Версия для печати 1375 Материалы по теме
В Астрахани решают вопросы воссоздания российского судостроения
  Проблемы, связанные с обеспечением судоремонта и судостроения в интересах военно-морского и торгового флота, рассмотрели накануне в Астрахани участники совещания под руководством заместителя председателя Правительства РФ, председателя Военно-промышленной правительственной комиссии России Дмитрия Рогозина. 

  Астраханская область не случайно выбрана для совещания федерального уровня подобной тематики: именно здесь ещё с советских времен успешно работают судостроительные и судоремонтные верфи, объединяющие не только лучший производственный, но и кадровый потенциал страны.Дмитрий Рогозин, посвятивший первую половину дня осмотру производственных мощностей на ОАО «Судостроительный завод «Лотос» в филиале «Астраханский СРЗ» ОАО «ЦС «Звёздочка»и на ОАО «АСПО», смог лично убедиться, что там не только созданы самые благоприятные условия для выполнения заказов разного уровня, но и собраны грамотные менеджеры. 

  Однако на последовавшем затем совещании вице-премьер подверг жёсткой критике существующую систему взаимодействия, а вернее — его отсутствия, между военными, промышленниками и гражданскими специалистами, отвечающими за плодотворное функционирование судостроительно-судоремонтной отрасли. По его словам, дошло даже до того, что военные предлагают строить суда за границей, что, конечно, недопустимо. Дмитрий Рогозин привёл в качестве примера содержание документа, касающегося хода строительства и проектирования судостроительного комплекса «Звезда» на Дальнем Востоке. 

  «В этой справке нет ни слова об отставании сроков работ по созданию потенциала на Дальнем Востоке. На фоне требования обеспечения устойчивого финансирования строительства верфи не сказано ничего про десятимесячное отставание работ. На что тогда целая армия чиновников в промышленности, если вы даже не можете опереться на такое плечо как Правительство России, которое готово поддержать вас во всех благих начинаниях!», — обратился Дмитрий Рогозин к президенту ОАО «ОСК» Андрею Дьячкову.

  «У нас профессионалов много, не хватает характеров, — подытожил своё выступление Рогозин. — Всё должно быть подчинено прямой воле государства. У государства должен быть прямой контроль над акциями в акционерных компаниях (более 50 процентов), возможность непосредственного участия в назначении членов советов директоров, влияние на все решения. Сейчас у Правительства России огромные амбициозные планы, связанные с государственной программой вооружения и воссозданием торгового флота страны, есть уникальная возможность выделить большие средства на восстановление промышленного производства. И каждый должен ощутить личную ответственность за это дело».Губернатор Астраханской области Александр Жилкин и заместитель министра промышленности, транспорта и природных ресурсов региона Константин Марисов обозначили в своих выступлениях отнюдь не местечковые, а государственные вопросы. Константин Марисов, в частности, подчеркнул, что за последние годы судостроительно-судоремонтные предприятия Астраханской области выполнили несколько крупных заказов для освоения Каспийского шельфа. Платформы для разведки и эксплуатации работают в туркменском, казахском и российском сегментах. В настоящее время на нескольких астраханских верфях строятся объекты для нефтяной компании Лукойл. 

  «Не требуется доказательств, что астраханские судостроители способны выполнять оффшорные заказы. Возникали уникальные компетенции астраханцев и в плане транспортировки крупных объектов, — сказал в своём выступлении Марисов. — Астраханские корабелы выполняют задачи по строительству платформ в жёсткой конкуренции с международными концернами». Однако, как подчеркнул он, сегодня низок объём отечественного контента в строительстве платформ. Оборудование, буровые и энергетические комплексы находятся вне российского производства. 

  И это несмотря на то, что, благодаря усилиям региональных властей и лично Губернатора, астраханские предприятия располагают такими техническими средствами, которые позволяют строить более мощные установки, нежели сейчас. Для решения существующих ныне проблем создан Южный центр судостроения и судоремонта со штаб-квартирой в Астрахани.Губернатор Александр Жилкин подчеркнул, что поднимаемые на совещании вопросы имеют стратегическое значение для развития региона, — в области работают 11 судостроительных и судоремонтных верфей, которые по итогам прошлого года увеличили объёмы производства почти на 22 процента. 

  В своём ёмком выступлении он сосредоточился на вопросе завершения создания в Астраханской области, а именно — в районе завода «Лотос», который входит в Объединённую судостроительную корпорацию, особой экономической зоны (ОЭЗ). Проект уже поддержан, по словам Александра Жилкина, российскими минпромом и минэком. Требуется также поддержка Военно-промышленной комиссии в плане наполнения ОЭЗ агентами. Губернатор, в частности, сообщил, что ведутся переговоры с компанией «Сименс» и некоторыми голландскими предприятиями. Ведь ОЭЗ — это тот механизм, который при должной организации позволит привлечь в регион, который является стратегическим для России на юге, высокотехнологичные предприятия, связанные с западными компаниями.
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно