Информационная система Федерального казначейства России входит в число крупнейших ИТ-систем органов государственной власти России и финансируется из федерального бюджета. Развитие информационной системы входит в число приоритетных задач Федерального казначейства и проводится в рамках долгосрочного проекта «Модернизация казначейской системы РФ» за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития.
Проект предусматривает выполнение долгосрочной программы мероприятий, направленной на создание трехуровневой автоматизированной системы управления государственными финансами (АСФК) на базе современной инженерной инфраструктуры и программного обеспечения, реализованного на платформе Oracle.
В 2005 г. мероприятия проекта входили в Стратегию информационно-технического развития органов Федерального казначейства, где в качестве одного из первоочередных шагов предусматривалось внедрение единого прикладного программного обеспечения (ППО) сначала в пилотных регионах, а затем во всех остальных. Согласно Стратегии единое ППО, внедренное в системе в 2005 г., будет работать до конца 2007 г., после чего начнется внедрение АСФК.
УФК по Саратовской области вместе с Самарским и Ульяновским управлениями входит в состав пилотных регионов, на базе которых в первую очередь предусматривалось внедрение ППО. Поэтому готовиться к внедрению в 2005 г. начали по двум направлениям: провели мониторинг состояния средств вычислительной техники и стали поэтапно повышать квалификацию ИТ-специалистов в отделениях.
Мониторинг состояния средств вычислительной техники показал, что 44% рабочих станций в отделениях морально устарели и не позволяют установить программное обеспечение для основного функционала, а также развернуть программный комплекс поддержки системы электронного документооборота (СЭД) с участниками бюджетного процесса. В 84% отделений серверного оборудования не было, соответственно локальные сети в них были одноранговые. В начале 2005 г. такая ситуация была типичной для информационных систем территориальных органов Федерального казначейства.
Предстоящее в 2007 г. пилотное внедрение АСФК предъявляет к серверам и рабочим станциям еще более высокие требования, что предполагает проведение очередного обновления компьютерного парка. Расчеты показали, что предстоят немалые затраты. Такими объемами средств региональные управления никогда не располагали, поскольку до 2005 г. поставки техники носили централизованный характер.
Здесь уместно сделать отступление и вспомнить, что в рамках реформирования бюджетного процесса в России принято немало важных инициатив. Многие из них связаны с совершенствованием управления государственными расходами, поскольку общество заинтересовано в рачительном расходовании средств, аккумулируемых в бюджете из разных источников доходов, а государство должно обеспечивать результативность и эффективность этого процесса. Одной из таких инициатив стало бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), как ответ на осознание необходимости в экономии бюджетных средств и повышении качества услуг, финансируемых из бюджета.
Именно поэтому в сентябре 2005 г. Управление приняло решение спланировать деятельность по подготовке информационно-вычислительного комплекса (ИВК) к внедрению ППО в виде программы, рассчитанной на два с лишним года, и построенной с использованием программно-целевых методов бюджетного планирования. В числе преимуществ такого подхода можно назвать:
обеспечение финансирования приоритетных мероприятий;
возможность оценки эффективности расходов и стоимости мероприятий;
усиление ответственности администраторов расходов за принимаемые решения;
повышение обоснованности финансовых затрат;
возможность оценки отдаленных последствий принимаемых решений.
Разрабатывая свою программу, мы использовали принятую в мировой практике бюджетирования логику построения: «ресурсы – мероприятия – прямой результат – конечный эффект» – и оформили программу в виде паспорта
|
|
Наименование программы |
Развитие ИВК органов Федерального казначейства Саратовской области в рамках проекта «Модернизация казначейской системы РФ» |
Основание для разработки программы |
1. Проект «Модернизация казначейской системы РФ». 2. Приказ руководителя Управления от 17 октября 2005 г. № 83 |
Содержание программы |
Комплекс мероприятий, направленных на подготовку ИВК органов Федерального казначейства Саратовской области к функционированию ППО, внедряемого в рамках проекта «Модернизация казначейской системы РФ», при эффективном расходовании средств федерального бюджета, выделяемых на эксплуатацию и развитие ИВК |
Цель программы |
Развитие ИВК органов Федерального казначейства Саратовской области в рамках проекта «Модернизация казначейской системы РФ» |
Задачи программы |
1. Подготовка ИВК к работе ППО ЦКС и СЭД. 2. Подготовка ИВК к работе ППО АСФК. 3. Оптимизация эксплуатационных затрат на ИВК. 4.. Обучение персонала ИТ-подразделений |
Сроки реализации программы |
1 этап: октябрь 2 этап: январь |
Программные мероприятия |
1. Модернизация и замена устаревших элементов ИВК по направлениям: – рабочие станции; – серверное оборудование. 2. Оптимизация эксплуатационных затрат ИВК. 3. Обучение ИТ-персонала навыкам администрирования ЛВС и внедряемого ППО. 4. Обучение администраторов безопасности |
Исполнители программных мероприятий |
1. Подразделения ИТ-обеспечения и защиты информации Управления и отделений. 2. Подразделения финансового обеспечения Управления и отделений |
Источники финансирования программы |
Средства федерального бюджета, выделяемые УФК по Саратовской области на развитие и содержание ИВК по кодам экономической классификации 310, 340, 221, 226 |
Методы реализации программных мероприятий |
1. Мониторинг состояния. 2. Расчет и обоснование затрат. 3. Реализация мероприятий в зависимости от бюджетного обеспечения. 4. Оценка промежуточных результатов и индикаторов исполнения |
Система контроля за реализацией |
Контроль за реализацией программы осуществляет рабочая группа, созданная по приказу руководителя Управления на основании Положения о системе анализа результатов программных мероприятий |
Индикаторы исполнения |
|
|
|
Доля рабочих станций от общего количества, соответствующих внедряемому ППО, % |
50 |
70 |
87 |
Доля серверов от общего количества, соответствующих внедряемому ППО, % |
80 |
87 |
100 |
Доля ПБС – абонентов СЭД от общего числа ПБС, % |
3 |
50 |
70 |
Снижение затрат на расходные материалы от общей суммы по КЭК 340, % |
12 |
10 |
10 |
Снижение затрат на связь от общей суммы на электронный документооборот по КЭК 221, % |
5 |
11 |
7 |
– мониторинг состояния;
– расчет затрат;
– реализацию мероприятий в зависимости от бюджетной обеспеченности;
– анализ результатов.
Например, мероприятия по обновлению парка средств вычислительной техники в зависимости от года реализации различались только объемами и включали:
– закупки серверов и рабочих станций;
– модернизацию северов и рабочих станций;
– списание морально устаревшего и вышедшего из строя оборудования.
Была разработана и внедрена система оптимизации затрат на закупку расходных материалов и оплату услуг связи, которая послужила еще одним источником финансирования основных мероприятий программы за счет постатейных передвижек, согласованных с центральным аппаратом Федерального казначейства.
В 2005 г. особую актуальность приобрела задача обучения персонала информационно-технических подразделений Управления и отделений навыкам администрирования ППО и локальных вычислительных сетей. Мы уделяли этой работе много сил и в результате справились пилотным внедрением единого ППО. С 2006 г. эта задача входит в состав Концепции обучения персонала Федерального казначейства, а значит, полномочия по планированию и финансированию мероприятий по обучению ИТ-персонала перешли на уровень Федерального казначейства.
Контроль за выполнением программы осуществляется на основе анализа индикаторов исполнения и промежуточных показателей и проводится несколько раз в течение года и обязательно в начале года при подготовке обоснованной бюджетной заявки в ЦАФК.
В табл. 3 приведены итоги работы УФК по Саратовской области, подведенные по состоянию на 1 мая 2007 г. в связи с проведением на базе Управления совместного российско-французского семинара по вопросам внутреннего контроля и аудита и практики использования принципов БОР.
Индикаторы исполнения |
|
|
| |||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт | |
Доля рабочих станций от общего количества, соответствующих внедряемому ППО, % |
50 |
75 |
70 |
83 |
87 |
61 |
Доля серверов от общего количества, соответствующих внедряемому ППО, % |
80 |
83 |
87 |
90 |
100 |
* |
Доля ПБС – абонентов СЭД от общего числа ПБС, % |
3 |
7 |
50 |
56 |
70 |
71 |
Снижение затрат на расходные материалы от общей суммы по КЭК 340, % |
12 |
19 |
10 |
14 |
10 |
** |
Снижение затрат на связь от общей суммы на электронный документооборот по КЭК 221, % |
5 |
7 |
11 |
15 |
7 |
** |
** На 1 мая 2007 г. данных нет.
Из табл. 3 видно, что намеченные показатели 2005 и 2006 гг. были превышены.
Хотя реализация программы на сегодняшний день не окончена, уже можно оценить ее социально-экономические результаты:
– создана конкурентная система распределения средств на содержание и развитие ИВК;
– рассчитаны ресурсные нормативы затрат на содержание оргтехники;
– ежегодно корректируется среднесрочный план ресурсных закупок на нужды информатизации;
– обеспечена прозрачность финансовых потоков для отделений;
– сокращен объем ручных операций за счет внедрения СЭД с участниками бюджетного процесса;
– повышена самостоятельность отделений в вопросах закупок на нужды информатизации;
– повышена квалификация специалистов ИТ-подразделений;
– повышена производительность рабочих станций пользователей;
– на высвободившихся малопроизводительных серверах развернуты временные схемы резервного копирования данных.
Журнал "Бюджет" №8 август 2007 г.