• Надежда ТИНЬГАЕВА, председатель комитета администрации города Барнаула по финансам, налоговой и кредитной политике
В 2005 г. Барнаул принял участие в отборе муниципальных образований для распределения субсидий из созданного на федеральном уровне Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов. А поскольку обязательным условием участия была разработка программы реформирования муниципальных финансов, то Барнаульская городская Дума утвердила комплексную программу «Реформирование муниципальных финансов города Барнаула в 2005–2007 гг.». Данная программа охватывает практически все направления деятельности администрации и ориентирована на повышение результативности бюджетных расходов путем реформы бюджетного процесса и бюджетной сети, проведения административной реформы, оздоровления предприятий ЖКХ, увеличения эффективности использования объектов муниципальной собственности, сокращения кредиторской задолженности, снижения потерь бюджета города от недополученных доходов, повышения профессионального уровня муниципальных служащих и др. В результате город вошел в десятку МО, претендующих на получение субсидий из фонда.
Программа реформирования была реализована в два этапа: первый завершен 1 июля 2006 г., второй – 1 июля 2007 г. Отчет по первому этапу Министерство финансов РФ признало исполненным, и город получил субсидию в объеме 14 981,1 тыс. руб.
Данная программа имеет ряд отличительных особенностей:
1. Определены новые подходы к исполнительной деятельности администрации города с точки зрения оценки результативности функций, возложенных на каждое структурное подразделение. Выполнение поставленных задач теперь характеризуется утвержденными количественными показателями. Цели и задачи 15 ведомственных целевых программ также измеряются системой показателей или индикаторов результативности и эффективности.
Для стимулирования наиболее активных и результативных ведомств и бюджетных учреждений на их развитие в бюджете города на 2007 г. выделено 20,0 млн руб., при этом предусмотрены также меры дисциплинарного наказания должностных лиц, не выполняющих установленные показатели.
2. Нормативно закреплена обязательность проведения ежегодной оценки потребности в предоставлении услуг в образовании, культуре, здравоохранении с учетом общественного мнения, проведения социологических опросов, анкетирования населения.
Сопоставление объемов финансирования бюджетных услуг и потребности в услугах со стороны населения позволяет решать вопросы перераспределения расходов в пользу тех, которые удовлетворяют спрос в меньшей степени. Уже при уточнении бюджета города за первый квартал 2007 г. учтена повышенная потребность в оказании услуг дошкольного образования, и на его развитие направлены бюджетные средства.
3. В рамках реформирования муниципальных финансов предоставление бюджетной услуги не рассматривается без ее качества. Принято решение стандартизировать социально-значимые услуги в сфере образования, здравоохранения, культуры Барнаула.
В сфере здравоохранения на примере амбулаторно-поликлинических услуг стандарты качества определяются по таким показателями, как доступность посещения и время ожидания. Руководитель каждого учреждения отвечает за размещение информации о стандартах качества в местах, доступных для потребителя получаемых услуг.
Чтобы избежать неформального использования утвержденных стандартов качества, принят Порядок оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг стандартам качества. Такая оценка выполняется комитетами администрации города, в ведении которых находятся муниципальные учреждения, в обязательном порядке.
4. В настоящее время подбор кадров на все вакантные должности муниципальной службы осуществляется на конкурсной основе. В 2006 г. проведено 97 конкурсов на замещение вакантных муниципальных должностей, по результатам которых было назначено 78 человек.
Утвержденная нормативная база закрепляет требование повышения квалификации муниципальных служащих не реже, чем раз в три года. В 2006 г. по сравнению с уровнем 2005 г. общее количество служащих, повысивших квалификацию, увеличилось на 53 человека. За пять месяцев 2007 г. курсы повышения квалификации прошли уже 243 муниципальных служащих.
В программе отражена и необходимость привлечения представителей общественности к процедуре разработки и корректировки принимаемых решений в области бюджетного и налогового законодательства. Для выполнения этой задачи Барнаульской городской Думой утвержден Порядок проведения публичной независимой экспертизы проектов решений городской Думы, а также состав экспертной комиссии, в которую входят представители прокуратуры города, Алтайского краевого совета профсоюзов, межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края, прессы, учреждений города и края социальной направленности и др.
Первые публичные слушания по проекту решения Барнаульской городской Думы «Об исполнении бюджета города за 2005 г., расходовании резервного фонда, уточнении бюджета на 2005 г.» были проведены 20 февраля 2006 г.
В 2007 г. на независимую экспертизу направлены проекты решений Барнаульской городской Думы «Об исполнении бюджета города за 2006 г., расходовании резервного фонда, уточнении бюджета на 2006 г.» и «О бюджете города на 2007 г.». Заключения независимой экспертизы были вынесены на публичные слушания для обсуждения и опубликованы в средствах массовой информации.
В рамках программы «Реформирование муниципальных финансов города Барнаула в 2005–2007 гг.» субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг теперь предоставляются с использованием личных счетов граждан, что позволяет сделать целевую помощь нуждающимся гражданам адресной, обеспечивает прозрачность учета расходов бюджета и дает возможность решить проблемы выпадающих доходов предприятий – поставщиков услуг.
С целью дальнейшего развития доходной базы и совершенствования долговой политики упорядочено предоставление рассрочек и отсрочек по уплате налогов и сборов, предоставление бюджетных средств немуниципальным организациям в виде муниципальных гарантий, размещения муниципального заказа, налоговых льгот, бюджетных инвестиций, безвозмездных перечислений на частичное погашение банковской процентной ставки. Также утверждены Порядок проведения мониторинга задолженности по налогам и сборам, Порядок оценки бюджетной и социальной эффективности предоставления налоговых льгот, Порядок предоставления гарантий на конкурсной основе, разработана методология расчета платежеспособности бюджета города с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств.
Практика проведения конкурсов при получении гарантий в городе уже сложилась.
В процессе реформирования муниципальных финансов особое внимание уделялось вопросам снижения кредиторской задолженности. В частности, согласно Плану реструктуризации кредиторской задолженности был проведен ряд мероприятий, способствующих ее значительному уменьшению (например, в 2006 г. – 51%). К завершающему этапу реформирования финансов объем кредиторской задолженности достигнет объема среднемесячных расходов бюджета.
В заключение следует отметить, что проводимая реформа выявила ряд проблемных вопросов. Для получения конкретных результатов за два года всеми подразделениями проводилась активная работа по их решению и устранению.
Справка
Барнаул – административный центр Алтайского края, расположен на реке Обь. Территория города (321 кв. км) разделена на пять административных районов. Численность населения 658 тыс. человек.
Это один из крупнейших городов Западной Сибири, с богатыми традициями и непростой историей. Основан в 1730 г. В настоящее время здесь сосредоточено 60% промышленных предприятий края, причем ведущее место занимает машиностроение, металлообработка и пищевая промышленность. В городе свыше 11 тыс. мелких предприятий местной промышленности, быта и сервиса; за три года численность работников, занятых на малых предприятиях, выросла на 35%.
Медицинскую помощь населению города оказывает 42 муниципальных учреждения здравоохранения. Обеспеченность врачами составляет 42,7 человека на 10 тыс. жителей.
Ежегодно вводится около 200,0 тыс. кв. м жилья, темпы развития строительства – лучшие в масштабах сибирского региона. Доля индивидуального жилья составляет примерно половину общего объема
Журнал "Бюджет" №8 август 2007 г.
В 2005 г. Барнаул принял участие в отборе муниципальных образований для распределения субсидий из созданного на федеральном уровне Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов. А поскольку обязательным условием участия была разработка программы реформирования муниципальных финансов, то Барнаульская городская Дума утвердила комплексную программу «Реформирование муниципальных финансов города Барнаула в 2005–2007 гг.». Данная программа охватывает практически все направления деятельности администрации и ориентирована на повышение результативности бюджетных расходов путем реформы бюджетного процесса и бюджетной сети, проведения административной реформы, оздоровления предприятий ЖКХ, увеличения эффективности использования объектов муниципальной собственности, сокращения кредиторской задолженности, снижения потерь бюджета города от недополученных доходов, повышения профессионального уровня муниципальных служащих и др. В результате город вошел в десятку МО, претендующих на получение субсидий из фонда.
Программа реформирования была реализована в два этапа: первый завершен 1 июля 2006 г., второй – 1 июля 2007 г. Отчет по первому этапу Министерство финансов РФ признало исполненным, и город получил субсидию в объеме 14 981,1 тыс. руб.
Данная программа имеет ряд отличительных особенностей:
1. Определены новые подходы к исполнительной деятельности администрации города с точки зрения оценки результативности функций, возложенных на каждое структурное подразделение. Выполнение поставленных задач теперь характеризуется утвержденными количественными показателями. Цели и задачи 15 ведомственных целевых программ также измеряются системой показателей или индикаторов результативности и эффективности.
Для стимулирования наиболее активных и результативных ведомств и бюджетных учреждений на их развитие в бюджете города на 2007 г. выделено 20,0 млн руб., при этом предусмотрены также меры дисциплинарного наказания должностных лиц, не выполняющих установленные показатели.
2. Нормативно закреплена обязательность проведения ежегодной оценки потребности в предоставлении услуг в образовании, культуре, здравоохранении с учетом общественного мнения, проведения социологических опросов, анкетирования населения.
Сопоставление объемов финансирования бюджетных услуг и потребности в услугах со стороны населения позволяет решать вопросы перераспределения расходов в пользу тех, которые удовлетворяют спрос в меньшей степени. Уже при уточнении бюджета города за первый квартал 2007 г. учтена повышенная потребность в оказании услуг дошкольного образования, и на его развитие направлены бюджетные средства.
3. В рамках реформирования муниципальных финансов предоставление бюджетной услуги не рассматривается без ее качества. Принято решение стандартизировать социально-значимые услуги в сфере образования, здравоохранения, культуры Барнаула.
В сфере здравоохранения на примере амбулаторно-поликлинических услуг стандарты качества определяются по таким показателями, как доступность посещения и время ожидания. Руководитель каждого учреждения отвечает за размещение информации о стандартах качества в местах, доступных для потребителя получаемых услуг.
Чтобы избежать неформального использования утвержденных стандартов качества, принят Порядок оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг стандартам качества. Такая оценка выполняется комитетами администрации города, в ведении которых находятся муниципальные учреждения, в обязательном порядке.
4. В настоящее время подбор кадров на все вакантные должности муниципальной службы осуществляется на конкурсной основе. В 2006 г. проведено 97 конкурсов на замещение вакантных муниципальных должностей, по результатам которых было назначено 78 человек.
Утвержденная нормативная база закрепляет требование повышения квалификации муниципальных служащих не реже, чем раз в три года. В 2006 г. по сравнению с уровнем 2005 г. общее количество служащих, повысивших квалификацию, увеличилось на 53 человека. За пять месяцев 2007 г. курсы повышения квалификации прошли уже 243 муниципальных служащих.
В программе отражена и необходимость привлечения представителей общественности к процедуре разработки и корректировки принимаемых решений в области бюджетного и налогового законодательства. Для выполнения этой задачи Барнаульской городской Думой утвержден Порядок проведения публичной независимой экспертизы проектов решений городской Думы, а также состав экспертной комиссии, в которую входят представители прокуратуры города, Алтайского краевого совета профсоюзов, межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края, прессы, учреждений города и края социальной направленности и др.
Первые публичные слушания по проекту решения Барнаульской городской Думы «Об исполнении бюджета города за 2005 г., расходовании резервного фонда, уточнении бюджета на 2005 г.» были проведены 20 февраля 2006 г.
В 2007 г. на независимую экспертизу направлены проекты решений Барнаульской городской Думы «Об исполнении бюджета города за 2006 г., расходовании резервного фонда, уточнении бюджета на 2006 г.» и «О бюджете города на 2007 г.». Заключения независимой экспертизы были вынесены на публичные слушания для обсуждения и опубликованы в средствах массовой информации.
В рамках программы «Реформирование муниципальных финансов города Барнаула в 2005–2007 гг.» субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг теперь предоставляются с использованием личных счетов граждан, что позволяет сделать целевую помощь нуждающимся гражданам адресной, обеспечивает прозрачность учета расходов бюджета и дает возможность решить проблемы выпадающих доходов предприятий – поставщиков услуг.
С целью дальнейшего развития доходной базы и совершенствования долговой политики упорядочено предоставление рассрочек и отсрочек по уплате налогов и сборов, предоставление бюджетных средств немуниципальным организациям в виде муниципальных гарантий, размещения муниципального заказа, налоговых льгот, бюджетных инвестиций, безвозмездных перечислений на частичное погашение банковской процентной ставки. Также утверждены Порядок проведения мониторинга задолженности по налогам и сборам, Порядок оценки бюджетной и социальной эффективности предоставления налоговых льгот, Порядок предоставления гарантий на конкурсной основе, разработана методология расчета платежеспособности бюджета города с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств.
Практика проведения конкурсов при получении гарантий в городе уже сложилась.
В процессе реформирования муниципальных финансов особое внимание уделялось вопросам снижения кредиторской задолженности. В частности, согласно Плану реструктуризации кредиторской задолженности был проведен ряд мероприятий, способствующих ее значительному уменьшению (например, в 2006 г. – 51%). К завершающему этапу реформирования финансов объем кредиторской задолженности достигнет объема среднемесячных расходов бюджета.
В заключение следует отметить, что проводимая реформа выявила ряд проблемных вопросов. Для получения конкретных результатов за два года всеми подразделениями проводилась активная работа по их решению и устранению.
Справка
Барнаул – административный центр Алтайского края, расположен на реке Обь. Территория города (321 кв. км) разделена на пять административных районов. Численность населения 658 тыс. человек.
Это один из крупнейших городов Западной Сибири, с богатыми традициями и непростой историей. Основан в 1730 г. В настоящее время здесь сосредоточено 60% промышленных предприятий края, причем ведущее место занимает машиностроение, металлообработка и пищевая промышленность. В городе свыше 11 тыс. мелких предприятий местной промышленности, быта и сервиса; за три года численность работников, занятых на малых предприятиях, выросла на 35%.
Медицинскую помощь населению города оказывает 42 муниципальных учреждения здравоохранения. Обеспеченность врачами составляет 42,7 человека на 10 тыс. жителей.
Ежегодно вводится около 200,0 тыс. кв. м жилья, темпы развития строительства – лучшие в масштабах сибирского региона. Доля индивидуального жилья составляет примерно половину общего объема
Журнал "Бюджет" №8 август 2007 г.