Версия для печати 4418 Материалы по теме
О поправках к ФЗ от 2 апреля 2013 г. № 30-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  Федеральный закон от 2 апреля 2013 г. № 30-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  Поправки, внесенные в ряд ключевых федеральных законов, предоставляют субъектам РФ право самостоятельно определять порядок избрания их высших должностных лиц. В общем случае высшее должностное лицо субъекта РФ избирается гражданами России, проживающими на территории данного субъекта (кандидаты выдвигаются политическими партиями).
  В соответствии с внесенными изменениями конституцией (уставом), законом субъекта РФ может быть предусмотрено, что высшее должностное лицо региона (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) избирается депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта. В этом случае кандидаты представляются в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ Президентом России по предложениям политических партий, имеющих депутатские мандаты в текущем составе данного законодательного органа и (или) Государственной думы. Партия может предложить не более трех кандидатур, причем как своих членов, так и любых других лиц, соответствующих требованиям закона.
  Установлено, что до внесения предложений о кандидатурах политическая партия обязана провести консультации с другими партиями, имеющими зарегистрированные отделения в соответствующем субъекте РФ, но не обладающими аналогичным правом. Из предложенных кандидатур Президент РФ выбирает трех, которых представляет для избрания на должность высшего должностного лица субъекта РФ в законодательный орган субъекта РФ.

Колонка эксперта

Судакова
Анна Григорьевна СУДАКОВА, старший аналитик Центра исследования бюджетных отношений, к. э. н.

Распоряжением Правительства РФ от 18 марта 2013 г. № 376-р утверждена едва ли не самая значимая для финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований государственная программа «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации». Данный документ можно рассматривать как ориентир развития межбюджетных отношений и в целом организации региональных и муниципальных финансов уже на ближайшее время и, вероятно, на период до 2020 года (именно на такой срок утверждена госпрограмма). Хотя, как показывает практика, нередко жизнь вынуждает вносить коррективы в документы, рассчитанные на долгосрочную перспективу.

Госпрограмма стала очередным шагом в целой цепочке шагов, начавшейся еще в 1990-е годы с Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999–2001 годах, продолжившейся еще пятью документами подобного рода и увенчавшейся Концепцией межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 года. Задача, поставленная перед разработчиками госпрограммы, была непростой: возможно ли сказать что-то новое в сфере, которую исследовали достаточно глубоко и детально урегулировали? Впрочем, ситуация сейчас несколько изменилась: возрастает нагрузка на региональные бюджеты в связи с повышением уровня оплаты труда работников бюджетного сектора, меняются приоритеты финансирования, активизировался переход на программный бюджет, изменяется экономическая ситуация в регионах...

Ну а нам теперь изучать утвержденную программу (она размещена на сайте Минфина России) и оценивать, что получилось и что нас ждет в ближайшие семь лет в сфере межбюджетных отношений.

Поделиться