Версия для печати 20217 Материалы по теме
дроздов
Прогнозированию в экономике США отводится значительное место. На разных уровнях власти (федеральном, региональном и местном) существует и развивается множество методов и моделей прогнозирования.
Олег ДРОЗДОВ, заместитель начальника Управления финансового прогнозирования и управления единым казначейским счетом Федерального казначейства

В связи с большими объемами накопленной статистической информации в США особой популярностью пользуются методы экономического анализа и прогнозирования, основанные на использовании статистических данных. Среди различных методов следует выделить теорию эконометрических моделей. В историю разработки данной теории и ее применения в практических целях значительный вклад внес нобелевский лауреат Лоуренс Клейн, профессор Университета Пенсильвании. В частности, он разработал высокочастотную эконометрическую макроэкономическую модель экономики США. В основе теории Клейна лежит применение экстраполяционных и факторных методов прогнозирования экономических данных.
Особенностью экстраполяционных методов прогнозирования экономических данных является использование в качестве необходимой информации только собственных значений конкретного показателя за предыдущие периоды. Основная идея – выявление сложившихся тенденций в динамике значений показателя, оценка устойчивости этих тенденций, вычленение структурных составляющих временного ряда (тренд, сезонная составляющая, случайная величина) и прогнозирование будущих значений путем «продления» закономерности.
Модели с одной переменной просты в интерпретации, не требуют большого объема первичной информации и зачастую в краткосрочном периоде обладают лучшей объясняющей способностью, чем более сложные комплексные структурные модели. С другой стороны, применение факторного метода прогнозирования экономических данных позволяет выявлять и анализировать причинно-следственные взаимосвязи между исследуемым показателем и показателями-факторами и затем на основе полученных зависимостей строить модели и получать прогнозные значения.
Основной предпосылкой применения теории эконометрических моделей является устойчивость тенденций в динамике показателей, что особенно важно при рассмотрении вопросов оценки качества полученных результатов прогнозирования экономических данных. Данная теория достаточно широко используется в бюджетном процессе.
Теория эконометрических моделей в ходе составления федерального бюджета обеспечивает получение достоверной макроэкономической информации при анализе эффективности функционирования экономики в кратко- и среднесрочном периодах, при оценке взаимодействия и взаимозависимости основных секторов экономики, определении важных параметров, влияющих на функционирование экономики.
В процессе исполнения федерального бюджета большое внимание уделяется прогнозированию доходов, расходов, источников покрытия дефицита бюджета и кассовых потоков. При составлении прогноза применяют два метода: высокочастотное и структурное прогнозирование. Прогнозирование доходов, например, ведется на краткосрочный (до двух лет), среднесрочный (до пяти лет) и долгосрочный (до 30 лет) периоды. В течение финансового (бюджетного) года составляется годовой прогноз исполнения бюджета, который разделяется на кварталы, месяцы и дни. Вся вышеуказанная работа выполняется специалистами Казначейства США.
В число полномочий Казначейства входят осуществление выплат, накопление (сбор) федеральных доходов, бюджетный учет и отчетность, оказание методической помощи агентствам. Для составления прогноза в части баланса кассовых операций Казначейство собирает с агентств информацию о предполагаемых крупных расходах и устанавливает требования к прогнозированию у них потоков денежных средств.
Прогноз и отчетные данные об исполнении бюджета (сведения о доходах и расходах – как укрупненно, так и с детализацией по видам, а также с детализацией расходов по видам федеральных агентств (распорядителей средств)) публикуются на сайте Казначейства США. Информация представляется за отчетный период, нарастающим итогом с начала года и в сравнении с прошлыми периодами. Отдельно указываются пассивы и активы счета, дефицит/профицит. Специальный раздел посвящен кассовым операциям и операциям по обслуживанию долга, здесь приведены данные об остатках средств на счете и о привлечении и размещении средств в государственные ценные бумаги.
Следует отметить, что информация, публикуемая Казначейством США, интересна для финансового рынка и способна в определенной степени повлиять на движение инвестиционного капитала.
Следует отметить, что управление кассовыми средствами и управление долгом в Казначействе максимально взаимоувязано. Однако здесь только оценивают ситуацию и принимают решение размещать или привлекать средства, а выполняют эту работу сторонние организации.
Все кассовые потоки денежных средств федерального правительства проходят по счету Казначейства, открытому в Федеральном резервном банке США – центральном государственном банке страны. В его задачи входит вести счет Казначейства и обеспечивать проведение платежей через электронную платежную систему. Как и центральные банки во многих странах мира, Федеральный резервный банк осуществляет монетарную политику и регулирование банковской деятельности, а также ведет экономическую статистику.
Отличительной особенностью платежей, проводимых Казначейством, является преобладание безналичной формы перечисления средств. С этой целью в Федеральном резервном банке, Казначействе и агентствах внедрены разнообразные системы электронных расчетов и платежные системы. Масштабное распространение таких систем по всей цепочке прохождения бюджетных средств позволило централизовать и оптимизировать потоки средств, максимально сократить время их прохождения и предоставить участникам процесса разнообразные возможности осуществления платежей и получения денежных средств.
В процессе составления и исполнения бюджетов на уровне регионального и местного бюджетов (бюджетов штатов и муниципалитетов) использование теории эконометрических моделей также нашло широкое применение. В региональном прогнозировании США присутствуют два способа построения моделей: «сверху вниз» и «снизу вверх». Первый характеризуется применением единой модели с учетом трендов макроэкономических показателей экономики США, второй основывается на внутренней динамике и дифференцированном подходе к каждому региону.
Региональные модели характеризуются такими особенностями, как высокий уровень детализации и квартальная периодичность; результаты расчетов указаны в номинальных и реальных ценах, период прогнозирования составляет до 25 лет. В структуре применяемых моделей можно выделить блоки, ориентированные на экспорт сектора экономики, внутреннее потребление сектора экономики, население и демографию. Например, модель для прогнозирования бюджета штата Вирджиния состоит из более чем 200 уравнений, сгруппированных в три основных блока. Кроме того, здесь используется порядка 270 экзогенных и около 260 эндогенных переменных.
В США более 3 100 муниципальных образований, в каждом из которых применяются свои небольшие эконометрические модели, основными отличительными особенностями которых являются подход «сверху вниз» и использование динамики макроэкономических индикаторов штата либо страны в целом в качестве основных трендов. Муниципальные модели обычно менее детализированы, чем региональные, причем основной упор в них делается на прогнозировании домашних хозяйств. Муниципальные модели имеют меньшую частоту (в основном годовые модели) и меньший период прогнозирования. Так, муниципальная модель для города Филадельфия состоит из 80 уравнений, 50 экзогенных и более 40 эндогенных переменных.
Среди ключевых факторов, влияющих на экономическое состояние регионального и местного бюджета, которые находят свое отражение в моделях (переменные в уравнениях), можно выделить налоги и другие поступления, а также налоговые льготы и возвраты налоговых платежей; выплаты и расходы на образовательные программы и программы трудоустройства.
В качестве практической реализации модели и с целью проведения анализа и прогнозирования параметров, необходимых, в частности, для исполнения бюджета, в США повсеместно используются средства информационно-аналитической поддержки работы специалистов при сборе и анализе данных, проведении расчетов, подготовке отчетной информации и предложений для принятия решений. Вся информация в таких системах накапливается и обрабатывается в имитационной модели, позволяющей выполнять многовариантные расчеты на основе различных наборов сценарных воздействий и сравнения результатов. Среди отличительных особенностей систем информационно-аналитической поддержки можно выделить:
- централизованное хранилище данных, позволяющее накапливать и хранить исторические данные, интегрировать информацию из различных источников;
- подсистему мониторинга, позволяющую обрабатывать и визуализировать разнообразную статистическую и аналитическую информацию, формировать стандартные и нерегламентированные аналитические отчеты на основе накопленных данных с использованием деловой графики и картограмм;
- аналитическую подсистему, поддерживающую анализ тенденций и закономерностей в динамике контролируемых показателей, многоаспектный анализ ситуаций (динамический, структурный, кластерный анализ основных показателей), выявление и статистическую оценку степени взаимозависимости показателей (факторный анализ), расчет комплексных интегральных оценок развития контролируемых объектов на основе стандартных и формируемых методик;
- подсистему моделирования и прогнозирования, позволяющую выполнять прогнозирование на основе комплекса имитационных моделей состояния и взаимосвязей функциональных показателей; многовариантное сценарное прогнозирование параметров развития подведомственных структур по принципу «что будет, если» при различных сочетаниях управляющих воздействий на основе комплекса динамических моделей; сравнение и ранжирование результатов сценарных расчетов по различным критериям, выбор наилучшего варианта; расчет условий достижения заданного уровня показателей, выбранных в качестве целевых индикаторов по принципу «что необходимо, чтобы» на основе динамических моделей.

Справка «Бюджета»
Олег Игоревич ДРОЗДОВ, заместитель начальника Управления финансового прогнозирования и управления единым казначейским счетом Федерального казначейства
Работает в системе Федерального казначейства с момента ее основания. В годы становления казначейской системы обеспечивал автоматизацию процесса исполнения федерального бюджета, разработку и внедрение автоматизированной системы Федерального казначейства.
С 2004 г. занимается вопросами совершенствования процессов и процедур управления денежными средствами федерального бюджета и перехода к управлению ликвидностью единого счета федерального бюджета, а также вопросами обособленного учета и управления средствами федерального бюджета в отдельных фондах.
Имеет высшее образование в технической и финансово-экономической областях. Кандидат экономических наук, доцент, член-корреспондент РАКЦ. Государственный советник Российской Федерации 3 класса.
Достижения в работе отмечены руководством Министерства финансов РФ и Федерального казначейства.

Журнал "Бюджет" №8 август 2007 г.

Поделиться