Версия для печати 4507 Материалы по теме
Сыктывкар решает проблему очередности в детских садах

Горбунова
В статье рассматривается опыт работы администрации МО ГО «Сыктывкар» по обеспечению потребности граждан в услугах дошкольных учреждений. Тамара Евгеньевна ГОРБУНОВА, начальник управления дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар», заслуженный работник Республики Коми

Новые подходы, новые места

Одним из индикаторов социального благополучия населения и важным фактором, определяющим степень конкурентоспособности страны, является хорошая демографическая политика. Как следствие, с ростом рождаемости повышается потребность в обеспечении детей местами в дошкольных образовательных учреждениях. Решение данной проблемы — первоочередная задача для Сыктывкара, так как рождаемость в городе ежегодно растет в среднем на 10 %. По состоянию на 1 сентября 2011 года в очереди на получение места в детском саду состояло почти 4,4 тыс. детей. Из них более 1,7 тыс. — в возрасте от полутора до трех лет.

В связи с изменениями социально-экономических условий появились новые ориентиры развития системы дошкольного образования: новые формы обслуживания, предоставление более широкого спектра образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Действенным механизмом сокращения очереди стали долгосрочные целевые программы «Развитие дошкольного образования на территории МО ГО „Сыктывкар“ на 2011–2016 гг.» и «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в МО ГО „Сыктывкар“».

Основной задачей программы развития дошкольного образования в городе является обеспечение его доступности за счет реконструкции помещений, возврата в сеть бывших зданий детских садов, а также за счет размещения муниципального заказа в негосударственном секторе на услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста. Кроме того, в рамках реализации данной целевой программы построены и введены в эксплуатацию современный детский сад и спально-игровой комплекс, что решило проблему очередности в отдельных микрорайонах Сыктывкара.

В результате проведения целенаправленной работы муниципалитета по обеспечению доступности дошкольного образования при поддержке главы Республики Коми Вячеслава Михайловича Гайзера в 2012 году в городе дополнительно открыто более 1,7 тыс. мест, из них:

  • 27,3 % за счет строительства новых зданий;
  • 36,7 % за счет эффективного использования внутренних помещений дошкольных учреждений, что позволило открыть в них дополнительные места;
  • 22,3 % за счет возврата в систему дошкольного образования зданий детских садов;
  • 4,7 % за счет реконструкции помещений на первых этажах жилых домов для групп раннего возраста;
  • 9 % за счет развития негосударственного сектора.

Кроме того, на базе 21 действующего детского сада открыты группы кратковременного пребывания детей в общей сложности на 510 мест.

В настоящее время в городе функционирует 81 дошкольное учреждение с суммарным охватом почти 16,7 тыс. детей. Охват детей от полутора до семи лет услугами дошкольного образования составил 85 %, а с трех до семи — 99,9 %.

Стимулы для бизнеса

Несмотря на ряд положительных изменений, произошедших за последние два года в системе дошкольного образования Сыктывкара, проблема обеспечения дошкольников местами в детских садах пока остается. Кроме увеличения рождаемости на динамику численности дошколят влияет миграционный поток населения, направленный в город. Общая численность детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения по причине отсутствия в них мест, на 1 января 2013 года составила более 5 тыс., из которых порядка 2 тыс. дети в возрасте до полутора лет.

Президентом РФ в майском указе «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» обозначена задача по достижению к 2016 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. Согласно прогнозным данным ликвидировать очередь в детские сады детей в возрасте от трех до семи лет возможно уже к сентябрю текущего года, но в возрастной категории детей с полутора до трех лет силами муниципалитета решить проблему достаточно сложно. Перспективным направлением расширения числа дошкольных учреждений города было определено открытие частных детских садов и групп. Такая форма позволяет решить проблему доступности дошкольного образования для разных слоев населения. При этом муниципалитет получает конкурентный рынок образовательных услуг и экономию бюджетных средств, а малый и средний бизнес — стимул к развитию.

Но и бизнес в одиночку не в состоянии осуществить расходы, связанные с решением сложившейся проблемы удовлетворения потребности граждан в услугах дошкольных учреждений. Главой города Иваном Александровичем Поздеевым инициировано обсуждение с депутатами городского совета, представителями предприятий, организаций, общественности перспектив развития негосударственного сектора дошкольного образования на территории Сыктывкара. Принятое по итогам дискуссии решение стало толчком для развития нового курса в данной сфере.

Одним из направлений долгосрочной целевой программы по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в МО ГО «Сыктывкар» преду­смотрена финансовая поддержка в виде субсидии на создание новых мест в сфере дошкольного образования. В администрации города утвержден порядок предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в сфере дошкольного образования на территории города, создана комиссия по рассмотрению заявок. Согласно действующему порядку субсидии предоставляются на возмещение произведенных и запланированных затрат:

  • при создании и функционировании малокомплектных частных детских садов, а также дошкольных групп, открытых индивидуальными предпринимателями. При этом получателями субсидий являются субъекты малого и среднего предпринимательства, определяемые в соответствии с Законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
  • в связи с реализацией социально значимых проектов по отрасли «Дошкольное образование».

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо должны внести собственный вклад в реализацию мероприятия в виде денежных средств, имущества, выполнения работ, оказания услуг. Это является одним из условий предоставления субсидии. В 2011 году в комиссию по выделению субсидии поступило шесть заявок. После рассмотрения предложенных бизнес-проектов положительное решение о выделении субсидии было принято в отношении четырех заявок на 75 мест. Общий размер субсидии составил почти 2,7 млн руб. В 2012 году удовлетворено три заявки на 80 мест, на которые выделено 3 млн руб. Полученные средства индивидуальные предприниматели направили на создание в детских садах и группах условий, соответствующих требованиям СанПин для оказания услуги в сфере дошкольного образования. В последние месяцы от индивидуальных предпринимателей на создание новых мест в сфере дошкольного образования поступило семь заявок. Мониторинг поступивших заявок показал, что на рынке уже появилось два новых субъекта малого предпринимательства, претендующие на выделение субсидии для создания порядка 40 мест.

Еще одним инструментом сокращения очередности в детские сады является выделение индивидуальным предпринимателям на конкурсной основе муниципальных помещений для организации услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста. Администрация города сегодня не имеет возможности удовлетворить заявки индивидуальных предпринимателей на выделение муниципальных помещений в полном объеме. Поэтому предприниматели оказывают услуги как в арендуемых у города помещениях, так и в помещениях, взятых в аренду у физических и юридических лиц. При этом себестоимость услуги, оказываемой на площадях муниципалитета, значительно ниже, чем в помещениях, арендованных у частников.

Простая арифметика

Оценивая экономическую эффективность всех видов поддержки дошкольного образования, следует отметить, что содержание одного ребенка в муниципальных дошкольных учреждениях обходится примерно в 79 тыс. руб. в год, а затраты города на одного ребенка, получающего услугу у индивидуальных предпринимателей, в 2,3 раза меньше и составляют в среднем 35 тыс. руб. в год. При этом родительская плата за услуги, оказываемые индивидуальными предпринимателями, варьируется от 7 до 12 тыс. руб. за год.

В настоящее время в Сыктывкаре организована деятельность шести индивидуальных предпринимателей по оказанию услуг для 195 детей в возрасте от года до трех лет. С целью изучения востребованности услуг, оказываемых немуниципальным сектором, качества их предоставления по поручению главы администрации города проведен опрос среди родителей (законных представителей) дошколят. Опрос респондентов показал, что около 80 % отмечают комфортные условия пребывания ребенка в частном детском саду. Опрошенных привлекает небольшое количество детей в группах, а также более доступная стоимость по сравнению со стоимостью услуги надомной няни.

Рамки и границы

Рост предложений предпринимателей по увеличению количества мест в сфере дошкольного образования сдерживают жесткие требования Роспотребнадзора, Главного управления надзорной деятельности в части пожарной безопасности, высокая себестоимость услуги, отсутствие нормативного регулирования вопросов в части компенсации родительской платы и лицензирования образовательной деятельности индивидуальных предпринимателей. В рамках нового закона об образовании дошкольное образование отделено от «присмотра и ухода» за детьми, что значительно расширит возможности негосударственного сектора в данной сфере. Но при этом соискателям лицензии на осуществление образовательной деятельности, в том числе индивидуальным предпринимателям, за исключением предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, предъявляется ряд жестких требований.

Государство, понимая, что в данном вопросе имеются серьезные проблемы, делает шаги по смягчению требований к организации услуг дошкольного образования, присмотру и уходу за детьми: допускает использование групповых помещений в многофункциональном режиме, не предъявляет требования к наличию в помещениях для размещения групп кратковременного пребывания детей физкультурного зала и медицинского кабинета, не запрещает кормить детей в дошкольных учреждениях через комбинаты питания и т. п.

С прицелом на будущее

Сегодня администрацией МО ГО «Сыктывкар» рассматриваются и другие меры, направленные на сокращение дефицита мест в детских садах. Это строительство трех современных детских садов с бассейнами. Каждый детский сад рассчитан на 220 мест. Поставлена задача по реконструкции зданий, которые планируется использовать под детские сады общей наполняемостью 735 детей. Также будет осуществляться работа по организации семейных групп, заключение концессионных соглашений (когда орган местного самоуправления предоставляет здание детского сада, требующее реконструкции, частным инвесторам — концессионерам для организации услуг в сфере дошкольного образования в течение времени, установленного соглашением). В условиях плотной жилой застройки при проектировании и строительстве жилых домов по договоренности с органами местного самоуправления или негосударственными организациями и индивидуальными предпринимателями на первом этаже зданий в проект планируется включать помещения площадью от 200 кв. м для размещения там детских садов. Также рассматривается возможность разработки проекта, включающего организацию корпоративных детских садов на первых этажах офисных зданий. Это выгодно для крупных компаний с точки зрения создания социального пакета для своих сотрудников.

На заседании межведомственной комиссии по экономическому развитию Республики Коми при экономическом совете Республики Коми был рассмотрен опыт работы г. Сыктывкара по вопросам обеспечения доступности и развития негосударственного сектора дошкольного образования. В ходе обсуждения приняты решения, которые в дальнейшем позволят развивать опыт Сыктывкара и обеспечить внедрение новых форм в сферу дошкольного образования республики, способствуя тем самым решению главной задачи — обеспечение детей доступными и качественными услугами в сфере дошкольного образования.

Поделиться