Галина ЖАБИНА, председатель комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Третьяковского района
Консолидированный бюджет Третьяковского района включает в себя 12 бюджетов муниципальных образований. В условиях действия Федерального закона № 131-ФЗ существенно возросла самостоятельность районного и сельских бюджетов.
Разграничение доходов, расходных полномочий заставляет каждое МО работать на свой бюджет. Достигнута прозрачность бюджетов. Бюджет на очередной финансовый год и годовой отчет о его исполнении проходят публичные слушания, проверяются контрольным органом, публикуются в районной газете.
В рамках действующих полномочий муниципальными образованиями приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие исполнение бюджета по доходам и расходам. Так как Третьяковский район является сельскохозяйственным, не имеет крупных промышленных предприятий, а предпринимательство развито слабо, собственные доходы в составе всех поступлений бюджета района составляют менее 20% (в 2005 г. – 15%, в 2006 г. – 16%, на 2007 г. – 14%). Основные поступления – НДФЛ, налоги на совокупный доход, на имущество, доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Финансисты совместно с администрацией района и сельскими поселениями проводят работу по повышению доходной базы бюджета: это инвентаризация муниципального имущества, продажа неиспользуемого имущества, выявление лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и не состоящих на налоговом учете. Кроме того, ежемесячно проводятся комиссии по борьбе с недоимками, составляются графики погашения платежей в бюджет, подготавливаются обращения в налоговый орган по проверке неплательщиков.
Ежегодно до начала финансового года принимается необходимая нормативная база как на уровне района, так и в сельских поселениях. Все нормативные документы публикуются в районной газете и доводятся до сведения заинтересованных лиц. Существуют проблемы, которые затрудняют поступление доходов в местный бюджет и не могут быть решены на уровне района, в частности недостаточное количество контрольных мероприятий из-за отсутствия налогового органа на территории района. Законодательство в области земельного налога позволяет сельскохозяйственным предприятиям незаконно использовать земли пайщиков, не оформивших земельные участки, в итоге сельское поселение не получает земельный налог в полном объеме. Та же проблема у сельских бюджетов и со сбором налога на имущество физических лиц: 30% домовладений не оформлены в органах технической инвентаризации в связи с финансовыми проблемами населения. При исчислении ЕНВД для отдельных видов деятельности предпринимателями самостоятельно корректируется значение коэффициента К2 на фактический период ведения предпринимательской деятельности, что позволяет им безнаказанно занижать сумму налога.
Расходная часть бюджета района формируется в соответствии с имеющимися расходными обязательствами. Однако 29 нормативно-правовых актов не обеспечены в полной мере источником финансирования бюджета на 2007 г. В связи с дефицитом бюджетов не предусмотрены расходы на содержание и строительство автодорог общего пользования, организацию мероприятий по охране окружающей среды.
На протяжении ряда лет наблюдается рост расходов бюджета района за счет увеличения поступлений собственных доходов, финансовой помощи из краевого бюджета и субвенций на реализацию отдельных полномочий (их доля 2007 г. составила 54%).
Нет четкого распределения в содержании учреждений здравоохранения. Многоканальность финансирования, неконкретность правовых актов не позволяют определить штатные единицы, которые должны финансироваться из районного бюджета, поэтому, например, зарплата врачам амбулаторий выделяется из муниципального бюджета.
В целях повышения эффективности бюджетного процесса и управления финансами в районе подготовлена Программа реформирования финансов МО «Третьяковский муниципальный район» на 2006–2007 гг. Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике приступил к реализации программы в 2006 г., в частности:
1. Рассматривался вопрос о переводе двух бюджетных учреждений – МУ Третьяковского района «Редакция газеты “Третьяковский вестник”» и МОУ ДОУ «Староалейская детская музыкальная школа» – в форму немуниципальных. В результате проведенной комплексной оценки было принято решение о переводе редакции газеты в форму немуниципального учреждения. У редакции большие возможности по оказанию платных услуг – публикация объявлений и рекламных статей, продажа газет. Взамен стабильного финансирования из районного бюджета редакция будет получать оплату за услуги по опубликованию правовых актов и информации муниципального образования.
2. Выполнена оценка потребности в предоставляемых бюджетных услугах. Идет работа по установлению стандартов качества предоставления бюджетных услуг, повышению самостоятельности учреждений.
3. При проведении административной реформы определены основные требования к должностям муниципальной службы в части стажа, образования. Замещение вакантных высших, главных и ведущих должностей осуществляется на конкурсной основе. Информация об объявлении конкурса и его результаты публикуются в районной газете. Отдельные требования закреплены в Положении о муниципальной службе в Третьяковском районе, там же введена обязательная переаттестация муниципальных служащих не реже, чем раз в три года. Разрабатывается нормативная база по утверждению порядка, перечня направлений и предметов изучения при повышении квалификации муниципальных служащих.
4. В целях создания условий для развития доходной базы проведена оценка фактического уровня деловой активности в форме малого предпринимательства. Общая численность лиц, занятых в малом бизнесе, ежегодно увеличивается за счет сфер оптовой и розничной торговли, транспорта и связи. В постановлении администрации района «О мерах по поддержке и развитию малого предпринимательства в Третьяковском районе» определен порядок оказания консультационной и организационной поддержки субъектам малого предпринимательства. Разрабатывается порядок мониторинга деятельности предприятий в сфере малого бизнеса.
Проведена инвентаризация собственности муниципального образования за три отчетных года. Проанализирован количественный и структурный состав объектов, находящихся в муниципальной собственности, – их оказалось 44. Постановлением администрации района утвержден реестр муниципальной собственности. На сайте администрации размещены общие сведения из реестра муниципального имущества в соответствии с постановлением «О раскрытии информации о собственности МО “Третьяковский муниципальный район”».
5. Оценка действующих долговых обязательств за три отчетных года показала существенное снижение муниципального долга и кредиторской задолженности. В составе кредиторской задолженности числится задолженность прошлых лет во внебюджетные фонды, пени и штрафные санкции по ним.
Утверждены методики расчета объема возможного привлечения новых займов с учетом их влияния на платежеспособность МО и расчета платежеспособности бюджета с учетом действующих и планируемых долговых обязательств, включая кредиторскую задолженность на среднесрочный период.
Принята нормативная база по условиям и порядку предоставления бюджетных гарантий (поручительств) от имени муниципального образования, закреплена процедура конкурсного отбора претендентов на получение гарантии районного бюджета.
В 2006 г. на проведение мероприятий в области реформирования муниципальных финансов из краевого бюджета в районный поступила субсидия в сумме 841 тыс. руб., районный бюджет выделил 303 тыс. собственных средств. Большая часть этих средств направлена на материально-техническое обеспечение бюджетных учреждений: в частности, приобретена компьютерная техника для финансовых, экономических, бухгалтерских и юридических служб района.
Справка
Третьяковский район расположен в южной части Алтайского края, в предгорной зоне. Граничит с республикой Казахстан, Змеиногорским и Локтевским районами. Площадь района – около 2 тыс. кв. км. На этой территории находится 11 сельсоветов, 23 населенных пункта, где проживают около 17 тыс. человек.
Общая площадь сельхозугодий составляет 121 760 га. Государственный лесной фонд – 41 363 га, из которых 4 962 га занимает Тигирекский заповедник. По территории района протекает река Алей, на которой сооружено Гилевское водохранилище с зеркальной площадью около 4 тыс. га.
Журнал "Бюджет" №8 август 2007 г.
Консолидированный бюджет Третьяковского района включает в себя 12 бюджетов муниципальных образований. В условиях действия Федерального закона № 131-ФЗ существенно возросла самостоятельность районного и сельских бюджетов.
Разграничение доходов, расходных полномочий заставляет каждое МО работать на свой бюджет. Достигнута прозрачность бюджетов. Бюджет на очередной финансовый год и годовой отчет о его исполнении проходят публичные слушания, проверяются контрольным органом, публикуются в районной газете.
В рамках действующих полномочий муниципальными образованиями приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие исполнение бюджета по доходам и расходам. Так как Третьяковский район является сельскохозяйственным, не имеет крупных промышленных предприятий, а предпринимательство развито слабо, собственные доходы в составе всех поступлений бюджета района составляют менее 20% (в 2005 г. – 15%, в 2006 г. – 16%, на 2007 г. – 14%). Основные поступления – НДФЛ, налоги на совокупный доход, на имущество, доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Финансисты совместно с администрацией района и сельскими поселениями проводят работу по повышению доходной базы бюджета: это инвентаризация муниципального имущества, продажа неиспользуемого имущества, выявление лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и не состоящих на налоговом учете. Кроме того, ежемесячно проводятся комиссии по борьбе с недоимками, составляются графики погашения платежей в бюджет, подготавливаются обращения в налоговый орган по проверке неплательщиков.
Ежегодно до начала финансового года принимается необходимая нормативная база как на уровне района, так и в сельских поселениях. Все нормативные документы публикуются в районной газете и доводятся до сведения заинтересованных лиц. Существуют проблемы, которые затрудняют поступление доходов в местный бюджет и не могут быть решены на уровне района, в частности недостаточное количество контрольных мероприятий из-за отсутствия налогового органа на территории района. Законодательство в области земельного налога позволяет сельскохозяйственным предприятиям незаконно использовать земли пайщиков, не оформивших земельные участки, в итоге сельское поселение не получает земельный налог в полном объеме. Та же проблема у сельских бюджетов и со сбором налога на имущество физических лиц: 30% домовладений не оформлены в органах технической инвентаризации в связи с финансовыми проблемами населения. При исчислении ЕНВД для отдельных видов деятельности предпринимателями самостоятельно корректируется значение коэффициента К2 на фактический период ведения предпринимательской деятельности, что позволяет им безнаказанно занижать сумму налога.
Расходная часть бюджета района формируется в соответствии с имеющимися расходными обязательствами. Однако 29 нормативно-правовых актов не обеспечены в полной мере источником финансирования бюджета на 2007 г. В связи с дефицитом бюджетов не предусмотрены расходы на содержание и строительство автодорог общего пользования, организацию мероприятий по охране окружающей среды.
На протяжении ряда лет наблюдается рост расходов бюджета района за счет увеличения поступлений собственных доходов, финансовой помощи из краевого бюджета и субвенций на реализацию отдельных полномочий (их доля 2007 г. составила 54%).
Нет четкого распределения в содержании учреждений здравоохранения. Многоканальность финансирования, неконкретность правовых актов не позволяют определить штатные единицы, которые должны финансироваться из районного бюджета, поэтому, например, зарплата врачам амбулаторий выделяется из муниципального бюджета.
В целях повышения эффективности бюджетного процесса и управления финансами в районе подготовлена Программа реформирования финансов МО «Третьяковский муниципальный район» на 2006–2007 гг. Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике приступил к реализации программы в 2006 г., в частности:
1. Рассматривался вопрос о переводе двух бюджетных учреждений – МУ Третьяковского района «Редакция газеты “Третьяковский вестник”» и МОУ ДОУ «Староалейская детская музыкальная школа» – в форму немуниципальных. В результате проведенной комплексной оценки было принято решение о переводе редакции газеты в форму немуниципального учреждения. У редакции большие возможности по оказанию платных услуг – публикация объявлений и рекламных статей, продажа газет. Взамен стабильного финансирования из районного бюджета редакция будет получать оплату за услуги по опубликованию правовых актов и информации муниципального образования.
2. Выполнена оценка потребности в предоставляемых бюджетных услугах. Идет работа по установлению стандартов качества предоставления бюджетных услуг, повышению самостоятельности учреждений.
3. При проведении административной реформы определены основные требования к должностям муниципальной службы в части стажа, образования. Замещение вакантных высших, главных и ведущих должностей осуществляется на конкурсной основе. Информация об объявлении конкурса и его результаты публикуются в районной газете. Отдельные требования закреплены в Положении о муниципальной службе в Третьяковском районе, там же введена обязательная переаттестация муниципальных служащих не реже, чем раз в три года. Разрабатывается нормативная база по утверждению порядка, перечня направлений и предметов изучения при повышении квалификации муниципальных служащих.
4. В целях создания условий для развития доходной базы проведена оценка фактического уровня деловой активности в форме малого предпринимательства. Общая численность лиц, занятых в малом бизнесе, ежегодно увеличивается за счет сфер оптовой и розничной торговли, транспорта и связи. В постановлении администрации района «О мерах по поддержке и развитию малого предпринимательства в Третьяковском районе» определен порядок оказания консультационной и организационной поддержки субъектам малого предпринимательства. Разрабатывается порядок мониторинга деятельности предприятий в сфере малого бизнеса.
Проведена инвентаризация собственности муниципального образования за три отчетных года. Проанализирован количественный и структурный состав объектов, находящихся в муниципальной собственности, – их оказалось 44. Постановлением администрации района утвержден реестр муниципальной собственности. На сайте администрации размещены общие сведения из реестра муниципального имущества в соответствии с постановлением «О раскрытии информации о собственности МО “Третьяковский муниципальный район”».
5. Оценка действующих долговых обязательств за три отчетных года показала существенное снижение муниципального долга и кредиторской задолженности. В составе кредиторской задолженности числится задолженность прошлых лет во внебюджетные фонды, пени и штрафные санкции по ним.
Утверждены методики расчета объема возможного привлечения новых займов с учетом их влияния на платежеспособность МО и расчета платежеспособности бюджета с учетом действующих и планируемых долговых обязательств, включая кредиторскую задолженность на среднесрочный период.
Принята нормативная база по условиям и порядку предоставления бюджетных гарантий (поручительств) от имени муниципального образования, закреплена процедура конкурсного отбора претендентов на получение гарантии районного бюджета.
В 2006 г. на проведение мероприятий в области реформирования муниципальных финансов из краевого бюджета в районный поступила субсидия в сумме 841 тыс. руб., районный бюджет выделил 303 тыс. собственных средств. Большая часть этих средств направлена на материально-техническое обеспечение бюджетных учреждений: в частности, приобретена компьютерная техника для финансовых, экономических, бухгалтерских и юридических служб района.
Справка
Третьяковский район расположен в южной части Алтайского края, в предгорной зоне. Граничит с республикой Казахстан, Змеиногорским и Локтевским районами. Площадь района – около 2 тыс. кв. км. На этой территории находится 11 сельсоветов, 23 населенных пункта, где проживают около 17 тыс. человек.
Общая площадь сельхозугодий составляет 121 760 га. Государственный лесной фонд – 41 363 га, из которых 4 962 га занимает Тигирекский заповедник. По территории района протекает река Алей, на которой сооружено Гилевское водохранилище с зеркальной площадью около 4 тыс. га.
Журнал "Бюджет" №8 август 2007 г.