25 апреля 2024 года
Регистрация
Судебная система№3 Март 2013 — 01 апреля 2013

Свыше 3000 санкций на арест имущества выдала прокуратура в 2012 году

Версия для печати 6590 Материалы по теме
Свыше 3000 санкций на арест имущества выдала прокуратура в 2012 году

Паламарчук
О роли прокурора в обеспечении соблюдения норм Налогового кодекса рассказал начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ Анатолий Владимирович ПАЛАМАРЧУК.

— Анатолий Владимирович, своевременное и полное поступление налогов в бюджет государства является залогом качественной и эффективной работы органов власти. Какие рычаги воздействия имеются у государства для принуждения недобросовестного налогоплательщика к исполнению налогового законодательства, какая роль в этом процессе отводится прокуратуре?

— Государственная налоговая политика формируется исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике и последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки. При этом данные процессы неразрывно связаны с налоговым контролем, целью которого является обеспечение своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет. Принуждение к исполнению обязанности по уплате налогов и сборов достигается различными способами. Это может быть залог имущества, поручительство, начисление пеней, приостановление операций по счетам в банк, наложение ареста на имущество налогоплательщика.

Надзор за исполнением налогового законодательства является для прокуратуры одним из приоритетных направлений, и органы прокуратуры в соответствии с компетенцией и на основании Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» систематически осуществляют проверки в данной сфере. В результате не только выявляются нарушения, но и принимаются меры к их устранению и недопущению таких фактов впредь.

— Что относится к полномочиям органов прокуратуры в решении проблемы налоговых неплатежей?

— В соответствии со статьей 77 Налогового кодекса налоговые и таможенные органы для взыскания налогов и штрафов имеют право наложить арест на имущество налогоплательщика. Однако арест имущества может быть произведен только с санкции прокурора. Действия прокурора в этом случае регламентированы Налоговым кодексом и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Кроме того, издан приказ Генерального прокурора РФ от 22 марта 2010 г. № 122 «Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов».

При принятии решения о санкционировании ареста имущества прокуратура проверяет законность и обоснованность принятого налоговым органом решения, полноту представленных материалов. Решение, конечно, следует принимать очень оперативно, чтобы ограничить во времени недобросовестного налогоплательщика и лишить его возможности скрыть свое имущество. Поэтому в соответствии с названным приказом прокурор должен санкционировать арест имущества либо принять мотивированное решение об отказе в даче санкции не позднее следующего рабочего дня со дня получения решения об аресте имущества и материалов, обосновывающих его принятие.

Следует отметить, что указанная деятельность осуществляется прокурорами в тесном и конструктивном сотрудничестве с налоговыми органами. В целях обеспечения комплексного и системного подхода к организации совместной деятельности между органами прокуратуры и налоговыми органами налажен оперативный обмен информацией.

— Арест имущества подразумевает его безвозвратную потерю для налогоплательщика?

— Под арестом имущества налогоплательщика ни в коем случае не понимается лишение его права собственности. Арест — это временное ограничение права собственности.

Арест может быть частичным, когда владение, пользование и распоряжение имуществом налогоплательщика осуществляются им с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа, и полным, когда распоряжение арестованным имуществом не допускается, а владение и пользование также осуществляются с разрешения и под контролем указанных органов. Кстати, аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов. И если налогоплательщик исполнит свои налоговые обязательства, то принимается решение об отмене ареста имущества. Также необходимо иметь в виду, что арест имущества может быть отменен по решению суда или вышестоящего налогового органа.

— Что вы можете сказать о результатах работы прокуратуры в этом направлении?

— В 2012 году прокурорами санкционировано свыше трех тысяч постановлений налоговых органов о наложении ареста на имущество на сумму около 5,4 миллиарда рублей. В ряде регионов Российской Федерации отмечается значительная активность применения налоговыми органами такого механизма воздействия на неплательщиков налогов и иных платежей в бюджет. К примеру, в прошедшем году в Оренбургской области санкционировано 388 решений налоговых органов о наложении ареста на общую сумму более 125 миллионов рублей, в Нижегородской области — 357 арестов на сумму свыше 435 миллионов руб­лей, в Республике Татарстан — 296 арестов на сумму свыше 259 миллионов рублей.

Но необходимо четко понимать, что одной из главных задач, стоящих перед государством, является обеспечение баланса между интересами государства по своевременной и полной уплате налогов в бюджеты всех уровней и соблюдением законных прав и интересов налогоплательщиков. Ведь если в результате излишне суровых мер налогового контроля организация вообще прекратит осуществлять деятельность, то государство потеряет налогоплательщика, а работающие в организации люди лишатся работы и, следовательно, средств к существованию. Поэтому прокуратура особое внимание уделяет анализу необходимости использования налоговыми органами права накладывать арест на имущество налогоплательщика. И надо сказать, что в ходе прокурорских проверок вскрываются факты ненадлежащей реализации данного права, в связи с чем руководителям налоговых органов, в частности в Ставропольском крае, Костромской области и других субъектах РФ, прокурорами внесены представления об устранении нарушений закона.

— Насколько эффективно применение ареста имущества налогоплательщика в случае неуплаты им денежных средств в бюджет?

— Практика показала, что арест имущества налогоплательщика является эффективным способом обеспечения налоговых поступлений в бюджет. Так, в Республике Татарстан на следующий день после ареста имущества одного из хозяйствующих субъектов задолженность в размере 4,8 миллиона рублей была погашена. Такие факты не являются единичными. Например, в Нижегородской области после ареста имущества коммерческой организации ею погашена задолженность на сумму более 30 миллионов руб­лей. Всего в 2012 году после применения ареста имущества должниками добровольно погашена задолженность по налогам в размере свыше 600 миллионов рублей.

— То есть это направление работы прокуратура считает перспективным и будет продолжать его впредь?

— Безусловно. В целях повышения эффективности деятельности правоохранительных и контролирующих органов по борьбе с налоговыми и иными смежными преступлениями экономической направленности, улучшения качества взаимодействия заинтересованных структур прокуратурами субъектов РФ созданы рабочие группы, включающие представителей следственных и налоговых органов, а также органов внутренних дел, проводятся межведомственные совещания и семинары.

Хочу также отметить, что поступление налогов в казну государства — в интересах как государства в целом, так и каждой семьи и человека в отдельности, поэтому налогоплательщики должны осознанно подходить к своей обязанности по уплате налогов, не доводя до негативных последствий в виде ареста имущества и тем более уголовного преследования за неуплату налогов.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно