Павел ДИТЯТЕВ, начальник отдела внутреннего долга комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике
К реализации Концепции реформирования региональных финансов Алтайский край приступил в 2005 г. после победы в конкурсе на получение субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, проводимом Минфином РФ.
Реформа проводилась в два этапа: первый завершился 1 июля 2006 г., второй – 1 июля 2007 г. Основными целями реформирования стали совершенствование нормативной правовой базы в сфере организации бюджетного процесса, управления расходами, межбюджетных отношений. Также значительно расширено применение программно-целевых методов и методов бюджетирования, ориентированного на результат.
Основы межбюджетных отношений в Алтайском крае, а также основы функционирования бюджетной системы региона были закреплены краевым законом «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае», принятом в 2005 г.
В регионе соблюден принцип публичности организации бюджетного процесса. Законодательно закреплена обязательность процедур проведения публичной независимой экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов в области бюджетной и налоговой политики.
Можно выделить несколько направлений, по которым проводилось реформирование. Это внедрение механизмов бюджетирования, ориентированного на результат; реформирование государственного сектора экономики, бюджетного процесса и управления расходами; совершенствование межбюджетных отношений, системы инвестиций, управления государственным долгом; создание условий для развития доходной базы краевого бюджета. Реализация каждого из направлений, механизмы и принципы выполнения тех или иных мероприятий закреплялись соответствующим законодательным актом, принятым на уровне региона.
В развитие Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в крае утверждена нормативно-правовая база, позволяющая сформировать централизованную систему размещения государственного заказа.
Одним из наиболее важных направлений реформирования региональных финансов является повышение качества государственных услуг. Постановлением администрации края утвержден перечень государственных услуг в сфере образования, культуры, здравоохранения и социальной политики, предоставляемых населению за счет средств краевого бюджета. Важно, что для каждой услуги определены показатели количественной оценки потребности в ней, а также индикаторы качества результата услуги. При составлении проекта бюджета Алтайского края на 2007 г. впервые были учтены результаты оценки потребности в соответствующих государственных услугах, на основании чего установлен размер субвенций муниципалитетам на предоставление данных услуг.
Более 50% расходов краевого бюджета, направляемых на предоставление государственных услуг, охвачено стандартами качества. Уже стандартизирован ряд услуг в сфере здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты. Одной из мер повышения качества социальных услуг, оказываемых за счет средств краевого бюджета, является установление перечня государственных услуг, предоставляемых небюджетными организациями. Утвержден порядок и план преобразования бюджетных учреждений в автономные. Сейчас на уровне края определяются учреждения, которые целесообразно перевести в новый статус: это позволит создать необходимую конкурентную среду и, следовательно, повысить качество услуг.
Соответствующим постановлением администрации края утверждено Положение о комиссии по реструктуризации бюджетных учреждений и внедрению бюджетирования по результатам. Для учреждений, предоставляющих государственные услуги, показатели результативности деятельности должны устанавливаться одновременно с утверждением сметы расходов на очередной финансовый год.
В регионе активно внедряются методы программно-целевого бюджетирования: создана законодательная база и определен инструментарий для применения программно-целевого финансирования. Действующие краевые целевые программы корректируются, приводятся в соответствие с утвержденным порядком.
В результате реализации этих мероприятий создается инструмент для применения нового принципа организации бюджетного процесса – бюджетирования по результатам и оценки результатов деятельности отраслевых органов управления. Введен механизм мониторинга составления и исполнения перспективного финансового плана и составления проекта краевого бюджета на очередной финансовый год.
Кроме того, утвержден порядок оценки социальной и бюджетной эффективности инвестиционных проектов, планируемых к реализации с участием средств бюджета Алтайского края. Это позволяет обеспечить прозрачность процедуры оценки проектов строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры, оптимизировать расходы краевого бюджета.
Комплекс мер направлен на создание условий для развития доходной базы краевого и муниципальных бюджетов. Проводится работа по урегулированию системы предоставления отсрочек, рассрочек платежа по уплате налогов и сборов, налоговых льгот. Принят ряд нормативных актов, регулирующих предоставление рассрочек, порядок мониторинга дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей по налогам и сборам, неналоговых доходов краевого бюджета, а также оценку бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот.
Оптимизируются объем и структура государственного долга Алтайского края. За 2006 г. он снизился на 1 555,4 млн руб. (58%). Полностью исполнены обязательства по кредитам коммерческих банков, причем 463,1 млн руб. задолженности погашено досрочно. Также досрочно исполнены обязательства перед Минфином РФ (71,4 млн руб.) по реструктуризированной задолженности.
Ведется работа по сокращению просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений. По состоянию на 1 апреля 2007 г. размер такой задолженности составил 30 млн руб. (в 2004 г. – 162,4 млн), причем она снизилась по всем распорядителям бюджетных средств. Задолженность по оплате труда перед работниками бюджетной сферы в Алтайском крае отсутствует.
Совершенствуется система управления государственным имуществом. Утверждены Положение о раскрытии информации о собственности Алтайского края и Порядок оценки рыночной стоимости объектов, находящихся в краевой собственности. Разработана система критериев для сохранения в краевой государственной собственности унитарных предприятий и хозяйственных обществ, доли уставного капитала которых находятся в собственности Алтайского края.
Корректируется нормативная правовая база, регламентирующая выделение средств краевого бюджета на поддержку предприятий реального сектора экономики. Такая поддержка осуществляется в форме субсидирования части банковской процентной ставки по кредитам и части налога на имущество. Реализуются программы лизинга промышленного оборудования и племенного скота. Осуществляется мониторинг деятельности субъектов малого предпринимательства.
Повышение эффективности управления бюджетными средствами достигается, в числе прочего, за счет своевременного прогнозирования временных кассовых разрывов при исполнении краевого бюджета: утверждены методика их планирования, порядок формирования резерва для их финансирования.
Совершенствуются межбюджетные отношения на основе принципа прозрачности. По результатам оценки платежеспособности и качества управления муниципальными финансами для каждого муниципалитета составляется индивидуальный рейтинг. Законодательно закреплены методика распределения средств на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципалитетов на основе оценки доходного потенциала и дифференциации расходных потребностей в расчете на одного жителя, а также методика расчета отрицательных трансфертов для муниципалитетов.
Реформирование финансов проводится одновременно на региональном и муниципальном уровне. В 2006 г. муниципальные образования приняли участие в конкурсе на получение субсидий из бюджета края на реализацию программ реформирования муниципальных финансов. По результатам конкурса было отобрано 10 муниципалитетов, получивших первоочередное право на получение субсидий из краевого бюджета.
В целом проводимые мероприятия позволяют повысить эффективность управления финансами в регионе, усилить адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
Справка «Бюджета»
Павел Владимирович ДИТЯТЕВ, начальник отдела внутреннего долга по финансам, налоговой и кредитной политике Алтайского края
Родился 25 июля 1977 г. в Барнауле.
В 1999 г. окончил Алтайский государственный технический университет, специальность «Информационные системы в экономике».
1999–2006 гг. – ведущий, главный экономист, консультант, заместитель начальника отдела финансирования непроизводственной сферы комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике.
С 2006 г. по настоящее время – начальник отдела внутреннего долга комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике.
Журнал "Бюджет" №8 август 2007 г.
К реализации Концепции реформирования региональных финансов Алтайский край приступил в 2005 г. после победы в конкурсе на получение субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, проводимом Минфином РФ.
Реформа проводилась в два этапа: первый завершился 1 июля 2006 г., второй – 1 июля 2007 г. Основными целями реформирования стали совершенствование нормативной правовой базы в сфере организации бюджетного процесса, управления расходами, межбюджетных отношений. Также значительно расширено применение программно-целевых методов и методов бюджетирования, ориентированного на результат.
Основы межбюджетных отношений в Алтайском крае, а также основы функционирования бюджетной системы региона были закреплены краевым законом «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае», принятом в 2005 г.
В регионе соблюден принцип публичности организации бюджетного процесса. Законодательно закреплена обязательность процедур проведения публичной независимой экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов в области бюджетной и налоговой политики.
Можно выделить несколько направлений, по которым проводилось реформирование. Это внедрение механизмов бюджетирования, ориентированного на результат; реформирование государственного сектора экономики, бюджетного процесса и управления расходами; совершенствование межбюджетных отношений, системы инвестиций, управления государственным долгом; создание условий для развития доходной базы краевого бюджета. Реализация каждого из направлений, механизмы и принципы выполнения тех или иных мероприятий закреплялись соответствующим законодательным актом, принятым на уровне региона.
В развитие Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в крае утверждена нормативно-правовая база, позволяющая сформировать централизованную систему размещения государственного заказа.
Одним из наиболее важных направлений реформирования региональных финансов является повышение качества государственных услуг. Постановлением администрации края утвержден перечень государственных услуг в сфере образования, культуры, здравоохранения и социальной политики, предоставляемых населению за счет средств краевого бюджета. Важно, что для каждой услуги определены показатели количественной оценки потребности в ней, а также индикаторы качества результата услуги. При составлении проекта бюджета Алтайского края на 2007 г. впервые были учтены результаты оценки потребности в соответствующих государственных услугах, на основании чего установлен размер субвенций муниципалитетам на предоставление данных услуг.
Более 50% расходов краевого бюджета, направляемых на предоставление государственных услуг, охвачено стандартами качества. Уже стандартизирован ряд услуг в сфере здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты. Одной из мер повышения качества социальных услуг, оказываемых за счет средств краевого бюджета, является установление перечня государственных услуг, предоставляемых небюджетными организациями. Утвержден порядок и план преобразования бюджетных учреждений в автономные. Сейчас на уровне края определяются учреждения, которые целесообразно перевести в новый статус: это позволит создать необходимую конкурентную среду и, следовательно, повысить качество услуг.
Соответствующим постановлением администрации края утверждено Положение о комиссии по реструктуризации бюджетных учреждений и внедрению бюджетирования по результатам. Для учреждений, предоставляющих государственные услуги, показатели результативности деятельности должны устанавливаться одновременно с утверждением сметы расходов на очередной финансовый год.
В регионе активно внедряются методы программно-целевого бюджетирования: создана законодательная база и определен инструментарий для применения программно-целевого финансирования. Действующие краевые целевые программы корректируются, приводятся в соответствие с утвержденным порядком.
В результате реализации этих мероприятий создается инструмент для применения нового принципа организации бюджетного процесса – бюджетирования по результатам и оценки результатов деятельности отраслевых органов управления. Введен механизм мониторинга составления и исполнения перспективного финансового плана и составления проекта краевого бюджета на очередной финансовый год.
Кроме того, утвержден порядок оценки социальной и бюджетной эффективности инвестиционных проектов, планируемых к реализации с участием средств бюджета Алтайского края. Это позволяет обеспечить прозрачность процедуры оценки проектов строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры, оптимизировать расходы краевого бюджета.
Комплекс мер направлен на создание условий для развития доходной базы краевого и муниципальных бюджетов. Проводится работа по урегулированию системы предоставления отсрочек, рассрочек платежа по уплате налогов и сборов, налоговых льгот. Принят ряд нормативных актов, регулирующих предоставление рассрочек, порядок мониторинга дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей по налогам и сборам, неналоговых доходов краевого бюджета, а также оценку бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот.
Оптимизируются объем и структура государственного долга Алтайского края. За 2006 г. он снизился на 1 555,4 млн руб. (58%). Полностью исполнены обязательства по кредитам коммерческих банков, причем 463,1 млн руб. задолженности погашено досрочно. Также досрочно исполнены обязательства перед Минфином РФ (71,4 млн руб.) по реструктуризированной задолженности.
Ведется работа по сокращению просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений. По состоянию на 1 апреля 2007 г. размер такой задолженности составил 30 млн руб. (в 2004 г. – 162,4 млн), причем она снизилась по всем распорядителям бюджетных средств. Задолженность по оплате труда перед работниками бюджетной сферы в Алтайском крае отсутствует.
Совершенствуется система управления государственным имуществом. Утверждены Положение о раскрытии информации о собственности Алтайского края и Порядок оценки рыночной стоимости объектов, находящихся в краевой собственности. Разработана система критериев для сохранения в краевой государственной собственности унитарных предприятий и хозяйственных обществ, доли уставного капитала которых находятся в собственности Алтайского края.
Корректируется нормативная правовая база, регламентирующая выделение средств краевого бюджета на поддержку предприятий реального сектора экономики. Такая поддержка осуществляется в форме субсидирования части банковской процентной ставки по кредитам и части налога на имущество. Реализуются программы лизинга промышленного оборудования и племенного скота. Осуществляется мониторинг деятельности субъектов малого предпринимательства.
Повышение эффективности управления бюджетными средствами достигается, в числе прочего, за счет своевременного прогнозирования временных кассовых разрывов при исполнении краевого бюджета: утверждены методика их планирования, порядок формирования резерва для их финансирования.
Совершенствуются межбюджетные отношения на основе принципа прозрачности. По результатам оценки платежеспособности и качества управления муниципальными финансами для каждого муниципалитета составляется индивидуальный рейтинг. Законодательно закреплены методика распределения средств на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципалитетов на основе оценки доходного потенциала и дифференциации расходных потребностей в расчете на одного жителя, а также методика расчета отрицательных трансфертов для муниципалитетов.
Реформирование финансов проводится одновременно на региональном и муниципальном уровне. В 2006 г. муниципальные образования приняли участие в конкурсе на получение субсидий из бюджета края на реализацию программ реформирования муниципальных финансов. По результатам конкурса было отобрано 10 муниципалитетов, получивших первоочередное право на получение субсидий из краевого бюджета.
В целом проводимые мероприятия позволяют повысить эффективность управления финансами в регионе, усилить адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
Справка «Бюджета»
Павел Владимирович ДИТЯТЕВ, начальник отдела внутреннего долга по финансам, налоговой и кредитной политике Алтайского края
Родился 25 июля 1977 г. в Барнауле.
В 1999 г. окончил Алтайский государственный технический университет, специальность «Информационные системы в экономике».
1999–2006 гг. – ведущий, главный экономист, консультант, заместитель начальника отдела финансирования непроизводственной сферы комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике.
С 2006 г. по настоящее время – начальник отдела внутреннего долга комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике.
Журнал "Бюджет" №8 август 2007 г.