Step by Step
В Магнитогорске преобразования бюджетного процесса, направленные на повышение эффективности планирования бюджета, начались с 2009 года с внедрением системы «БИС-СБОР». Изначально необходимо было увязать стратегические цели города с целями и задачами распорядителей средств бюджета города и муниципальных учреждений, показатели достижения результатов с объемами расходов бюджета. Это позволяло выбирать наиболее эффективные направления расходования бюджетных средств и обеспечивать оценку достижения запланированных результатов и их качество.
Три года назад одной из наиболее актуальных задач для планирования бюджета было формирование реестра бюджетных услуг. В то время именно необходимость внесения данных об услугах в систему «БИС-СБОР» заставила нас упорядочить структуру реестра бюджетных услуг, оптимизировать детализацию услуг (и это только один из многих примеров того, как автоматизация процесса приводит к наведению порядка в этой сфере). В 2010 году первыми подразделениями, в которых внедрялась система планирования «БИС-СБОР», были три социально значимые управления администрации города: управление образования, управление культуры и управление по физкультуре, спорту и туризму, на которые приходится более 50 % расходов городского бюджета. На этих подразделениях отрабатывалось и апробировалось собственно автоматизированное планирование. Естественно, автоматизация планирования, ориентированного на результат, на такой ранней стадии развития, на которой она была в 2009 и 2010 годах, привела к неоднократной переработке программного продукта и, как следствие, к постоянно меняющимся условиям его эксплуатации.
Приступая к внедрению системы «БИС-СБОР» в управлении капитального строительства и благоустройства города, мы понимали, что простым тиражированием системы еще на одно структурное подразделение не обойтись. Финансирование объектов капитального строительства отличается от финансирования бюджетных услуг тем, что ведется пообъектно согласно утвержденному перечню объектов капитального строительства и ремонта. Соответственно и расчет затрат ведется по-разному: на бюджетные услуги — от нормативов, на объекты строительства — по проектно-сметной документации. В результате было принято решение, согласно которому для учреждений, оказывающих бюджетные услуги, в системе «БИС-СБОР» автоматически формируется муниципальное задание, а для управления капитального строительства и благоустройства — перечень объектов бюджетных инвестиций с детализацией по видам работ, степени готовности объектов, проектной мощности и плановой сумме инвестиций. Наиболее масштабной переработке система подверглась в связи с принятием Закона №
Сегодня функционал системы «БИС-СБОР» дает нам возможность:
- учитывать особенности планирования поступлений и выбытий средств со счетов автономных и бюджетных учреждений, открытых в управлении финансов;
- контролировать расходование средств в разрезе видов деятельности;
- формировать планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 28 июля 2010 г. № 81н;
- формировать сводные обоснования бюджетных ассигнований распорядителям бюджетных средств.
Для того чтобы получить представление о том, как система будет работать в реальных условиях, мы предварительно ее тестируем. Это удобно, так как после приобретения через аукцион новые модули уже будут доработаны в соответствии со сложившейся в Магнитогорске практикой планирования.
Взаимоувязка двух систем
Поскольку в Магнитогорске автоматизация планирования бюджета вводилась гораздо позже автоматизации исполнения бюджета, функционирующей с 2003 года («АЦК-ФИНАНСЫ»), мы вынуждены были при внедрении системы «БИС-СБОР» принимать во внимание уже отлаженный и используемый несколько лет автоматизированный процесс исполнения бюджета. При этом избежать повторного ввода данных в разные автоматизированные системы не всегда удается, потому что в «АЦК-ФИНАНСЫ» попросту отсутствует информация об услугах.
В настоящее время порядок работы выглядит следующим образом: актуальная справочная информация импортируется из «АЦК-ФИНАНСЫ» в «БИС-СБОР», затем в «БИС-СБОР» планируется бюджет и далее эти планы переносятся в «АЦК-ФИНАНСЫ». После окончания процесса исполнения бюджета можно импортировать данные о кассовых расходах из системы «АЦК-ФИНАНСЫ» в систему «БИС-СБОР». При этом после обработки импортированных данных в «БИС-СБОР» на выходе мы получаем такие электронные документы мониторинга исполнения бюджета, как анализ эффективности исполнения целей, отчет учреждений об исполнении муниципального задания, стоимость муниципальных услуг и мероприятий, анализ исполнения долгосрочных и ведомственных целевых программ, анализ исполнения планов деятельности подведомственных учреждений, ДРОНД в части основных показателей деятельности и распределения средств распорядителей бюджетных средств.
Порталы в информационное пространство
Приступая к созданию единого информационного пространства города, встроенного в информационное пространство субъекта и Федерации, мы определили для себя основные задачи:
1) прозрачность и открытость информации;
2) исключение дублирования ввода информации, использующейся при планировании и исполнении бюджета города;
3) переход на юридически значимый электронный документооборот;
4) полная автоматизация бюджетного процесса в городе, отвечающая требованиям информационной системы «Электронный бюджет».
Сейчас на федеральном уровне полным ходом идет создание сайтов и порталов для реализации федеральных законов №
У администрации Магнитогорска имеется официальный сайт, созданный в 2009 году в целях повышения уровня информированности населения и организаций города о деятельности органов местного самоуправления, формирования единого информационного пространства города, интеграции с мировым информационным пространством. Он отвечает всем требованиям обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, определенным Федеральным законом №
Электронный документооборот
Важнейшим этапом реализации электронного бюджета является переход на юридически значимый электронный документооборот. В 2012 году на базе автоматизированной системы «АЦК-ФИНАНСЫ» введена в эксплуатацию система юридически значимого электронного документооборота между управлением финансов и участниками бюджетного процесса, муниципальными бюджетными и автономными учреждениями. Для проведения полномасштабной работы, охватывающей большое количество участников, была создана нормативная база и разработаны методические рекомендации.
Результаты перехода к электронному документообороту таковы. В сфере бухгалтерского учета и отчетности улучшена оперативность подготовки бюджетной и бухгалтерской отчетности. Теперь ежедневно сформированные выписки с лицевых счетов (с приложением платежных поручений), открытых в управлении финансов, подписанные электронной подписью, направляются по сети соответствующим участникам бюджетного процесса, муниципальным учреждениям — бюджетным и автономным.
В сфере казначейского исполнения бюджета с внедрением юридически значимого электронного документооборота изменился процесс передачи платежных документов. Теперь участникам бюджетного процесса, муниципальным бюджетным и автономным учреждениям нет необходимости представлять их в управление финансов на бумажных носителях. Заявки на оплату расходов и документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств, заверенные электронной подписью, передаются учреждениями в электронном виде. Это позволило исключить необходимость проверки идентичности электронного и бумажного носителя, соответствия подписей и оттиска печати. Таким образом, значительно сокращены рутинные операции, снижены издержки, трудозатраты.
За счет внедрения электронной подписи обеспечивается минимизация риска потери информации, ее максимальная защищенность, увеличивается скорость передачи, согласования и обработки документов, гарантируется идентификация автора. Также повышается персональная ответственность и дисциплинированность пользователей.
Кроме исполнения городского бюджета юридически значимый электронный документооборот используется и в сфере делопроизводства администрации города. С начала 2013 года расширен функционал автоматизированной системы документационного обеспечения «БОСС-Референт», он дает возможность программировать маршруты прохождения документов и подписывать их ЭЦП.
В управлении финансов города установлены еще несколько автоматизированных систем, пользователями которых стали и прочие участники бюджетного процесса. В сфере доходной части бюджета еще в 2010 году на базе системы «СЭД-Администратор поступлений» была организована техническая возможность использования получаемой от Федерального казначейства информации другими администраторами доходов. Ежедневно Управление Федерального казначейства по Челябинской области средствами системы «СЭД-АП» присылает в электронном виде сведения о поступлениях в бюджет города, а управление финансов города экспортирует электронные документы из вышеназванной системы на сетевые ресурсы администраторов, дифференцируя информацию по дате и типу документа.
Информацию, предоставленную управлением финансов, Комитет по управлению имуществом и земельными отношениями, администрирующий большую часть неналоговых доходов бюджета города, заносит в муниципальную информационную систему управления градостроительным развитием территории и управления муниципальным имуществом «ИнМета-МИС» для осуществления автоматизированного ведения имущественного кадастра города, где каждый объект (имущество, сделка) учитывается в отдельном реестре. В описании объекта содержатся данные о поступлениях, предоставленные управлением финансов, что, в свою очередь, позволяет своевременно контролировать исполнение условий заключенных договоров.
Таким образом, переход на электронный обмен документами с администраторами поступлений обеспечил оперативность обмена информацией между всеми участниками бюджетного процесса, увеличил скорость обработки документов, гарантировал адресную доставку электронных документов, а также уменьшил объем невыясненных поступлений в бюджет города.
Электронный архив
С января 2013 года в управлении финансов города внедряется в эксплуатацию информационная система «Электронный архив», позволяющая ежедневно формировать, подписывать электронной подписью и хранить в электронном виде первичные документы бухгалтерского учета, приложения к ним, а также регистры бухгалтерского учета по исполнению бюджета города. Это в значительной степени позволит оптимизировать работу бухгалтера. Да и двойное хранение электронных документов (благодаря периодическому созданию резервных копий) позволяет избежать их утерю или порчу. Электронный архив освобождает офисное пространство от накопившихся документов. К тому же систематизированная электронная архивная база данных поможет оперативно находить нужную информацию и подбирать документы.
В недалеком будущем нам предстоит колоссальная работа, связанная с принятием на федеральном уровне единых общероссийских классификаторов, поскольку потребуется модернизация всех эксплуатируемых нами автоматизированных систем.