменений налогового законодательства, направленных на социальную поддержку различных категорий граждан, суммы к возврату стали значительно превышать суммы налога к уплате. Например, в 2010 году в декларациях к возврату было заявлено 1,35 млрд руб., в 2011 году — 1,36 млрд, в 2012 году — 2,02 млрд руб. При этом по декларациям к уплате зафиксировано в 2010 году 587,3 млн руб., в 2011 году — 840,4 млн, в 2012 году — 787,8 млн руб. (в 2,7 раза меньше, чем на возврат).
Какие практические выводы из этого можно сделать? Прежде всего ситуацию должны видеть и понимать аналитики, формирующие бюджет. Вышеназванные суммы нельзя не учитывать в бюджетах муниципалитетов. Для налоговых органов обостряет проблему и временная непредсказуемость заявления о возврате, с одной стороны, и обязательность его реализации в строго установленные законодательством сроки — с другой. На первый план выходит функция предоставления государственной услуги по приему документов и обеспечению возврата денежных средств. Она законодательно прописана по процедуре и срокам, за нарушение которых предусмотрены санкции. При этом, как показывает практика, на получение услуги претендует значительное количество физических лиц, профессионально не подготовленных к оформлению документов и не знающих тонкости документооборота, в том числе электронного. В связи с этим повышаются требования к качеству информационно-разъяснительной работы налоговых органов, работы по организации приема налогоплательщиков в инспекциях, к обеспечению своевременного и полного камерального контроля принятых деклараций.
С другой стороны, очевидной становится задача активизации фискальной составляющей декларационной кампании, выявления и задействования резервов к уплате. Для нашего региона это в первую очередь привлечение к декларированию физических лиц, сдающих внаем и аренду движимое и недвижимое имущество, оказывающих услуги по договорам гражданско-правового характера, а также услуги частного характера, например репетиторство.
Жизнь заставляет все время думать, анализировать, видеть динамику процесса и побудительные мотивы его участников. Не увидел новое явление, опоздал в решениях — не получишь результата. В итоге неоправданные потери бюджета и при этом недовольные люди, в первую очередь налогоплательщики, не получившие услугу либо не понявшие, почему они должны действовать так, а не иначе.