Очередь за напильником
С докладом на тему «Федеральный закон №
Формально такое требование не противоречит законодательству, поскольку требование о публикации положения о закупках в данном случае соблюдено и ФАС вынуждена отказывать заявителям в признании нарушения, однако служба обязана возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства. Цариковский подчеркнул необходимость ужесточения санкций в отношении тех, кто нарушает закон. По его словам, нарушения встречаются крупнейшие, а наказания пока сводятся к «Ай-ай, как не стыдно!». Среди мер, которые уже реализуются, он назвал появление реестра недобросовестных поставщиков. Реестр будет доступен всем, в нем будут содержаться исключительно проверенные сведения на срок в два года. Что же касается общей статистики, то за указанный период центральный аппарат ФАС рассмотрел около 2 тыс. жалоб в основном из Центрального и Приволжского федеральных округов. Из Северокавказского федерального округа, напротив, поступило буквально две-три жалобы, и данный факт представитель ведомства затруднился прокомментировать.
Конкретные требования к закупочным процедурам Законом №
Спор без конца?
Актуальные проблемы обжалования в антимонопольный орган действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц осветил руководитель Московского областного управления ФАС И. В. Башлаков-Николаев. Он напомнил присутствующим о том, в каких случаях участник закупки вправе направить жалобу в соответствующий орган. Это неразмещение на официальном сайте заказчика положения о закупке, внесенных в него изменений и другой необходимой информации, а также нарушение сроков размещения; предъявление к участникам требований о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке; осуществление закупки в отсутствие утвержденного положения и с нарушением Закона №
Башлаков-Николаев подчеркнул отличия обсуждаемого закона о закупках от норм Закона №
По оценке руководителя Московского управления ФАС, административная процедура обжалования заработала. За период после принятия закона его подчиненные рассмотрели более 2,5 тыс. жалоб, но тем не менее в вопросах применения законодательства еще остается много пробелов. Так, дискуссионным по-прежнему остается вопрос, что вообще считать, а что не считать торгами — вернее по каким признакам определять названную процедуру. Методического документа, где были бы приведены соответствующие критерии, не существует, признал Башлаков-Николаев, поэтому каждый раз специалисты ФАС анализируют конкретную ситуацию. После чего участники семинара обратились к коллегам-федералам с просьбой подготовить и разослать от имени ФАС письмо с обзором имеющейся практики, на что было получено согласие. Впрочем, тут же было замечено, что если федеральный закон о закупках не внесет ясности в этот вопрос, то спор будет бесконечным.
Кресла не отменяются
Если заказчик в описании предмета закупки имеет в виду штучный, единичный товар, то это пример ограничения конкуренции, пояснила в своем докладе начальник отдела контроля торгов управления ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС России М. С. Томах. В то же время Федеральный закон №
Занимал собравшихся, особенно руководителей и работников госпредприятий, еще один практический вопрос: когда следует публиковать извещение о закупке — до или после нее? Хотя бы день в день, уточнила Томах. Извещение — это предварительное информирование, в свою очередь заметил Башлаков-Николаев, однако понятийный аппарат, по его словам, еще только формируется. В докладе Томах была развита и тема реестра недобросовестных поставщиков. При вступившем в силу судебном решении информация о таком поставщике будет размещаться в реестре автоматически, а в случае уклонения от заключения договора поставщику прежде дадут возможность объяснить свои действия.
С подробным докладом об обжаловании закупочных процедур в рамках ст. 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» выступила заместитель руководителя Московского управления ФАС И. О. Шандиева. Выразив желание приземлить разговор, она поделилась с коллегами столичным опытом правоприменительной деятельности. До 70 % нарушений, согласно ее наблюдениям, это элементарное несоблюдение требований к процедуре закупок. В связи с этим докладчик посоветовала заказчикам внимательнее читать свои собственные положения о закупках. Нередки примеры, когда в положении значится одно, а в документации, подготовленной на его основании, другое. Московское УФАС получает по
Каждый раз при рассмотрении жалобы проводится комплексная проверка, сообщила Шандиева. Работники службы выясняют, размещено ли положение о закупках и информация о данной закупке на сайте компании, фигурирует ли эта закупка в плане и, наконец, правильно ли выбран способ закупки. Шандиева привела примеры наиболее типичных нарушений, назвав их детскими. Среди них отсутствие порядка оценки и сопоставления заявок, которое ведет к полному субъективизму, прием документов у участников как в бумажном виде, так и в электронной форме (был дан совет полностью перейти к электронному документообороту), путаница в терминологии и даже попытки заняться собственным нормотворчеством. Кроме того, заказчики, как правило, не размещают на своих сайтах информацию о заключении договоров, а между тем делать это следовало бы.
Заместитель руководителя управления настоятельно порекомендовала в положениях о закупках четко указывать основания для признания участника уклонившимся от заключения договора. Ведь действующему законодательству о закупках четкости действительно пока не хватает.
Ядерный подход
О корпоративном контроле закупок в рамках применения Закона №
Гражданское законодательство не позволяет одному юридическому лицу, даже если это госкорпорация, давать распоряжения и приказы другим юридическим лицам. «Росатом» нашел выход: организации, входящие в состав корпорации, подписали приказы о присоединении к установленному в ней стандарту закупок (положению о закупке), и все изменения к нему автоматически становятся обязательными для них через 30 дней с даты публикации на официальном сайте госкорпорации.
«Росатом» сформировал контрольные механизмы, которые сочетают внутренний контроль закупочной деятельности, осуществляемый в форме контрольно-ревизионной деятельности и аудита, и так называемый общественный контроль или контроль заинтересованной стороны. Последний заключается в возможности обжалования участником условий закупочной документации или результатов процедур закупок. Внутренний контроль включает в себя текущий и последующий выборочный контроль соблюдения отраслевого стандарта закупок. Обжалование действий (бездействия) заказчика возможно в специально созданных коллегиальных отраслевых органах по досудебному рассмотрению споров. Это центральный арбитражный комитет (ЦАК) госкорпорации или арбитражные комитеты дивизионов (кластеров) атомной отрасли.
Результаты рассмотрения жалоб и резолютивные части решений публикуются на официальном сайте закупок «Росатома». Все решения ЦАК могут быть оспорены в контрольной комиссии госкорпорации. Что касается механизма исполнения решений арбитражных комитетов, то он основан на трудовом законодательстве. Если выявленное нарушение отраслевого стандарта закупок не будет оспорено в контрольной комиссии или в судебном порядке, считается, что заказчик признает нарушение стандарта. Если же он не исполнит рекомендацию арбитражного комитета по устранению данного нарушения, то будет считаться, что виновные в этом нарушении сотрудники нарушили приказ своей организации, допустив неисполнение служебных обязанностей. Тогда согласно Трудовому кодексу их руководитель может применить к ним дисциплинарные взыскания (замечание, выговор, увольнение) или лишить премий. Этот подход стал достаточным для стимулирования исполнения решений ЦАК, сделал вывод Тихомиров. По оценке представителя «Росатома», участники закупок предпочитают обращаться в отраслевой орган, а не в суды и ФАС: рассмотрение дела судом может затянуться надолго, а решения арбитражных комитетов выносятся в течение десяти рабочих дней с момента подачи жалобы.