29 июня 2007 г. в Костроме состоялось заседание координационного совета по бюджетно-финансовой и налоговой политике субъектов РФ Центрального федерального округа, входящих в ассоциацию «Центрально-Черноземная».
В совещании принимали участие представители регионов Центрального федерального округа. Большинство областей, входящих в Центральный федеральный округ, имеют примерно равный уровень бюджетной обеспеченности и сталкиваются с похожими проблемами, поэтому решать их региональные финансисты решили вместе.
С приветственным словом перед собравшимися выступил первый заместитель губернатора Костромской области Юрий Цикунов. Он отметил, что по сложившейся традиции обмен мнениями по вопросам бюджетно-финансовой и налоговой политики между специалистами из разных регионов России имеет положительный практический эффект, поскольку в условиях нового Бюджетного кодекса и обновленных бюджетных процессов чрезвычайно важен совместный поиск решений возникающих проблем.
Далее Ю. Цикунов рассказал, что выстраивание бюджетной и налоговой политики в 2006 г. в Костромской области происходило в рамках продолжения бюджетной реформы. Кроме того, отличительной чертой прошлого года стало вступление в силу на территории субъекта закона № 131-ФЗ, причем в полном объеме, а не поэтапно. Для этого потребовалась разработка соответствующей нормативной базы, в основу которой лег региональный закон «О межбюджетных отношениях в Костромской области». Как следствие, изменилась политика в области межбюджетных отношений, произошло расширение уровней бюджетной системы.
Сегодня приоритетными в плане финансирования расходов продолжают оставаться отрасли, определяющие социальную политику и взаимоотношения с муниципальными образованиями. Несмотря на дефицитность областного бюджета, администрация Костромской области обеспечивает преемственность этих направлений уже в течение ряда лет. Власти региона уверены, что такой подход к формированию региональной бюджетной политики является залогом повышения уровня жизни граждан, изменения демографической ситуации и в конечном счете экономического роста региона.
Начальник управления финансов Липецкой области Вячеслав Щеглеватых заметил, что, отвечая на новые требования центра, регионы на стадии формирования бюджетов должны принять обновленную нормативную базу по бюджету, бюджетному процессу, межбюджетным отношениям с муниципальными образованиями и другим вопросам, связанным с формированием и исполнением бюджетов.
Начальник финансового управления Костромской области Людмила Ильинская обратила внимание собравшихся на своевременность обращения к названным проблемам. Каким будет бюджет Костромской области в 2008 г., пока неясно, поскольку он находится в стадии разработки. Заседание координационного совета дает участникам возможность получить советы и рекомендации коллег еще до официального опубликования этого документа. Известно, что, как и в прошлом году, бюджет области будет социально ориентированным. Областные финансисты настаивают на существенном увеличении доходной части, прежде всего за счет легализации доходов по заработной плате и ужесточения контроля по налогу на землю.
Много вопросов возникает с формированием региональных бюджетов на среднесрочную перспективу. Работы добавилось, и регионы должны как можно быстрее приспособиться к новым условиям.
Заслушав и обсудив вопросы исполнения бюджетов субъектов РФ текущего года, принципы формирования бюджета на 2008 г. и трехлетнюю перспективу, а также другие проблемы, относящиеся к разграничению полномочий между федеральными и региональными органами власти, участники заседания решили обратиться с предложением:
К Министерству финансов РФ:
1.1. В целях обеспечения поступления в местные и региональные бюджеты налогов, закрепленных за этими уровнями, предусмотреть на федеральном уровне:
– механизмы эффективного администрирования местных налогов;
– отмену федеральных льгот по региональным и местным налогам;
– предоставление налоговой и статистической отчетности, позволяющей анализировать исполнение бюджетов и осуществлять их формирование.
1.2. Доработать действующие методики распределения межбюджетных трансфертов, которые не всегда отвечают задачам, стоящим перед субъектами.
1.3. Решить вопрос о передаче на федеральный бюджет финансирования органов внутренних дел, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов, с 2009 г.
1.4. Отработать механизм финансирования субвенций, предусмотренных для финансового обеспечения переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований полномочий по составлению (изменению, дополнению) списков кандидатов в присяжные заседатели.
1.5. Ускорить утверждение Минфином России единой структуры кодов бюджетной классификации РФ.
1.6. Обеспечить оказание помощи субъектам и муниципальным образованиям в части разработки типовых нормативно-правовых актов в целях реализации положений закона № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации».
1.7. В связи с реализацией закона № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» принять федеральными органами решение о компенсации субъектам выпадающих доходов по указанному доходному источнику.
1.8. Включить показатели статистической отчетности, характеризующие социально-экономическое положение, а также налоговую отчетность о базе налогообложения, в разрезе городских (сельских) поселений в объем информации, предоставляемой территориальными органами статистики, налоговой службы финансовым органам для составления проектов бюджетов субъектов местных бюджетов.
К Министерству регионального развития РФ:
1.9. Увеличить социальные нормы предоставления жилья, используемые при расчете субвенции в соответствии с постановлением Правительства РФ № 614 «Об утверждении правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов»:
– на одиноко проживающего гражданина – до 33 кв. м;
– на семью из двух человек – 42 кв. м
и применять нормы предоставления жилья из расчета 18 кв. м на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек.
1.10. Ускорить принятие порядка, устанавливающего правила безвозмездной передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями и городскими округами, существовавшими и функционировавшими до принятия Федерального закона № 131-ФЗ.
К Министерству здравоохранения и социального развития РФ:
1.11. Ускорить разработку отраслевых систем оплаты труда в целях создания единой системы оплаты труда работников бюджетной сферы.
К Министерству транспорта РФ:
1.12. Рассмотреть вопрос о возмещении расходов транспортных предприятий по федеральным категориям льготников в полном объеме.
Материал подготовила Анастасия Андреева
Журнал "Бюджет" №8 август 2007 г.
В совещании принимали участие представители регионов Центрального федерального округа. Большинство областей, входящих в Центральный федеральный округ, имеют примерно равный уровень бюджетной обеспеченности и сталкиваются с похожими проблемами, поэтому решать их региональные финансисты решили вместе.
С приветственным словом перед собравшимися выступил первый заместитель губернатора Костромской области Юрий Цикунов. Он отметил, что по сложившейся традиции обмен мнениями по вопросам бюджетно-финансовой и налоговой политики между специалистами из разных регионов России имеет положительный практический эффект, поскольку в условиях нового Бюджетного кодекса и обновленных бюджетных процессов чрезвычайно важен совместный поиск решений возникающих проблем.
Далее Ю. Цикунов рассказал, что выстраивание бюджетной и налоговой политики в 2006 г. в Костромской области происходило в рамках продолжения бюджетной реформы. Кроме того, отличительной чертой прошлого года стало вступление в силу на территории субъекта закона № 131-ФЗ, причем в полном объеме, а не поэтапно. Для этого потребовалась разработка соответствующей нормативной базы, в основу которой лег региональный закон «О межбюджетных отношениях в Костромской области». Как следствие, изменилась политика в области межбюджетных отношений, произошло расширение уровней бюджетной системы.
Сегодня приоритетными в плане финансирования расходов продолжают оставаться отрасли, определяющие социальную политику и взаимоотношения с муниципальными образованиями. Несмотря на дефицитность областного бюджета, администрация Костромской области обеспечивает преемственность этих направлений уже в течение ряда лет. Власти региона уверены, что такой подход к формированию региональной бюджетной политики является залогом повышения уровня жизни граждан, изменения демографической ситуации и в конечном счете экономического роста региона.
Начальник управления финансов Липецкой области Вячеслав Щеглеватых заметил, что, отвечая на новые требования центра, регионы на стадии формирования бюджетов должны принять обновленную нормативную базу по бюджету, бюджетному процессу, межбюджетным отношениям с муниципальными образованиями и другим вопросам, связанным с формированием и исполнением бюджетов.
Начальник финансового управления Костромской области Людмила Ильинская обратила внимание собравшихся на своевременность обращения к названным проблемам. Каким будет бюджет Костромской области в 2008 г., пока неясно, поскольку он находится в стадии разработки. Заседание координационного совета дает участникам возможность получить советы и рекомендации коллег еще до официального опубликования этого документа. Известно, что, как и в прошлом году, бюджет области будет социально ориентированным. Областные финансисты настаивают на существенном увеличении доходной части, прежде всего за счет легализации доходов по заработной плате и ужесточения контроля по налогу на землю.
Много вопросов возникает с формированием региональных бюджетов на среднесрочную перспективу. Работы добавилось, и регионы должны как можно быстрее приспособиться к новым условиям.
Заслушав и обсудив вопросы исполнения бюджетов субъектов РФ текущего года, принципы формирования бюджета на 2008 г. и трехлетнюю перспективу, а также другие проблемы, относящиеся к разграничению полномочий между федеральными и региональными органами власти, участники заседания решили обратиться с предложением:
К Министерству финансов РФ:
1.1. В целях обеспечения поступления в местные и региональные бюджеты налогов, закрепленных за этими уровнями, предусмотреть на федеральном уровне:
– механизмы эффективного администрирования местных налогов;
– отмену федеральных льгот по региональным и местным налогам;
– предоставление налоговой и статистической отчетности, позволяющей анализировать исполнение бюджетов и осуществлять их формирование.
1.2. Доработать действующие методики распределения межбюджетных трансфертов, которые не всегда отвечают задачам, стоящим перед субъектами.
1.3. Решить вопрос о передаче на федеральный бюджет финансирования органов внутренних дел, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов, с 2009 г.
1.4. Отработать механизм финансирования субвенций, предусмотренных для финансового обеспечения переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований полномочий по составлению (изменению, дополнению) списков кандидатов в присяжные заседатели.
1.5. Ускорить утверждение Минфином России единой структуры кодов бюджетной классификации РФ.
1.6. Обеспечить оказание помощи субъектам и муниципальным образованиям в части разработки типовых нормативно-правовых актов в целях реализации положений закона № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации».
1.7. В связи с реализацией закона № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» принять федеральными органами решение о компенсации субъектам выпадающих доходов по указанному доходному источнику.
1.8. Включить показатели статистической отчетности, характеризующие социально-экономическое положение, а также налоговую отчетность о базе налогообложения, в разрезе городских (сельских) поселений в объем информации, предоставляемой территориальными органами статистики, налоговой службы финансовым органам для составления проектов бюджетов субъектов местных бюджетов.
К Министерству регионального развития РФ:
1.9. Увеличить социальные нормы предоставления жилья, используемые при расчете субвенции в соответствии с постановлением Правительства РФ № 614 «Об утверждении правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов»:
– на одиноко проживающего гражданина – до 33 кв. м;
– на семью из двух человек – 42 кв. м
и применять нормы предоставления жилья из расчета 18 кв. м на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек.
1.10. Ускорить принятие порядка, устанавливающего правила безвозмездной передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями и городскими округами, существовавшими и функционировавшими до принятия Федерального закона № 131-ФЗ.
К Министерству здравоохранения и социального развития РФ:
1.11. Ускорить разработку отраслевых систем оплаты труда в целях создания единой системы оплаты труда работников бюджетной сферы.
К Министерству транспорта РФ:
1.12. Рассмотреть вопрос о возмещении расходов транспортных предприятий по федеральным категориям льготников в полном объеме.
Материал подготовила Анастасия Андреева
Журнал "Бюджет" №8 август 2007 г.