№4 Апрель 2013 — 24 апреля 2013

Итоги функционирования финансовой системы Республики Татарстан в 2012 году и направления ее развития


Версия для печати 2926 Материалы по теме
Итоги функционирования финансовой системы  Республики Татарстан в 2012 году и направления ее развития

Радик Рауфович ГАЙЗАТУЛЛИН, министр финансов Республики Татарстан: Темпы роста мировой экономики в 2012 году составили чуть более 3 %. ВВП России в целом за год вырос на 3,4 % (в 2011 году — на 4,3 %). При этом в конце года проявились тревожные тенденции замедления темпов роста (рост в четвертом квартале оценивается в 2,2 % при росте в первом квартале 4,9 %), обусловленные снижением инвестиционной активности на фоне усиления негативных тенденций в мировой экономике и ослабления внешнего спроса. Отрицательно на экономическую динамику повлияли и неблагоприятные погодные условия, которые привели к потере части урожая и росту цен на продовольствие. В этих условиях темпы роста экономики Республики Татарстан в 2012 году составили 5,5 %. В абсолютном выражении валовой региональный продукт республики увеличился более чем на 160 млрд руб. и превысил 1,4 трлн руб.

Динамика ВРП республики была обусловлена прежде всего ростом обрабатывающих производств (112,8 % к уровню 2011 года), строительства (112,6 %), высокими темпами товарооборота (116,4 %). По итогам 2012 года индекс промышленного производства (ИПП) составил 107 % к уровню 2011 года (по Российской Федерации — 102,6 %), объем отгруженной продукции превысил 1,4 трлн руб. Оборот розничной торговли в республике вырос на 16,4 % в сопоставимых ценах (в Российской Федерации — на 5,9 %), среднемесячная заработная плата увеличилась на 16,3 % (в Российской Федерации — на 13,3 %).

ВРП до 2 трлн руб.

Обеспечивая соответствующие темпы роста макроэкономических показателей, республика одновременно обеспечивает устойчивость и развитие региональной финансовой системы, в том числе бюджетной. В течение последних десяти лет, исключая годы кризиса, республика добивалась постоянного роста платежей во все уровни бюджетов, причем 2/3 налогов, доходов и платежей перечислялись в федеральный центр и 1/3 оставалась в регионе. Только за 2012 год поступления (с учетом таможенных платежей) от Татарстана в федеральный бюджет и федеральные внебюджетные фонды составили 525 млрд руб. Для сравнения: в 2002 году перечислено 60 млрд руб.

В целях социально-экономического прогресса республики, обеспечения развития и устойчивости финансовой системы Президентом Татарстана поставлена первоочередная задача — к 2016 году нарастить объем ВРП до 2 трлн руб. Доля региональных налогов в ВРП составляет порядка 10 %, значит, объем ВРП в 2 трлн руб. позволит мобилизовать в бюджет республики более 200 млрд руб. доходов. Это минимизирует риски, усилит устойчивость финансовой системы и будет способствовать ее дальнейшему развитию. Экономическая, налоговая и бюджетная политика региона строятся на основе данной стратегии: поддерживаются перспективные отрасли промышленного производства, ставится задача увеличить долю малого бизнеса в ВРП с 25 до 34 %, принимаются соответствующие системные решения. Эти системные решения в первую очередь касаются звеньев финансовой системы: населения, хозяйствующих субъектов, муниципалитетов и республики в целом.

Доходы населения

В течение 2012 года наблюдалась тенденция к росту такого показателя, как динамика реальных доходов населения. К уровню 2011 года этот показатель составил 112,4 %. Среднедушевые денежные доходы населения составили 23,3 тыс. руб. При этом отмечается снижение на 1,4 процентного пункта по сравнению с 2011 годом доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума — до 6,7 % от общей численности населения республики.

Необходимо отметить, что за последние десять лет темпы роста реальной заработной платы (250 %) в 1,5 раза превышали рост производительности труда (169 %). В 2012 году реальная заработная плата увеличилась на 11,3 % при росте производительности на 6,4 %. С одной стороны, эта тенденция имеет негативный оттенок, с другой — рост заработной платы увеличил потребительский спрос на товары и услуги и объем потребительских кредитов (за прошлый год он вырос почти на 40 %), что в свою очередь обеспечило приток инвестиций в развитие строительства жилья, торговли и иные сферы. Кроме того, важно одновременно вести мониторинг соотношения роста заработной платы, величины добавленной стоимости и объема прибыли. И по итогам 2012 года мы видим, что налоговые поступления с прибыли и НДФЛ увеличились несколько больше прогнозных значений. Что касается роста производительности труда, то к 2018 году прогнозируется ее увеличение в 1,5 раза.

Инновации и инвестиции

В Татарстане активно развивается инновационная инфраструктура. Так, в 2012 году резидентами, осуществляющими свою деятельность на индустриальных площадках ОЭЗ «Алабуга», КИП «Мастер», технополиса «Химград» и ряде других, произведено продукции на сумму более 70 млрд руб. Создание индустриальных площадок определено как стратегическое направление развития малого и среднего бизнеса, доля которого в экономике региона приближается к 25 %.

Что касается структуры инвестиций, то их основными источниками являются прибыль, амортизация и бюджетные средства. По предварительным итогам объем прибыли 2012 года оценивается в 244 млрд руб. Общий объем инвестиций в основной капитал, по предварительной оценке статистических органов, за 2012 год составил 465 млрд руб., что на 8,7 % выше уровня 2011 года. Общий объем бюджетных средств, выступивших источником инвестиций, в прошедшем году составил порядка 60 млрд руб. Значительная часть этих ресурсов направлена на развитие дорожной инфраструктуры, что является необходимым условием экономического роста. В 2012 году построено и реконструировано около 200 км дорог с твердым покрытием, отремонтировано более 300 км дорог.

Программная деятельность

Почти 90 % получателей бюджетных средств республики переведены на программную деятельность, что позволяет осуществлять мониторинг эффективности и в случае нецелесообразности продолжения мероприятий по конкретной программе их приостановку. Эта работа проводится в соответствии с методикой факторного анализа влияния мероприятий программ на другие функционально связанные программы.

На нормативное финансирование переведена деятельность всех учреждений социально-культурной сферы. Еще одно очень важное решение правительством республики было принято в части установления уровня социальных гарантий обеспеченности населения социальной инфраструктурой. Все объекты этого типа — школы, дошкольные образовательные учреждения, медицинские учреждения, музеи, библиотеки, клубы, объекты спортивной направленности — паспортизированы, и выделение инвестиционных ресурсов осуществляется с учетом достигнутого уровня обеспеченности.

Необходимо отметить, что при реализации программ инфраструктурного развития все более активно применяются формы государственно-частного партнерства. Так, в республике функционируют 14 частных дошкольных учреждений. Роль государства в обеспечении условий их деятельности заключается в софинансировании содержания детей. Кроме того, при строительстве нового объекта предоставляются преференции по подключению к инженерным коммуникациям. Успешно функционируют частные медицинские учреждения, доля работающих в них сегодня по отрасли составляет около 15 %.

В республике реализуются проекты по созданию современной инфраструктуры информатизации образования. Все образовательные учреждения республики подключены к государственной интегрированной системе телекоммуникаций Республики Татарстан, в рамках которой учреждениям предоставляется бесплатный доступ к ресурсам Интернета. Широко используется информационная система «Электронное образование в Республике Татарстан». Всем школам предоставлено право фиксации результатов учебной деятельности учащихся в электронных журналах. Благодаря реализации проекта «Школьная отчетность в электронном формате» снизился уровень бюрократизма в подготовке школьной отчетности. Кроме того, в рамках данной системы осуществляется полноценный учет воспитанников дошкольных образовательных учреждений — проект «Электронный детский сад». Система способствует ликвидации очереди в дошкольные образовательные учреждения. В 2012 году к данной информационной системе также подключены все учреждения дополнительного образования детей, что обеспечивает электронный учет посещаемости.

Таким образом, комплекс вышеперечисленных решений позволил обеспечить формирование в республике бездефицитных бюджетов муниципалитетов. Аналогичные решения приняты и на 2013 год.

Развитие реального сектора экономики

В 2013 году особое внимание будет уделено развитию реального сектора экономики, который является главным источником социально-экономического развития, а значит, и финансового благополучия территории. На 2013 год намечена дальнейшая работа по формированию благоприятного делового и инвестиционного климата, расширению доли инновационного сектора в экономике республики, преодолению инфраструктурных и пространственных ограничений социально-экономического развития, повышению эффективности системы государственного управления.

Поддержка перспективных отраслей промышленности, развитие малого и среднего предпринимательства будут проходить через модернизацию, технологическое перевооружение производства, повышение производительности труда, создание технологий, необходимых для производства конкурентоспособной продукции, повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего бизнеса, развитие кадрового потенциала предпринимательства, повышение качества оказания государственных услуг, дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства.

В целом мероприятия по поддержке малого и среднего предпринимательства в 2013 году будут продолжены по трем основным направлениям:

1) оказание финансовой поддержки — субсидирование первого взноса и процентной ставки по программе «Лизинг-грант», реализации бизнес-проектов, технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства и реализации мероприятий по энергосбережению, затрат на получение образовательных услуг резидентов промышленных площадок муниципального уровня, а также комплекса мероприятий по внедрению инноваций и технологической модернизации;

2) создание инфраструктуры развития предпринимательства — развитие процессов бизнес-инкубирования и обеспечение текущей деятельности бизнес-инкубаторов, создание сети центров молодежного инновационного творчества, создание Центра поддержки экспорта малого бизнеса (функционирует с июля 2012 года);

3) функционирование Гарантийного фонда Республики Татарстан в форме отдельного юридического лица, реализация долгосрочной целевой программы «Молодежное предпринимательство в Республике Татарстан на 2012–2016 годы».

Результатом реализации мероприятий по поддержке предпринимательства в Республике Татарстан должно стать увеличение занятости в данном секторе экономики и формирование инновационно-производственной структуры малого и среднего бизнеса.

Особое внимание в 2013 году будет уделено повышению производительности труда. В 2012 году в Татарстане совместно со «Стратеджи Партнерс Групп» и Сбербанком России разработана и принята программа повышения производительности труда в базовых для республики секторах экономики — нефтехимии и машиностроении. Реализация программы началась уже в процессе ее разработки. На ряде предприятий экспертами, в том числе международными, были проведены экспресс-диагностика с целью оценки операционной эффективности и углубленное обследование конкурентоспособности, по итогам которых руководству предприятий была предложена система необходимых действий для повышения производительности труда. В ходе диагностики были выявлены две основные причины низкой производительности:

нерациональная организация труда и производственных процессов;

недостаток средств для замены устаревшего оборудования и внедрения новых технологий производства.

На решение первой проблемы направлена институциональная часть программы, предусматривающая реализацию мероприятий по созданию условий для повышения производительности труда, включая стимулирование и поддержку предприятий. Одним из инструментов решения второй проблемы должна стать реализация Соглашения о сотрудничестве между Правительством Республики Татарстан и Сбербанком России, в котором предусмотрен ряд специальных финансовых инструментов для предприятий республики, направленных на реализацию программы, повышение производительности труда и конкурентоспособности республики. Опыт реализации программы будет распространен в 2013 году и на остальные сектора экономики. В качестве приложения к программе подготовлены Типовые рекомендации по разработке программ по повышению производительности на предприятии для помощи руководителям предприятий при формировании корпоративных планов и программ повышения производительности труда.

Устойчивость бюджета

В 2013 году одним из важнейших инструментов реализации мероприятий по повышению устойчивости бюджетной составляющей финансовой системы Татарстана станут меры, направленные на формирование с 2014 года бюджета республики программно-целевым методом. Предполагается, что масштабное внедрение данного подхода позволит эффективнее использовать бюджетные средства в рамках достижения тех или иных целей общественного и социально-экономического развития. Одновременно в рамках бюджета кроме прямых бюджетных инвестиций будет создан Инвестиционный фонд, направленный на реализацию на территории Республики Татарстан инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства.

Перечисленные направления развития финансовой системы республики являются основой обеспечения ее устойчивости. Вместе с тем есть еще много нерешенных проблем, да и в целом проблема финансовой устойчивости региональных экономик актуальна на протяжении всего процесса развития не только регионов, но и стран. Это обусловлено объективной необходимостью накопления и увеличения потенциала регионального развития прежде всего за счет эффективного управления финансовыми ресурсами. Одним из важнейших принципов этих процессов является принцип системности. В то же время не менее важным является принцип прозрачности и гласности, следование которому обеспечивает открытость информации об обеспеченности региона финансовыми ресурсами, а также о направлениях вложения средств.

В конце ноября 2012 года в республике был принят закон о бюджете на 2013 год и два последующих года. Его текст в полном объеме опубликован, и все заинтересованные лица могут с ним ознакомиться. Но у нас еще недостаточно публичным является сам процесс бюджетного планирования. А ведь принятие важнейшего финансового документа оказывает существенное влияние на все сферы жизнедеятельности населения, хозяйствующих субъектов и республики в целом. Сейчас мы завершаем работу над законопроектом о публичном обсуждении управленческих решений и оценке их регулирующего воздействия. Надеемся, что уже в следующем году на этапе предбюджетного процесса будут апробированы основные положения этого документа.

Еще одной проблемой является невысокий уровень экономической самодостаточности ряда муниципальных образований. Мы вместе работаем над налоговой базой этих муниципалитетов, и здесь важным направлением является размещение производительных сил путем модернизации производства и создания новых рабочих мест на заранее подготовленных индустриальных площадках. Необходимо также подчеркнуть, что, к сожалению, имеет место не всегда эффективное использование бюджетных средств, направляемых на реализацию инвестиционных проектов. Сложность возникает в связи с тем, что их эффективность может быть оценена лишь в процессе и после срока окупаемости, который доходит до восьми лет. Здесь есть вопросы и к методикам статистических наблюдений, и к технологиям работы центров ответственности за эти проекты и программы.

Сейчас в республике внимательно изучается зарубежный и отечественный опыт в решении перечисленных проблем. Применение лучших практик позволит обеспечить необходимый запас устойчивости финансовой системы Республики Татарстан и, следовательно, создать условия для динамичного социально-экономического и общественно-политического развития республики.

Поделиться