Версия для печати 8456 Материалы по теме
сапронов
Последние данные о повышении уровня инвестиционной привлекательности нашей страны в глазах мирового сообщества вселяют надежды. Однако бизнес воспринимает эти изменения менее оптимистично. О реалиях современного инвестиционного подъема и о поиске Россией своего экономического пути рассказывает Иван САПРОНОВ, партнер компании «Грант Торнтон», российского участника международной аудиторско-консалтинговой сети Grant Thornton International, которая выступает проводником между инвесторами, получателями инвестиций и федеральными и региональными властями в процессе привлечения инвестиций в регионы.

– Иван Владимирович, компания «Грант Торнтон» занимается привлечением в нашу страну иностранных инвесторов и их консультированием по широкому кругу вопросов. Скажите, существует ли сегодня в России инвестиционный бум или это лишь временный подъем?
– Я бы предпочел обойтись без громких слов. Однако опровергать утверждение о стабильном росте инвестиций в российскую экономику не стану. По оценке Банка России, в первом квартале 2007 г. приток иностранного капитала в страну (ввоз за вычетом вывоза) составил 13 млрд долл., а в апреле-мае он был еще более значительным. По словам главы Центробанка Сергея Игнатьева, уже за первые пять месяцев 2007 г. приток зарубежного капитала в Россию превысил объем 2006 г. (41,7 млрд долл.), достигнув 60 млрд. Это существенный рост. Но прежде чем говорить о буме, нужно посмотреть, как завершится год. Пока речь может идти только об увеличении инвестиционных потоков.
Россия до сих пор остается недооцененной в области инвестирования. Долгое время, несмотря на наличие положительного рыночного потенциала и больших запасов природных ресурсов, наша страна не считалась инвестиционно привлекательной. До начала 2000 г. капиталы в экономику страны вкладывали достаточно вяло. Дело в том, что мировая финансовая элита до сих пор не воспринимает Российскую Федерацию как цивилизованную страну с развивающейся экономикой, стабильным политическим положением и активным коммерческим сектором. К сожалению, наше государство никак не может избавиться от образа, созданного в начале 1990-х гг., когда российская экономика была криминальной и коррумпированной. Повредил имиджу страны и экономический кризис 1998 г.
Поэтому образ России у инвесторов – особенно у тех, кто пока не работал здесь, – сложился достаточно негативный. Те же, кто уже вкладывал средства в Россию, знают обо всех отечественных «сюрпризах», но понимают, что полностью исключить риск финансовых потерь невозможно ни в одной стране. Например, в спокойных Англии или США тоже не все просто, особенно в ряде отраслей, куда невозможно проникнуть с инвестициями, – там действует жесткое лобби и конкуренция далеко не всегда является честной.
– Что же все-таки манит инвесторов в Россию?
– Основной закон предпринимательства гласит: бизнес постоянно должен осваивать новые рынки, в противном случае бизнес умирает. Поэтому перед многими компаниями Старого и Нового света со временем встает вопрос, в каком направлении двигаться. Однако стран, подходящих для подобного мирного «захвата», не так уж много. Рынки развитых стран перенасыщены и давно поделены. В Китай и Индию активно вкладываются США. Латинская Америка и подавно считается «полигоном» финансовых интересов американцев, пробиться туда очень тяжело. Что остается? В африканских государствах покупательская способность чрезвычайно низкая, да и страны там очень специфичны по климату, традициям и народонаселению. Поэтому на фоне всего вышесказанного Россия выигрывает сразу по нескольким параметрам: она имеет относительную экономическую и политическую стабильность (существующему политическому строю уже 16–17 лет), обладает значительными природными ресурсами и т.д.
Россия может многое предложить зарубежным инвесторам: огромный внутренний рынок, устойчивые макроэкономические показатели, стабильное функционирование промышленного производства и либерализацию торговли. Некоторые аналитики полагают, что при снижении ключевых рисков и снятии административных барьеров прямые иностранные инвестиции в экономику страны могут достигнуть 40–50 млрд долл. в год.
Единственное утверждение, с которым я бы поспорил: «Россия – это большой рынок». Дело в том, что у нас в стране очень низкая плотность населения: на огромной территории живут всего 143 млн человек. Из-за этого заметно различается и менталитет: достаточно сравнить жителя крупного города и человека, всю жизнь прожившего в тайге.
Покупательский спрос, о резком увеличении которого говорят в последнее время, тоже очень неоднороден. В мегаполисах он высокий, зачастую сопоставимый с западным. В отдельных сибирских городах средний покупательский спрос находится на уровне богатейших стран, например Арабских Эмиратов. Однако большая часть россиян обладает достаточно скромными доходами.
Поэтому ситуация складывается неоднозначная: с одной стороны, огромные запасы природных ископаемых, с другой – ограниченность рынка с точки зрения его покупательской способности, вследствие чего Россия проигрывает Китаю и Индии с их миллиардными популяциями.
– Какие страны на сегодняшний день являются основными инвесторами в отечественную экономику?
– Основными странами-инвесторами для России по-прежнему остаются Кипр, Нидерланды, Люксембург и некоторые другие, относящиеся к оффшорным зонам. В накопленных инвестициях доля средств, поступивших с Кипра, составляет 31,835 млрд долл., из Нидерландов – 30,69 млрд, Люксембурга – 26,78 млрд, Великобритании – 11,6 млрд, Германии – 10 млрд, США – 6,8 млрд, Ирландии – 3,7 млрд. С Британских Виргинских островов поступило 3,6 млрд, из Швейцарии – 3,1 млрд.
По данным Росстата, в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых (нефти, газа, угля) в первом квартале 2007 г. поступило 8,205 млрд долл., из которых 7,44 млрд инвестировано из Нидерландов и 217 млн – с Кипра.
Впрочем, существует мнение, что все эти вложения – российские деньги. Отчасти это действительно так, особенно в топливно-энергетическом комплексе. Однако компании, открывающиеся специально для инвестирования в Российскую Федерацию, создаются не только нашими согражданами. Например, через кипрские компании проходит немало американских денег в силу специфики налогообложения острова и наличия благоприятных соглашений об избежании двойного налогообложения между Россией и некоторыми странами. Посчитать, сколько в этих потоках американских, английских и прочих капиталов, достаточно сложно.
– А в какие страны инвестирует российский бизнес?
– Наша страна не входит в число основных игроков на рынке мирового инвестирования. Средства, вложенные Россией в прошлом году, составили менее 2% от мирового потока капиталовложений. Сегодня наши соотечественники стремятся выйти на Запад путем покупок крупных зарубежных компаний. И уже отмечается серьезное противодействие российскому капиталу – даже на государственном уровне, например в Великобритании.
– По объему инвестиций в основной капитал среди субъектов РФ лидирует Тюменская область с ее нефтегазовыми месторождениями – на ее долю приходится 14%. Однако еще несколько лет назад первое место уверенно держала Москва. Получается, столица сейчас неинтересна для инвесторов?
– В последние годы уровень затрат инвесторов – как иностранных, так и отечественных – становится все выше. В Москве и Санкт-Петербурге этот показатель сопоставим с европейским, в первую очередь по уровню арендной платы и оплаты труда. Подобная ситуация складывается, безусловно, не во всех регионах, однако в субъектах, обладающих квалифицированной рабочей силой, это устойчивая тенденция.
Кроме того, в столице стремительно дорожает земля. Поэтому, например, производство выгоднее налаживать за 80–100 км от Москвы, учитывая наличие там достаточного количества свободных земель. Это две причины, по которым столица сегодня проигрывает Московской области и близлежащим регионам.
– Судя по всему, инвесторы уже решили, кто более привлекателен для них – Москва или регионы. По данным Росстата, рост инвестиций в основной капитал в среднем по стране по итогам первого квартала 2007 г. составил 20,1%, а в столице всего 7,9%.
– Действительно, регионы сейчас заинтересованы в инвестициях больше, чем Москва и Санкт-Петербург. На реальную поддержку властей в этих мегаполисах могут рассчитывать только очень крупные и влиятельные инвесторы, вложения которых исчисляются сотнями миллионов долларов. В этом плане работать с субъектами, бесспорно, проще. Однако регионы пока не знают, как привлечь инвесторов.
В последнее время все чаще поднимается вопрос о частно-государственном партнерстве, когда региональные власти получают инвестиции на свое развитие. Но зачастую администрации субъектов не готовы к действиям, поскольку не знают мировых стандартов инвестиционной деятельности. Обычно ситуация развивается так: сначала определяются приоритетные сферы инвестирования, предположим туризм и курортный отдых, затем первые лица передают задание своим подчиненным и те начинают поиск инвесторов.
Первый шаг на этом пути – подготовка технико-экономического обоснования (плана), на нем и спотыкаются. За редким исключением такой план оказывается абсолютно нечитаемым для иностранного специалиста, не знакомого с традиционной русской формой подачи аналитических материалов. Зарубежному предпринимателю не интересны исторические реалии, ему необходим лаконично составленный документ: цифры и основные выводы. Сейчас главы субъектов начинают понимать, что технико-экономическое обоснование, подготовленное на должном уровне, – это большой и очень важный шаг на пути привлечения инвестиций в регион. Поэтому они либо обучают своих специалистов, либо обращаются к международным консультантам.
Кроме того, бизнесмены часто сталкиваются с искажением фактов в сторону явного преувеличения эффективности инвестиций. Обоснование вложений очень слабое, и этот дефект чиновники пытаются прикрыть описанием грандиозных размеров будущей прибыли.
И никуда не денешься от российской бюрократии. Первые лица регионов, как правило, позитивно смотрят на приток капиталов извне и искренне хотят помочь. Но уже на втором, третьем уровне власти, когда дело доходит до исполнителей, все меняется.
Отдельная проблема – трактовка законодательства на местах. В Москве и Санкт-Петербурге есть определенное устоявшееся понимание некоторых положений законодательства, а в регионах часто происходит путаница. Например, одна американская фирма много лет работала в столице нашей родины, пользуясь льготой по уплате налога на имущество, установленной в соответствии с соглашением между Россией и США об избежании двойного налогообложения. Но когда она открыла свой офис в одном из крупных городов, региональные власти потребовали уплаты налога в полном размере.
– По оценке банка «КИТ-Финанс», иностранные инвестиции сейчас составляют 40% от общего объема вложений. Но в последнее время специалисты говорят о возможном бегстве иностранного капитала с российского рынка. Насколько это правдоподобно?
– Повторюсь: по моему мнению, власти крайне мало делают для формирования привлекательного образа России на мировой арене. За рубежом люди недостаточно информированы о реальном положении дел в нашей стране, что сдерживает приток инвестиций.
Между тем имидж и создается, и исправляется годами. Бывая за рубежом, я с любопытством смотрю репортажи из России. Позитивные и нейтральные сюжеты чаще всего мелькают на европейских каналах, в частности на нидерландских и немецких. А вот в телепрограммах США, Великобритании, всемирных каналов присутствуют в основном криминальные сюжеты, героями которых являются голодные попрошайки в переходах или люди без определенного места жительства. Согласитесь, на месте иностранных граждан вы и сами десять раз бы подумали, стоит ли инвестировать средства в такую страну.

Справка «Бюджета»
Иван Владимирович Сапронов, партнер компании «Грант Торнтон»
Окончил факультет международных экономических отношений Финансовой академии при правительстве РФ. Изучал коммерческое и налоговое право в Берлинском университете им. В. Гумбольдта.
Начал свою карьеру в одной из фирм «Большой четверки» в Германии. В России с начала 1990-х участвовал в создании ряда совместных предприятий, а также в управлении ими.
В «Грант Торнтон» работает со дня основания компании в 1994 г. Специализируется на вопросах сопровождения инвестиционных сделок, правового регулирования иностранных инвестиций в России и некоторых других аспектах корпоративных финансов.

Материал подготовила Анастасия АНДРЕЕВА
Журнал "Бюджет" №8 август 2007 г.
Поделиться