Государственно-частное партнерство, безусловно, ключевое условие успешного развития нашей страны. И потому неудивителен интерес, проявленный к проведенному 6 июля текущего года в Москве круглому столу «Реализация национальных и приоритетных государственных инвестиционных проектов на региональном и местном уровнях – развитие государственно-частного партнерства», организованному руководством секции «Финансисты муниципальных образований» Сообщества финансистов России совместно с Промсвязьбанком.
В работе круглого стола приняли участие председатель совета НП «Сообщество финансистов России», заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ Н. С. Максимова, президент АКБ «Промсвязьбанк» А. А. Левковский, начальник сводного отдела Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ А. В. Никитин, директор Департамента федеративных отношений, государственного управления и местного самоуправления Министерства регионального развития РФ С. Н. Мирошников, заместитель председателя Комитета государственных заимствований города Москвы А. В. Чумаченко.
Регионы России были представлены многочисленной делегацией, в которую вошли министры финансов и их заместители, руководители структурных подразделений региональных правительств республик Алтай, Бурятия, Коми, Татарстан, Астраханской, Вологодской, Камчатской и других областей и городов России. В целом в работе круглого стола приняли участие более 60 представителей регионов и муниципальных образований России.
На заседании были рассмотрены различные аспекты проблемы привлечения ресурсов для развития территорий, общественной инфраструктуры, дорожной сети, ЖКХ, газификации и др.
Так, о финансовой помощи федерального бюджета на развитие общественной инфраструктуры субъектов РФ и муниципальных образований рассказал начальник сводного отдела департамента межбюджетных отношений Минфина РФ А. В. Никитин. Регионы и муниципальные образования России испытывают острый недостаток средств для инвестиций в развитие и восстановление инфраструктуры. С этой целью реализуется ряд национальных программ и инвестиционных проектов. Выделение средств регионам в рамках этих программ происходит, как правило, на условиях софинансирования. Источником софинансирования программ со стороны региона или муниципального образования могут быть не только текущие доходы бюджета, но и заемные средства, а также средства частных компаний, заинтересованных в реализации программы.
Старший вице-президент АКБ «Промсвязьбанк» А. Г. Констандян рассказал собравшимся о возможностях софинансирования различных программ развития субъектов Федерации и муниципалитетов. По его словам, регионы и города оказались в сложном положении после вступления в силу Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», когда возникла необходимость проведения открытого конкурса по отбору банковских организаций в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2004 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд». Кредиты потеряли ряд преимуществ, например, возросла их цена, снизилась оперативность их привлечения. При этом источником внебюджетного финансирования программ могут выступить облигационные займы, преимущества которых очевидны: «Это прогнозируемо, долгосрочно и дешево. Это вписывается в концепцию среднесрочного бюджетирования. Это имеет положительный финансово-экономический и социальный эффект для региона и города».
Участники круглого стола с большим интересом выслушали заместителя председателя Комитета государственных заимствований города Москвы А. В. Чумаченко, рассказавшего о возможностях рыночных заимствований регионов и городов для финансирования инвестиционных проектов, а также о проекте создания Долгового агентства муниципальных образований Российской Федерации.
Как известно, объем заемных средств, привлеченных муниципальными образованиями России в 2006 г., составил порядка 107 млрд руб., хотя большинство банковских кредитов отличаются высокой ставкой и малыми сроками кредитования, что делает этот способ финансирования программ развития регионов крайне дорогим.
Существует еще один способ поддержки деятельности регионов – облигационные заимствования. В 2006 г. в роли эмитентов выступили 10 регионов, зарегистрировавших выпуски облигаций на общую сумму (по номиналу) 7 210 млн руб. Всего за счет выпуска ценных бумаг им удалось привлечь 5 560 млн руб., из которых на погашение ценных бумаг пошло 3 300 млн, а собственно на финансирование дефицитов бюджетов – 2 260 млн. Доходность облигационных займов колеблется от 7 до 12%, то есть на финансирование регионов направляется менее трети потенциально возможных сумм.
Где выход? Можно вспомнить, что европейские муниципалитеты предпочитают выходить на рынок заимствований исключительно через специализированные финансовые структуры. Поэтому и возникла, собственно, идея создать Долговое агентство муниципальных образований Российской Федерации.
Идея такого агентства получила самый живой отклик в Правительстве России и в регионах. Но, к сожалению, немедленная его реализация наталкивается на необходимость значительной корректировки российского законодательства: необходимо принять Федеральный закон «Об организации заемного финансирования муниципальных образований», необходимо внести изменения в Бюджетный кодекс РФ, в Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», в Налоговый кодекс РФ.
Ведущий советник аппарата Комитета Госдумы РФ по местному самоуправлению Л. И. Пронина рассказала собравшимся о перспективах изменения правовой базы деятельности муниципалитетов, поскольку установленный Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» переходный период (до 2009 г.) уже близок к завершению, а сделать необходимо еще очень много: провести акционирование предприятий ЖКХ, создать ТСЖ, составить графики кадастрового учета земель под многоквартирными домами и т.д.
Круглый стол стал хорошей площадкой для обмена опытом региональных руководителей. Активное обсуждение возникло по вопросам решения проблем привлечения инвестиций в общественную инфраструктуру, подготовку земельных участков, развитие дорожной сети, реализацию проектов в рамках программы «Газификация», в том числе частных инвестиций, а также гарантий и софинансирования из вышестоящих бюджетов.
Так, заместитель генерального директора ФГУП «Объединенная дирекция федеральной целевой программы “Развитие города Сочи как горно-климатического курорта”» М. Н. Войт рассказала о проведенной в кратчайшие сроки работе по выдвижению города Сочи кандидатом на звание столицы зимних Олимпийских игр 2014 г.
Первый заместитель главы муниципального образования город Краснодар, директор Департамента финансов, председатель секции «Финансисты муниципальных образований» А. Н. Домбровский рассказал, как организована в его городе работа финансистов по реализации федеральных целевых программ. Заместитель главы города Тулы по экономической и финансовой политике Н. В. Моисеева поделилась опытом реализации подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства».
Большое количество вопросов возникло у участников по докладу начальника Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС России В. В. Ефимова на тему «Антимонопольный контроль за выделением участков под жилищное строительство и передачей имущественных прав на объекты коммунальной инфраструктуры вызвал оклад», а также по представленной информации Федерального агентства по энергетике по проблемам газификации конечных потребителей.
Участие прямого диалога трех ветвей власти, а также представителей коммерческих структур вызвало огромный интерес. В целом можно сказать, что круглый стол «Реализация национальных и приоритетных государственных инвестиционных проектов на региональном и местных уровнях – развитие государственно-частного партнерства» стал очередным этапом на пути совершенствования финансовой политики регионов России.
Материал подготовил Валерий Перевалов
Журнал "Бюджет" №8 август 2007 г.
В работе круглого стола приняли участие председатель совета НП «Сообщество финансистов России», заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ Н. С. Максимова, президент АКБ «Промсвязьбанк» А. А. Левковский, начальник сводного отдела Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ А. В. Никитин, директор Департамента федеративных отношений, государственного управления и местного самоуправления Министерства регионального развития РФ С. Н. Мирошников, заместитель председателя Комитета государственных заимствований города Москвы А. В. Чумаченко.
Регионы России были представлены многочисленной делегацией, в которую вошли министры финансов и их заместители, руководители структурных подразделений региональных правительств республик Алтай, Бурятия, Коми, Татарстан, Астраханской, Вологодской, Камчатской и других областей и городов России. В целом в работе круглого стола приняли участие более 60 представителей регионов и муниципальных образований России.
На заседании были рассмотрены различные аспекты проблемы привлечения ресурсов для развития территорий, общественной инфраструктуры, дорожной сети, ЖКХ, газификации и др.
Так, о финансовой помощи федерального бюджета на развитие общественной инфраструктуры субъектов РФ и муниципальных образований рассказал начальник сводного отдела департамента межбюджетных отношений Минфина РФ А. В. Никитин. Регионы и муниципальные образования России испытывают острый недостаток средств для инвестиций в развитие и восстановление инфраструктуры. С этой целью реализуется ряд национальных программ и инвестиционных проектов. Выделение средств регионам в рамках этих программ происходит, как правило, на условиях софинансирования. Источником софинансирования программ со стороны региона или муниципального образования могут быть не только текущие доходы бюджета, но и заемные средства, а также средства частных компаний, заинтересованных в реализации программы.
Старший вице-президент АКБ «Промсвязьбанк» А. Г. Констандян рассказал собравшимся о возможностях софинансирования различных программ развития субъектов Федерации и муниципалитетов. По его словам, регионы и города оказались в сложном положении после вступления в силу Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», когда возникла необходимость проведения открытого конкурса по отбору банковских организаций в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2004 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд». Кредиты потеряли ряд преимуществ, например, возросла их цена, снизилась оперативность их привлечения. При этом источником внебюджетного финансирования программ могут выступить облигационные займы, преимущества которых очевидны: «Это прогнозируемо, долгосрочно и дешево. Это вписывается в концепцию среднесрочного бюджетирования. Это имеет положительный финансово-экономический и социальный эффект для региона и города».
Участники круглого стола с большим интересом выслушали заместителя председателя Комитета государственных заимствований города Москвы А. В. Чумаченко, рассказавшего о возможностях рыночных заимствований регионов и городов для финансирования инвестиционных проектов, а также о проекте создания Долгового агентства муниципальных образований Российской Федерации.
Как известно, объем заемных средств, привлеченных муниципальными образованиями России в 2006 г., составил порядка 107 млрд руб., хотя большинство банковских кредитов отличаются высокой ставкой и малыми сроками кредитования, что делает этот способ финансирования программ развития регионов крайне дорогим.
Существует еще один способ поддержки деятельности регионов – облигационные заимствования. В 2006 г. в роли эмитентов выступили 10 регионов, зарегистрировавших выпуски облигаций на общую сумму (по номиналу) 7 210 млн руб. Всего за счет выпуска ценных бумаг им удалось привлечь 5 560 млн руб., из которых на погашение ценных бумаг пошло 3 300 млн, а собственно на финансирование дефицитов бюджетов – 2 260 млн. Доходность облигационных займов колеблется от 7 до 12%, то есть на финансирование регионов направляется менее трети потенциально возможных сумм.
Где выход? Можно вспомнить, что европейские муниципалитеты предпочитают выходить на рынок заимствований исключительно через специализированные финансовые структуры. Поэтому и возникла, собственно, идея создать Долговое агентство муниципальных образований Российской Федерации.
Идея такого агентства получила самый живой отклик в Правительстве России и в регионах. Но, к сожалению, немедленная его реализация наталкивается на необходимость значительной корректировки российского законодательства: необходимо принять Федеральный закон «Об организации заемного финансирования муниципальных образований», необходимо внести изменения в Бюджетный кодекс РФ, в Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», в Налоговый кодекс РФ.
Ведущий советник аппарата Комитета Госдумы РФ по местному самоуправлению Л. И. Пронина рассказала собравшимся о перспективах изменения правовой базы деятельности муниципалитетов, поскольку установленный Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» переходный период (до 2009 г.) уже близок к завершению, а сделать необходимо еще очень много: провести акционирование предприятий ЖКХ, создать ТСЖ, составить графики кадастрового учета земель под многоквартирными домами и т.д.
Круглый стол стал хорошей площадкой для обмена опытом региональных руководителей. Активное обсуждение возникло по вопросам решения проблем привлечения инвестиций в общественную инфраструктуру, подготовку земельных участков, развитие дорожной сети, реализацию проектов в рамках программы «Газификация», в том числе частных инвестиций, а также гарантий и софинансирования из вышестоящих бюджетов.
Так, заместитель генерального директора ФГУП «Объединенная дирекция федеральной целевой программы “Развитие города Сочи как горно-климатического курорта”» М. Н. Войт рассказала о проведенной в кратчайшие сроки работе по выдвижению города Сочи кандидатом на звание столицы зимних Олимпийских игр 2014 г.
Первый заместитель главы муниципального образования город Краснодар, директор Департамента финансов, председатель секции «Финансисты муниципальных образований» А. Н. Домбровский рассказал, как организована в его городе работа финансистов по реализации федеральных целевых программ. Заместитель главы города Тулы по экономической и финансовой политике Н. В. Моисеева поделилась опытом реализации подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства».
Большое количество вопросов возникло у участников по докладу начальника Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС России В. В. Ефимова на тему «Антимонопольный контроль за выделением участков под жилищное строительство и передачей имущественных прав на объекты коммунальной инфраструктуры вызвал оклад», а также по представленной информации Федерального агентства по энергетике по проблемам газификации конечных потребителей.
Участие прямого диалога трех ветвей власти, а также представителей коммерческих структур вызвало огромный интерес. В целом можно сказать, что круглый стол «Реализация национальных и приоритетных государственных инвестиционных проектов на региональном и местных уровнях – развитие государственно-частного партнерства» стал очередным этапом на пути совершенствования финансовой политики регионов России.
Материал подготовил Валерий Перевалов
Журнал "Бюджет" №8 август 2007 г.