В 2012 году в рейтинге Всемирного банка Doing Business в части упрощения налогового администрирования Россия поднялась на 41 позицию — со
— Даниил Вячеславович, что вы можете сказать об основных показателях 2012 года?
— Прежде всего хочу отметить, что основные параметры, предусмотренные Федеральным законом «О бюджете Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» выполнены. В консолидированный бюджет Российской Федерации в 2012 году поступило 11 триллионов рублей, что на 13,1 процента больше, чем в 2011 году. При этом в федеральный бюджет поступило 5,16 триллиона рублей с темпом роста 115 процентов, в консолидированные бюджеты субъектов РФ — свыше 5,8 триллиона рублей с темпом роста 111 процентов.
— Собираемость какого налога вызывает наибольшую обеспокоенность?
— В 2012 году наибольшую озабоченность вызывали темпы роста поступлений налога на прибыль организаций — 103,7 процента и НДС — 107,3 процента. Замедление темпов роста по сравнению с 2011 годом вполне объяснимо. В 2012 году предкризисный уровень развития экономики был достигнут, поэтому темпы роста промышленного производства, внешнеторгового оборота, прибыли организаций снизились, что отразилось на объеме поступлений налога на прибыль и НДС.
Большое влияние на динамику поступлений в 2012 году оказал рост налоговых вычетов по НДС и расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль. Это связано с окончанием строительства отдельных объектов в рамках реализации крупных инвестиционных проектов, в том числе государственных, носящих длительный характер. К ним, например, относятся строительство магистрального газопровода Северо-Европейский, газопровода Починки — Грязовец, освоение нефтегазоконденсатных месторождений Бованенского, Заполярного и Уренгойского, строительство олимпийских объектов и другие.
— Как отметил в интервью нашему журналу председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Е. В. Бушмин, выпадающие доходы регионов увеличились из-за создания консолидированных групп налогоплательщиков. Насколько, на ваш взгляд, было целесообразно внесение в Налоговый кодекс главы 3.1 «Консолидированная группа налогоплательщиков»?
— В результате изменений, внесенных в Налоговый кодекс, с 1 января 2012 года создан институт консолидированных групп налогоплательщиков, так называемых КГН. В прошедшем году было создано и действовало 11 консолидированных групп. С 1 января 2013 года к ним присоединились еще четыре КГН. В состав групп в настоящее время входит более 300 организаций.
Хочу отметить, что установление особого порядка исчисления и уплаты налога на прибыль организаций для консолидированных групп налогоплательщиков позволяет создать ряд преимуществ как для налогоплательщиков, так и для государства. Во-первых, использование консолидированной отчетности по налогу на прибыль организаций и уплата этого налога в целом исходя из финансового результата по консолидированной группе налогоплательщиков снижает стимулы для применения трансфертного ценообразования участниками такой группы с целью минимизации сумм налога.
Во-вторых, снижаются издержки, связанные с исполнением законодательства о налогах и сборах. Последнее стало возможным благодаря объединению ряда процедур налогового администрирования, применяемых по отношению к участникам консолидированной группы налогоплательщиков и переложению основных обязанностей по исчислению и уплате налога на прибыль, по представлению в налоговый орган налоговых деклараций на одно лицо — ответственного участника группы.
В-третьих, объединение налоговой базы по налогу на прибыль создает для организаций — участников групп налоговую преференцию, которая выражается в возможности суммировать прибыли и убытки различных участников этой группы, что соответственно ведет к уменьшению размера исчисленного налога по группе.
Между субъектами РФ налог на прибыль КГН распределяется исходя из размера основных средств и численности персонала организаций, входящих в группу. Таким образом, наибольшая сумма налога поступает в бюджеты тех регионов, где создано большее число рабочих мест и находится основная производственная база. При таком распределении налога он может поступать в бюджеты субъектов РФ вне зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности конкретных налогоплательщиков, находящихся в регионе. Поэтому результатом перераспределения налога на прибыль может быть как снижение его поступлений в региональный бюджет, так и увеличение.
— Налог на доходы физических лиц на сегодняшний день является одним из основных источников формирования доходной части бюджетов всех уровней. Каковы поступления этого налога в 2012 году? Как вы оцениваете перспективы его собираемости в 2013 году и плановом периоде?
— По абсолютному количеству налогоплательщиков НДФЛ не имеет себе равных. В 2012 году объем его поступления составил почти 2,3 триллиона рублей и вырос относительно 2011 года на 13,2 процента. Доля НДФЛ в консолидированном бюджете Российской Федерации в 2012 году составила 20,5 процента, а в консолидированных бюджетах субъектов РФ — почти 39 процентов.
По оценкам ФНС, в 2013 году поступления НДФЛ составят около 2,5 триллиона рублей, или на 11 процентов больше поступлений в 2012 году. В плановом периоде динамика поступлений НДФЛ останется стабильной и в целом будет соответствовать темпам роста фонда заработной платы.
— Какие проблемы возникают в процессе администрирования этого налога?
— Налоговым законодательством обязанность по перечислению удержанного с работника налога на доходы физических лиц возложена на работодателя (налогового агента). Тем не менее ряд недобросовестных налоговых агентов не исполняют эту обязанность. Получается, что они, не перечисляя удержанный у граждан налог, кредитуют себя за счет государства. А работники таких организаций, используя свое право на налоговые вычеты, представляют в налоговые органы декларации с заявлением на возврат удержанного, но не перечисленного работодателем налога. В результате государство несет прямые потери.
— Государство несет потери и в том случае, если работодатель выдает своему работнику зарплату в конверте. Какие методы используют территориальные органы для борьбы с теневыми зарплатами?
— При выплате неофициальной заработной платы в первую очередь нарушаются законные права и интересы граждан, а государство недополучает установленные налоги и страховые взносы с этого неучтенного фонда оплаты труда. Реализация теневых схем оплаты труда осуществляется, как правило, за счет неучтенных наличных денежных средств, которые образуются в процессе финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
При поступлении от граждан сведений о фактах выплаты неучтенной заработной платы, неофициальном оформлении трудовых отношений налоговые органы проводят анализ финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта в целом и определяют налоговые риски занижения налогооблагаемой базы не только по налогу на доходы физических лиц, но и по другим налогам. При прямом или косвенном подтверждении поступившей информации налоговый орган принимает решение либо о назначении выездной налоговой проверки, либо о приглашении хозяйствующего субъекта в налоговый орган на заседание комиссии по легализации налоговой базы (с учетом сбора необходимых доказательств).
— Работа комиссий дает желаемый результат?
— Комиссии по легализации налоговой базы действуют с 2007 года. Изначально они и создавались с целью выявления различных схем при выплате зарплат, направленных на минимизацию уплаты единого социального налога и налога на доходы физических лиц. Прогресс в этом деле многие эксперты связывают именно с работой таких комиссий. Причем во всех субъектах РФ помимо комиссий, созданных в налоговых органах, действуют и межведомственные комиссии с привлечением областных и местных администраций, контролирующих органов. Их цель — побуждение налогоплательщиков к самостоятельному уточнению налоговых обязательств.
Работа комиссий всех уровней до сих пор эффективна. После рассмотрения деятельности налогоплательщиков на заседаниях ими, как правило, представляются уточненные налоговые декларации с уменьшением ранее заявленных убытков, отказ от возмещения НДС.
— Какова ситуация со специальными налоговыми режимами? Будут ли они сохранены и в дальнейшем? Какие надежды возлагаются на введенную с 2013 года патентную систему налогообложения?
— В целом, если брать данные за последние четыре года, динамику поступлений платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по налогам на совокупный доход (УСН, ЕНВД, ЕСХН, УСН на основе патента) можно назвать умеренно нарастающей
С вступлением в силу Федерального закона от 25 июня 2012 г. №
Цель усовершенствования патента — налоговое стимулирование развития малого предпринимательства. Однако следует признать, что применение патентной системы в настоящее время становится проблематичным в связи с двукратным увеличением с 1 января 2013 года фиксированного размера страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями. Размер данных взносов, так же как и стоимость патента, не зависит от результата хозяйственной деятельности. При этом величина фиксированных страховых взносов может значительно превышать стоимость самого патента по отдельным видам деятельности.
Что касается дальнейшего сохранения специальных режимов налогообложения, необходимо отметить: в соответствии с пунктом 8 статьи 5 Федерального закона от 29 июня 2012 г. №
— Даниил Вячеславович, в 2012 году в рейтинге Всемирного банка Doing Business в части упрощения налогового администрирования Россия поднялась на 41 позицию. Какие мероприятия позволили добиться таких результатов?
— За последние несколько лет ФНС России удалось существенно улучшить налоговое администрирование. Причем это касается, как говорят наши иностранные коллеги, и направления enforcement (налоговый контроль), и service (налоговые услуги). Сохранить баланс этих направлений крайне непросто, так как задачи противоположные. Тем не менее нам это удается.
ФНС России располагает широким спектром самых современных методик налогового администрирования. Благодаря системе риск-анализа удалось существенно повысить эффективность налоговых проверок, при этом их число уменьшилось. Если раньше проверялся каждый десятый налогоплательщик из тысячи, то теперь только каждый восьмой.
Построение эффективной системы досудебного урегулирования налоговых споров способствует снижению количества жалоб, поступающих от налогоплательщиков, и соответственно судебных разбирательств. За 2012 год количество жалоб сократилось на 9 процентов, а количество судебных дел с участием юридических лиц уменьшилось на 20 процентов. Следующим этапом станет переход на обязательное досудебное обжалование всех решений налоговых органов.
Кроме того, мы развиваем бесконтактные способы взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами. Это важное направление, поскольку именно развитие электронных сервисов позволяет качественно и в короткие сроки снизить административную налоговую нагрузку и сделать общение с налоговыми органами быстрым и удобным.
В настоящее время на сайте ФНС России представлено 34 онлайн-сервиса. С октября 2012 года более двух миллионов человек открыли свои личные электронные налоговые кабинеты для онлайн-общения с налоговыми органами, 76 процентов налогоплательщиков подают налоговые декларации в электронном виде. В 2013 году будет реализован электронный сервис «Личный кабинет налогоплательщика для юридических лиц». Эффективность работы в этих направлениях получила оценку и на международном уровне. В рейтинге Всемирного банка Doing business Россия за год поднялась со
Свидетельством международного признания стал и тот факт, что с 2010 года ФНС России — полноправный член Внутриевропейской организации налоговых администраций (IOTA). Руководитель ФНС России М. В. Мишустин является членом Бюро Форума по налоговому администрированию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Кстати, по результатам голосования на предыдущем форуме, проходившем в 2012 году в Аргентине, Россия была единогласно выбрана для проведения следующего форума в мае 2013 года.
— В утвержденном министром финансов РФ плане деятельности ФНС на 2013 год значится пункт «Совершенствование налогового администрирования». Что конкретно намечено сделать в этом направлении?
— Сегодня налоговая служба России активно внедряет новые элементы налогового администрирования. Во-первых, это контроль за трансфертным ценообразованием. С начала 2012 года крупнейшие налогоплательщики имеют возможность обратиться в ФНС России с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения. В настоящее время на рассмотрении находится около 30 таких заявлений. В соответствии с новыми правилами контроля за трансфертным ценообразованием налогоплательщик обязан уведомить налоговые органы о совершении сделок между взаимозависимыми лицами. На основе уведомления, форма которого разработана и утверждена ФНС России, налоговые органы смогут исключить из последующего контроля большую часть сделок. Соответственно последующее истребование документации и возможное назначение проверки будут касаться только сделок, содержащих признаки налоговых рисков. Для компании, ведущий автоматизированный бухгалтерский учет, формирование уведомления займет минуты.
Во-вторых, ФНС России считает своевременным введение механизмов горизонтального мониторинга, который предполагает возможность заключения соглашений между ФНС России и крупнейшими налогоплательщиками. В рамках данных соглашений налогоплательщик обязуется на постоянной основе представлять в налоговые органы полную информацию о своей деятельности, а налоговые органы — давать налогоплательщику разъяснения по налоговым последствиям отдельных сделок и хозяйственных операций.
Процесс совершенствования системы налогового администрирования формализован в проекте «дорожной карты» «Совершенствование налогового администрирования». «Дорожная карта» подготовлена Агентством стратегических инициатив при активном участии ФНС России с участием Минфина России и бизнес-сообщества и находится на согласовании в органах исполнительной власти. В «дорожной карте» поставлено более 80 задач в сфере упрощения налогового администрирования.
— Как вы уже сказали, ФНС России большое внимание уделяет развитию различных электронных сервисов. Практика уплаты налоговой задолженности через Интернет уже апробирована. Что можно сказать о результатах и перспективах?
— Федеральная налоговая служба в целях повышения качества обслуживания и удовлетворения потребностей налогоплательщиков постоянно расширяет перечень интерактивных сервисов на интернет-сайте ФНС России. С 2011 года для налогоплательщиков — физических лиц реализована возможность онлайн-оплаты задолженности непосредственно на сайте www.nalog.ru через интернет-сервисы кредитных организаций, заключивших с ФНС России соглашение об информационном взаимодействии. Типовое соглашение об информационном взаимодействии ФНС России и кредитной организации размещено на сайте ФНС. Любая кредитная организация, заинтересованная в приеме платежей физических лиц через Интернет, может заключить такое соглашение. Первое соглашение было заключено со Сбербанком России 14 июля 2011 года. В 2012 году круг кредитных организаций расширился до 13 банков. В январе 2013 года заключено еще два соглашения.
С 1 октября 2012 года через сайт ФНС России кроме задолженности можно оплатить и текущие платежи. По состоянию на 17 января 2013 года общая сумма платежей составила 810 миллионов рублей, количество платежей — более 1,1 миллиона.
Сегодня онлайн-сервисы ФНС России помогают создавать и вести бизнес, исполнять налоговые обязательства. Самым популярным сервисом официального сайта ФНС России является сервис «Проверь себя и контрагента» — в месяц фиксируется свыше 40 миллионов обращений. Данный сервис позволяет налогоплательщикам проявлять должную осмотрительность при выборе партнеров по бизнесу. С его помощью можно проверить, не входят ли в состав руководства организации дисквалифицированные лица, не является ли адрес юридического лица адресом массовой регистрации и так далее. Аналогичный сервис вскоре будет разработан и для индивидуальных предпринимателей.
На сайте ФНС России существует сервис, который позволяет сделать шаг к созданию бизнеса, то есть зарегистрироваться в электронном виде в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица. Данный сервис дает возможность бесплатно скачать программное обеспечение, позволяющее подготовить заявление о регистрации, заверить его электронной подписью — своей собственной или нотариуса и направить электронный пакет документов на регистрацию. На всей территории Российской Федерации сервис действует с 31 мая 2012 года. В 2012 году с его помощью было направлено свыше 13 тысяч пакетов электронных документов.
Кроме того, нашей службой запущен в опытную эксплуатацию сервис, который позволяет заполнить заявление на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя в интерактивном режиме без скачивания программного обеспечения и направить его в налоговый орган без установки сертификата ключа электронной подписи. Также сервис позволяет распечатать документ для уплаты государственной пошлины за регистрацию или оплатить госпошлину в режиме онлайн. Сервис разработан в двух вариантах: web-версия и приложение для мобильных устройств.
Теперь что касается перспектив. Как я уже отмечал, мы создали личный кабинет налогоплательщика — физического лица, который заработал по всей стране в 2012 году. В