Версия для печати 8550 Материалы по теме
Об опыте построения регионального сегмента "Электронного бюджета"

Открыл семинар В. А. Тукмаков, который поприветствовал участников встречи и выразил готовность поделиться накопленным Республикой Коми опытом в вопросах, рассматриваемых в рамках тематики семинара, и высказал надежду на то, что участие в семинаре принесет каждому значимую пользу. А. Н. Моносов в своем приветственном слове отметил, что создание регионального сегмента электронного бюджета — это колоссальный труд как сотрудников ИТ-компаний, так и сотрудников финансовых органов субъектов и муниципальных образований РФ. Руководитель БФТ отдельно поблагодарил региональных финансистов за развитие информационных технологий в сфере государственного и муниципального управления.

О результатах этого труда, то есть об опыте построения регионального сегмента «Электронного бюджета» Республики Коми, рассказал заместитель министра финансов региона К. А. Плехов. Работа в данном направлении началась еще в 2005 году, когда стала внедряться казначейская система исполнения бюджета. В части внедрения — это были 21 инсталляция (в каждом муниципалитете и субъекте) и 21 сервер. Впоследствии было принято решение о централизации всех систем на уровне субъекта. И уже начиная с 1 января 2011 года все 20 муниципальных образований региона исполняли свои бюджеты в централизованной системе. За основу был взят программный продукт «АЦК-Финансы». В тот же период (2010 и 2011 годах) были заключены контракты на испытание системы планирования республиканского бюджета. Параллельно осваивалась система электронного документооборота. В 2012 году «АЦК-Планирование» было внедрено во всех муниципальных образованиях республики. По мнению заместителя министра, централизация — наиболее перспективное направление как в области информатизации, так и в области повышения управляемости бюджетным процессом.

Преимуществами такой организации работ Плехов назвал независимость от кадрового потенциала муниципалитетов и самое главное — прозрачность бюджетного процесса, возможность получения информации с любого уровня. Кроме того, в систему бюджетного планирования включена вся правовая и методологическая база, регламентирующая процесс создания программного бюджета на основе государственных программ. «Если рассказать о преимуществах данных систем в целом, то отмечу, что у нас в республике создана единая технологическая и методологическая платформа в части всех этапов реализации бюджетного процесса: планирования, исполнения и финансового контроля, позволяющая нам работать по единым правилам. Мы можем разговаривать на одном, понятном всем языке», — подвел итог своего выступления замминистра.

  Запрограммированный бюджет

О реализации программы по повышению эффективности бюджетных расходов и Закона № 83-ФЗ в рамках построения регионального сегмента «Электронного бюджета» рассказала еще один заместитель министра финансов Республики Коми Г. З. Рубцова. С 2012 года Минфин республики перешел на планирование трехлетнего бюджета. На трехлетний бюджет перешли и все муниципальные образования региона. На уровне министерства финансов проведена большая работа в плане составления кассового плана и повышения эффективности управления остатками средств. «Кассовый план мы детализировали и перешли на месячное планирование. Активно работаем с главными распорядителями бюджетных средств, — отметила Рубцова. — Выстраиваем ежемесячный рейтинг по исполнению кассового плана в разрезе ГРБС и вывешиваем его на сайте. Это в какой-то степени подстегивает главных распорядителей, в республике почувствовали серьезное отношение к данному вопросу. И в этом году планирование стало более четким». Остатки средств активно размещаются на банковских депозитах, как срочных, так и в режиме «овернайт». С марта 2013 года остатки стали размещать на депозитах до востребования, то есть в любой момент эти средства можно отозвать. Большая работа проведена и в части межбюджетных трансфертов, а именно в отношении предоставления субсидий. Минфин региона определил критерии результативности использования бюджетных средств, и по итогам 2012 года уже проведена такая оценка. Если субсидия использовалась неэффективно, ее уменьшали. В дальнейшем мы ужесточим этот механизм, заверила замминистра.

Основным направлением в рамках повышения эффективности бюджетных расходов стал переход на формирование республиканского бюджета на основе государственных программ. Работа над госпрограммами началась еще в 2010 году и, по словам Рубцовой, проходила очень тяжело. Теперь вся нормативная база по формированию госпрограмм в регионе создана. С принятием бюджета на 2012–2014 годы Минфин республики довел до всех ГРБС аналитическое распределение бюджетных ассигнований по гос­программам.

В процессе работы над государственными программами пришло понимание того, что неизбежно и реформирование Стратегии развития региона. Поэтому 2012 год проходил и под эгидой совершенствования методологии стратегирования. Было разработано 18 госпрограмм, обновлена Стратегия развития Республики Коми до 2020 года. Теперь государственные программы вытекают из стратегии и охватывают 94 % расходов бюджета. К 1 октября 2012 года все программы были утверждены, и защита бюджета на 2013 год и плановый период проходила с позиции государственных программ. «Этот механизм понравился и нам, и законодателям. Впервые бюджет рассматривался не столько с точки зрения денежного содержания, сколько с точки зрения деятельности органов власти. Госпрограммы рассматриваются с позиции повышения эффективности бюджетных расходов. И необходимо понимать, что, пока не будет эффективной деятельности исполнительной власти, не будет эффективности расходования бюджетных средств», — сделала вывод Рубцова.

  Финансовый контроль

Отсутствие единой системы стандартов финансового контроля, механизма взаимодействия между органами финансового контроля, пересечение сфер деятельности внешнего и внутреннего контроля, дублирование функций — именно такие проблемы системы финансового контроля перечислила начальник Управления финансово-бюджетного надзора Республики Коми Е. Н. Филимонова. «Эти вопросы мучают нас с 2007 года. За это время в Бюджетный кодекс внесено более 30 поправок и ни одной в части финансового контроля, — подчеркнула докладчик. — Единая система стандартов, механизм взаимодействия финансовых органов, устранение дублирования — вот три вопроса, которые мы смогли решить на региональном уровне при помощи автоматизированной системы „АЦК-Бюджетный контроль“».

В Республике Коми 36 главных распорядителей бюджетных средств, из них 24 имеют подведомственную сеть учреждений, в отношении которых они выступают учредителями. В 2011 году, когда заработала автоматизированная система финансового контроля, в нее были включены Министерство здравоохранения и Министерство образования республики. Теперь, увидев большие плюсы такой организации работы, в систему желают войти Министерство архитектуры и Министерство сельского хозяйства с подведомственной им сетью. Единое информационное пространство, объединяющее «АЦК-Финансы», «АЦК-Планирование» и «АЦК-Бюджетный контроль», позволяет ревизорам планировать проверки и ревизии, готовится к их проведению, разрабатывать программу проверок, формировать распоряжения на проведение контрольных мероприятий. «Это централизованное решение позволяет нам видеть и контрольную деятельность муниципального образования, которое, в свою очередь, может проследить за контрольными мероприятиями своих ГРБС, увидеть наши проверки». Любая системность, по словам Филимоновой, дисциплинирует. «Внедрив систему „АЦК-Бюджетный контроль“, мы увидели, как повысилась эффективность контролирующих органов ГРБС, как активизировались муниципальные образования».

  Несовершенства законодательства будут устранены

Многие проблемы системы финансового контроля призваны решить законопроекты, которые вносят концептуальные изменения в эту сферу. Большую роль в данном процессе должен сыграть законопроект, вносящий изменения в Бюджетный кодекс в части регулирования государственного контроля, законопроект о федеральной контрактной системе и новый закон о Счетной палате. «Это такой комплекс новых законодательных актов, который определяет стратегию совершенствования системы государственного и муниципального контроля», — отметил начальник отдела анализа и развития государственного и муниципального финансового контроля и аудита Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России С. С. Бычков.

заседание
По словам представителя Минфина России, сейчас вектор контроля в финансово-бюджетной сфере направлен на проведение инспекторской деятельности по итогам финансового года. При этом за кадром остаются такие ключевые вопросы, как аудит эффективности, профилактические мероприятия, которые не позволяют допускать нарушения и нацелены в конечном итоге на повышение эффективности бюджетных расходов.

Система финансового контроля в России является трехуровневой. Первый уровень — внешний контроль со стороны Счетной палаты, второй — органы правительственного надзора (Росфиннадзор и региональные (муниципальные) контрольно-ревизионные управления) и третий уровень — ведомственный контроль. В соответствии с действующим законодательством они конкурируют между собой и занимаются по сути одним и тем же. Эта первая причина, вызвавшая необходимость изменения законодательства в сфере контроля. Вторая — существующая неопределенность в классификации финансовых нарушений. То есть одни и те же нарушения разные контролирующие органы классифицируют по-разному. Один орган называет некое нарушение неэффективным использованием бюджетных средств, другой трактует его как нецелевое использование, третий как неправомерное. И третья причина связана с организацией финансового контроля в отношении бюджетных и автономных организаций. «С принятием Закона № 83-ФЗ бюджетные и автономные учреждения стали неучастниками бюджетного процесса. И возник вопрос: как организовать финансовый контроль в отношении этих учреждений? Все эти проблемы и решает новое законодательство», — подвел итог Бычков.

Поделиться