Андрей НИКИТИН, начальник сводного отдела Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ
В настоящее время в России на федеральном уровне используются различные инструменты инвестиционной поддержки субъектов РФ. Одним из традиционных инструментов служит федеральная адресная инвестиционная программа, которая, по сути, является перечнем строек и объектов для федеральных государственных нужд, финансируемых за счет государственных капитальных вложений. В рамках указанного перечня осуществляется, в числе прочего, государственная поддержка в реализации инвестиционных проектов на объектах капитального строительства государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. Указанный перечень формируется в соответствии с Положением о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. № 714.
Расходы федерального бюджета в рамках федеральной адресной инвестиционной программы можно разделить на две части: финансирование реализации федеральных целевых программ (программная часть) и непрограммная часть, в рамках которой осуществляется финансирование объектов, относящихся к собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. Для попадания в программную часть федеральной адресной инвестиционной программы региональные и муниципальные объекты должны быть составной частью комплексов мероприятий, утвержденных при принятии соответствующей федеральной целевой программы. В непрограммную часть включаются объекты, не вошедшие в соответствующие федеральные целевые программы.
Однако мне хотелось бы остановиться на таком инструменте государственной поддержки субъектов РФ, получившим свое развитие в последнее время, как Федеральный фонд регионального развития. Термин «Федеральный фонд регионального развития» не является новым. Соответствующий фонд образуется в составе расходов федерального бюджета не первый финансовый год. Вместе с тем до 2006 г. Федеральный фонд регионального развития по своей сути являлся оболочкой соответствующих федеральных целевых программ регионального развития, в числе которых «Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994–2005 гг.)», «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996–2005 гг. и до 2010 г.», «Юг России», «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002–2010 гг. и до 2015 г.)» и федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2010 г.
Однако Федеральный фонд регионального развития начал работать как бюджетный фонд только начиная с 2006 г.
В своих Бюджетных посланиях Президент РФ неоднократно говорил о том, что «Необходимо на долговременной основе определиться с направлениями использования Федерального фонда регионального развития, изменить механизм его формирования и распределения с учетом применения единых методологических принципов отбора регионов для оказания инвестиционной поддержки и порядка предоставления средств из этого фонда с учетом финансовых возможностей субъектов РФ», добавляя, что «в частности, надо передать регионам часть инвестиционных средств федерального бюджета, которые по своей сути сейчас финансируют муниципальные полномочия. И давно пора прекратить из Москвы руководить строительством школ, бань и канализаций».
Министерство финансов РФ разработало порядок предоставления субъектам РФ и распределения между ними субсидий из Федерального фонда регионального развития в 2006 г., утвержденный постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2006 г. № 194. Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. № 212 были также утверждены Правила предоставления субъектам РФ субсидий из Федерального фонда регионального развития. Указанными актами Правительства РФ было определено конкретное направление использования средств Федерального фонда регионального развития – федеральная поддержка субъектов РФ в развитии региональной и муниципальной инфраструктуры.
Таким образом, в настоящее время распределение и предоставление субсидий из Федерального фонда регионального развития производится на основе показателей расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ с учетом распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и обеспеченности субъекта РФ объектами социальной и инженерной инфраструктуры. Причем субъект РФ может быть получателем указанных субсидий, если уровень его расчетной бюджетной обеспеченности с учетом распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, определяемый в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, не превышает средний по стране уровень более чем на 10%, а его обеспеченность объектами соответствующей инфраструктуры ниже среднего по России уровня.
Обеспеченность субъекта РФ объектами социальной и инженерной инфраструктуры определяется на основе расчета показателя общего отклонения уровня обеспеченности субъекта РФ объектами социальной и инженерной инфраструктуры от среднего по стране уровня. Этот показатель рассчитывается на основе данных об обеспеченности субъекта РФ дошкольными и общеобразовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, объектами инженерной инфраструктуры.
Субсидии из Федерального фонда регионального развития в соответствии с Бюджетным кодексом РФ предоставляются исключительно на условиях софинансирования, причем для каждого субъекта РФ уровень софинансирования рассчитывается исходя из его уровня расчетной бюджетной обеспеченности.
Еще одной особенностью Федерального фонда регионального развития является то, что субъекты РФ – получатели указанных субсидий вправе самостоятельно определять конкретные направления использования средств. В приоритетном порядке должны планироваться мероприятия по развитию инфраструктуры, имеющей наибольшее отклонение уровня обеспеченности субъекта РФ объектами социальной и инженерной инфраструктуры от среднего по Российской Федерации. Однако в случае планирования субъектом РФ мероприятий по развитию инфраструктуры, не соответствующих направлению, которое имеет наибольшее отклонение уровня обеспеченности от среднего по Российской Федерации, уровень софинансирования мероприятий за счет субсидий из Федерального фонда регионального развития понижается на 10 процентных пунктов от расчетного.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в редакции Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» в составе расходов федерального бюджета на 2008–2010 гг. вместо Федерального фонда регионального развития предусмотрены субсидии на развитие социальной и инженерной инфраструктуры субъектов РФ и муниципальных образований.
6 июня 2007 г. рабочая (трехсторонняя) группа по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации одобрила подготовленную Министерством финансов РФ методику распределения субсидий на развитие социальной и инженерной инфраструктуры субъектов РФ и муниципальных образований. Указанная методика уточняет действующий в настоящее время механизм распределения Федерального фонда регионального развития и показатели, применяемые для определения обеспеченности субъектов РФ объектами социальной и инженерной инфраструктуры.
Таким образом, отличительными чертами Федерального фонда регионального развития от других инструментов государственной поддержки регионов являются:
четко определенный приоритет использования субсидий – региональная и муниципальная инфраструктура;
передача субъекту РФ права выбора конкретного мероприятия по развитию соответствующей инфраструктуры;
возможность определения региональной доли финансирования мероприятия по развитию инфраструктуры исходя из объективного показателя (бюджетная обеспеченность субъекта РФ).
Данная форма взаимоотношений между центром и регионами отвечает объективной оценке фактического финансового потенциала субъектов РФ и их обеспеченности инфраструктурой.
В настоящее время в России на федеральном уровне используются различные инструменты инвестиционной поддержки субъектов РФ. Одним из традиционных инструментов служит федеральная адресная инвестиционная программа, которая, по сути, является перечнем строек и объектов для федеральных государственных нужд, финансируемых за счет государственных капитальных вложений. В рамках указанного перечня осуществляется, в числе прочего, государственная поддержка в реализации инвестиционных проектов на объектах капитального строительства государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. Указанный перечень формируется в соответствии с Положением о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. № 714.
Расходы федерального бюджета в рамках федеральной адресной инвестиционной программы можно разделить на две части: финансирование реализации федеральных целевых программ (программная часть) и непрограммная часть, в рамках которой осуществляется финансирование объектов, относящихся к собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. Для попадания в программную часть федеральной адресной инвестиционной программы региональные и муниципальные объекты должны быть составной частью комплексов мероприятий, утвержденных при принятии соответствующей федеральной целевой программы. В непрограммную часть включаются объекты, не вошедшие в соответствующие федеральные целевые программы.
Однако мне хотелось бы остановиться на таком инструменте государственной поддержки субъектов РФ, получившим свое развитие в последнее время, как Федеральный фонд регионального развития. Термин «Федеральный фонд регионального развития» не является новым. Соответствующий фонд образуется в составе расходов федерального бюджета не первый финансовый год. Вместе с тем до 2006 г. Федеральный фонд регионального развития по своей сути являлся оболочкой соответствующих федеральных целевых программ регионального развития, в числе которых «Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994–2005 гг.)», «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996–2005 гг. и до 2010 г.», «Юг России», «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002–2010 гг. и до 2015 г.)» и федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2010 г.
Однако Федеральный фонд регионального развития начал работать как бюджетный фонд только начиная с 2006 г.
В своих Бюджетных посланиях Президент РФ неоднократно говорил о том, что «Необходимо на долговременной основе определиться с направлениями использования Федерального фонда регионального развития, изменить механизм его формирования и распределения с учетом применения единых методологических принципов отбора регионов для оказания инвестиционной поддержки и порядка предоставления средств из этого фонда с учетом финансовых возможностей субъектов РФ», добавляя, что «в частности, надо передать регионам часть инвестиционных средств федерального бюджета, которые по своей сути сейчас финансируют муниципальные полномочия. И давно пора прекратить из Москвы руководить строительством школ, бань и канализаций».
Министерство финансов РФ разработало порядок предоставления субъектам РФ и распределения между ними субсидий из Федерального фонда регионального развития в 2006 г., утвержденный постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2006 г. № 194. Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. № 212 были также утверждены Правила предоставления субъектам РФ субсидий из Федерального фонда регионального развития. Указанными актами Правительства РФ было определено конкретное направление использования средств Федерального фонда регионального развития – федеральная поддержка субъектов РФ в развитии региональной и муниципальной инфраструктуры.
Таким образом, в настоящее время распределение и предоставление субсидий из Федерального фонда регионального развития производится на основе показателей расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ с учетом распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и обеспеченности субъекта РФ объектами социальной и инженерной инфраструктуры. Причем субъект РФ может быть получателем указанных субсидий, если уровень его расчетной бюджетной обеспеченности с учетом распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, определяемый в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, не превышает средний по стране уровень более чем на 10%, а его обеспеченность объектами соответствующей инфраструктуры ниже среднего по России уровня.
Обеспеченность субъекта РФ объектами социальной и инженерной инфраструктуры определяется на основе расчета показателя общего отклонения уровня обеспеченности субъекта РФ объектами социальной и инженерной инфраструктуры от среднего по стране уровня. Этот показатель рассчитывается на основе данных об обеспеченности субъекта РФ дошкольными и общеобразовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, объектами инженерной инфраструктуры.
Субсидии из Федерального фонда регионального развития в соответствии с Бюджетным кодексом РФ предоставляются исключительно на условиях софинансирования, причем для каждого субъекта РФ уровень софинансирования рассчитывается исходя из его уровня расчетной бюджетной обеспеченности.
Еще одной особенностью Федерального фонда регионального развития является то, что субъекты РФ – получатели указанных субсидий вправе самостоятельно определять конкретные направления использования средств. В приоритетном порядке должны планироваться мероприятия по развитию инфраструктуры, имеющей наибольшее отклонение уровня обеспеченности субъекта РФ объектами социальной и инженерной инфраструктуры от среднего по Российской Федерации. Однако в случае планирования субъектом РФ мероприятий по развитию инфраструктуры, не соответствующих направлению, которое имеет наибольшее отклонение уровня обеспеченности от среднего по Российской Федерации, уровень софинансирования мероприятий за счет субсидий из Федерального фонда регионального развития понижается на 10 процентных пунктов от расчетного.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в редакции Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» в составе расходов федерального бюджета на 2008–2010 гг. вместо Федерального фонда регионального развития предусмотрены субсидии на развитие социальной и инженерной инфраструктуры субъектов РФ и муниципальных образований.
6 июня 2007 г. рабочая (трехсторонняя) группа по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации одобрила подготовленную Министерством финансов РФ методику распределения субсидий на развитие социальной и инженерной инфраструктуры субъектов РФ и муниципальных образований. Указанная методика уточняет действующий в настоящее время механизм распределения Федерального фонда регионального развития и показатели, применяемые для определения обеспеченности субъектов РФ объектами социальной и инженерной инфраструктуры.
Таким образом, отличительными чертами Федерального фонда регионального развития от других инструментов государственной поддержки регионов являются:
четко определенный приоритет использования субсидий – региональная и муниципальная инфраструктура;
передача субъекту РФ права выбора конкретного мероприятия по развитию соответствующей инфраструктуры;
возможность определения региональной доли финансирования мероприятия по развитию инфраструктуры исходя из объективного показателя (бюджетная обеспеченность субъекта РФ).
Данная форма взаимоотношений между центром и регионами отвечает объективной оценке фактического финансового потенциала субъектов РФ и их обеспеченности инфраструктурой.