25 апреля 2024 года
Регистрация
№4 Апрель 2013 — 25 апреля 2013

Ориентируемся на мировые стандарты

Версия для печати 3136 Материалы по теме
Ориентируемся  на мировые стандарты

Валерий Владимирович РЯЗАНСКИЙ, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике: Российскому здравоохранению в ближайшем будущем предстоит совершить серьезный рывок вперед. Необходимо осваивать инновационные технологии как в диагностике, так и в лечении заболеваний. Медицина должна стать доступной и максимально эффективной, вобрать в себя все достижения зарубежной и российской науки.

Наиболее эффективной представляется программно-целевая модель развития и научных медицинских платформ, и всего здравоохранения в целом. Сейчас можно уверенно говорить о том, что меры, предпринятые в последнее время государством в сфере охраны здоровья, дали положительные результаты. Продолжается снижение заболеваемости и смертности при всех основных заболеваниях. Повышается рождаемость, продолжительность и качество жизни людей. Реализация как федеральных, так и региональных проектов и программ развития здравоохранения продолжает оставаться одним из основных направлений социально-экономического развития.

Мы должны четко понимать, что ситуация, когда система здравоохранения в Российской Федерации не соответствует мировым стандартам, неприемлема. Модернизация здравоохранения, которая сегодня проводится, призвана способствовать повышению эффективности управления, укреплению материально-технической базы медицинских учреждений, внедрению современных информационных систем, что в результате позволит обеспечить высокое качество и доступность медицинской помощи для всего населения России. Здесь очень важно двигаться поступательно, постоянно развивая и совершенствуя правовую базу, разрабатывая новые программы по развитию сферы охраны здоровья.

Стратегия есть

Следующим логическим этапом развития отечественного здравоохранения является принятая государственная программа РФ «Развитие здравоохранения до 2020 года». Ее структурные элементы — подпрограммы включают мероприятия по профилактике, совершенствованию службы родовспоможения, повышению качества и доступности медицинской помощи взрослым и детям, оказанию паллиативной помощи, развитию инновационных технологий и т. д. Принципиальное отличие госпрограммы от ранее принятых документов — комплексность подхода. Она объединяет все ранее существовавшие программы, является логическим продолжением национальных проектов и ранее действующих федеральных целевых программ, описывает перспективы развития системы здравоохранения в России. Стратегические ориентиры программы совпадают с целями концепции демографической политики страны до 2025 года и стратегией инновационного развития России на период до 2020 года.

Модернизационный сценарий потребует повышения расходов на здравоохранение к 2015 году до 3 трлн руб., или 3,7 % от ВВП, а к 2020 году — до 6,5 трлн руб., или 4,7 % от ВВП, что позволит обеспечить современный уровень гарантированных государством порядков и стандартов медицинской помощи, совершенствование инфраструктуры здравоохранения с учетом развития государственно-частного партнерства, реформу высшего медицинского образования и медицинской науки. Помимо этого в декабре 2012 года утверждена Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года, целью которой является развитие медицинской науки, направленное на создание высокотехнологичных инновационных продуктов, обеспечивающих на основе трансфера инновационных технологий в практическое здравоохранение сохранение и укрепление здоровья населения. Формированию и принятию указанных выше программных документов способствовало обновление важнейших базовых федеральных законов «Об обращении лекарственных средств», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».

Исходя из того фундамента, который был заложен в последнее время, многократного увеличения бюджетного финансирования системы здравоохранения, я убежден, что в ближайшем будущем наша медицина способна сделать огромный рывок вперед, стать персонифицированной, высокоспецифичной и эффективной. Все предпосылки к этому есть. Уже сейчас в некоторых регионах специалисты-практики имеют возможность использовать в своей работе инновационные технологии. Создаются центры дистанционной диагностики, мобильные телемедицинские комплексы, ведутся отечественные разработки принципиально новых лекарств, клеточных технологий в биоинженерии, ядерной медицине. Все это, безусловно, требует государственной поддержки.

Обращение к Правительству РФ

Очень важным является тот факт, что сейчас есть понимание, каким образом осуществлять государственную поддержку медицины. Как в сфере научных изысканий, так и в сфере социальных программ и здравоохранения должна действовать программно-целевая модель развития, которая подразумевает более эффективное, целевое и адресное использование средств, направляемых на конкретные нужды. В качестве примера можно привести работу, проделанную Комитетом Совета Федерации по социальной политике в связи с чрезвычайно актуальной сейчас проблемой заболеваемости российских женщин раком молочной железы. По инициативе комитета на 315-м заседании Совета Федерации было принято обращение к Правительству РФ в связи с необходимостью принятия неотложных мер по раннему выявлению, снижению заболеваемости и смертности женщин от рака молочной железы.

Палата предлагала решить данную проблему программно-целевым методом в рамках госпрограммы «Развитие здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года». Предложения комитета о необходимости увеличения бюджетных ассигнований на это направление было поддержано Минздравом и Минфином России. В рамках предварительного контроля комитет провел расширенное заседание с участием Председателя Совета Федерации В. И. Матвиенко, на котором мы обсудили планы по реализации указанного обращения с профильными министерствами. В ноябре 2012 года на заседании Правительства РФ была одобрена названная госпрограмма, в которой предлагаемые Советом Федерации меры нашли свое отражение в двух подпрограммах.

Важной составляющей работы комитета является непосредственная деятельность на местах, в субъектах Федерации. В сентябре — ноябре 2012 года мы провели серию региональных совещаний по проблемам рака молочной железы в Курской, Липецкой и Томской областях. Их участники, в том числе из других регионов, высказали готовность реализовать на своих территориях мероприятия, направленные на сокращение заболеваемости и смертности от рака молочной железы. В настоящее время все субъекты РФ приступили к разработке региональных программ развития здравоохранения до 2020 года.

Концепция распределения рисков

Сегодня, несмотря на то что в последние годы государственное финансирование здравоохранения увеличивается, приходится констатировать, что выделяемых ресурсов явно недостаточно для обеспечения населения необходимой медицинской помощью и улучшения здоровья нации в целом. Таким образом, проблемы финансового обеспечения здравоохранения, эффективного и рационального использования бюджетных средств продолжают оставаться очень актуальными. Именно поэтому важнейшими элементами в деятельности комитета являлись мониторинг действующего законодательства, рассмотрение актуальных проблем в сфере социальной политики и здравоохранения, изучение передового зарубежного опыта для выработки предложений по эффективному использованию и распределению ресурсов здравоохранения.

Так, комитет совместно с экспертами в последние годы изучал возможность использования инновационных подходов к организации лекарственного обеспечения пациентов с различными заболеваниями в целях эффективного расходования бюджетных средств. Одним из таких подходов является реализация концепции распределения рисков при осуществлении государственных закупок лекарственных средств. Суть концепции состоит в обеспечении условий, при которых заказчиком оплачивалось бы только эффективное применение лекарственных средств. При отсутствии у пациентов положительного клинического эффекта при применении того или иного лекарственного препарата оплата заказчиком производителю или дистрибьютору не производится либо производится в меньшем объеме.

Применение данной концепции позволяет обеспечить персонифицированный подход к лечению пациентов с так называемыми дорогостоящими нозологиями (редкие орфанные заболевания, онкологические и другие болезни, требующие лечения дорогостоящими лекарственными препаратами) и тем самым реализовать право таких пациентов на надлежащее лекарственное обеспечение, повысить доступность инновационных лекарственных средств, а также создать условия для более эффективного распределения бюджетных средств. При таком подходе бремя расходов, связанных с неэффективной лекарственной терапией, делится между государством и компанией-поставщиком или производителем лекарственных препаратов.

При этом с учетом того, что концепция может быть реализована только при соблюдении условий соответствия ее антимонопольному законодательству Российской Федерации, нами были разработаны проекты типовых государственных контрактов, позволяющих реализовать концепцию распределения рисков при осуществлении государственных закупок лекарственных средств, которые были в целом поддержаны Федеральной антимонопольной службой. В настоящее время работа по этому направлению продолжается в рамках экспертного совета по здравоохранению комитета.

Оценка ради эффективности

Еще одним инновационным подходом, позволяющим эффективно расходовать бюджетные средства, является внедрение системы оценки медицинских технологий. Действительно, спрос на медицинские услуги и затраты на них сохраняют тенденцию к постоянному росту. Это служит источником серьезных проблем для нашей системы здравоохранения, финансируемой из средств федерального и региональных бюджетов, а также средств ОМС. Следует признать, что ресурсов для оплаты всех медицинских услуг не хватает. Проблема усугубляется еще и тем, что нередко в практике используются устаревшие, малоэффективные или небезопасные методы диагностики и лечения, а новые технологии с доказанным эффектом, напротив, внедряются медленно. В результате и без того ограниченные денежные средства тратятся нерационально и неэффективно.

Сегодня Россия как никогда заинтересована в повышении эффективности функционирования системы здравоохранения. Рациональное расходование средств в целях обеспечения равной доступности и повышения качества медицинской помощи является первостепенной задачей. Один из действенных инструментов по ее решению — система оценки медицинских технологий. По мере расширения рынка доступных медицинских технологий и возрастания расходов на здравоохранение наступало понимание того, что получение соответствующего разрешения на продажу не должно означать получения автоматического доступа к закупкам за счет бюджетных средств. Представляется, что только эффективные, безопасные, экономически эффективные медицинские технологии, товары, работы и услуги должны попадать в перечень закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Использование концепции оценки медицинских технологий не только будет способствовать повышению доступности новых и эффективных подходов в лечении различных заболеваний, но и рассматриваться как элемент сдерживания государственных затрат. Экспертами комитета было предложено создать национальную институциональную систему оценки медицинских технологий. Такая система должна стать, с одной стороны, средством экспертной поддержки управленческих решений в здравоохранении, с другой — механизмом проведения комплексной независимой экспертизы новых лекарств, медицинских изделий и прочих технологий сохранения и восстановления здоровья. Надо сказать, что на сегодняшний день организации, ответственные за оценку медицинских технологий, сформированы почти во всех европейских странах и в наиболее развитых государствах Латинской Америки и Азии. Теперь очередь за Россией.

Законодательное обеспечение здравоохранения

Совет Федерации рассматривает законодательное обеспечение здравоохранения и охраны здоровья граждан в качестве важнейших приоритетов. В 2012 году деятельность Комитета Совета Федерации по социальной политике была направлена на совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей отношения в сфере здравоохранения, социальной политики, физической культуры, спорта и туризма. Особое внимание было уделено федеральным законам «О донорстве крови и ее компонентов», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О донорстве крови и ее компонентов“». Кроме того, осуществлялось сопровождение федеральных законов, регулирующих формирование и исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В порядке парламентского контроля за реализацией субъектами РФ положений Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» в части лекарственного обеспечения граждан, проживающих в сельской местности и труднодоступных местах, и выработки конструктивных предложений относительно приближения медицинской и лекарственной помощи к населению удаленных и труднодоступных районов и сельских населенных пунктов комитет в феврале 2012 года провел парламентские слушания на тему «О повышении доступности лекарственного обеспечения для жителей сельских поселений». Было отмечено, что не на всех территориях ситуация с исполнением положений закона о лекарственных средствах складывается одинаково. Трудности в реализации лекарственного обеспечения связаны с выполнением лицензионных требований в части оснащения фельдшерско-акушерских пунктов необходимым оборудованием для правильного хранения и реализации лекарственных препаратов. Кроме того, не всегда затраты на создание требуемых условий хранения лекарственных препаратов были просчитаны заранее и соответственно включены в бюджеты муниципальных образований, из-за чего медицинские учреждения испытывают недостаток средств на оснащение обособленных подразделений необходимым оборудованием. Все проблемы, затронутые в ходе парламентских слушаний, нашли свое отражение в Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плане ее реализации.

Как уже было сказано, важной составляющей работы комитета является непосредственная деятельность в регионах. В целях повышения доступности медицинской помощи в субъектах РФ в апреле 2012 года нами было проведено расширенное заседание на тему «Роль и место телемедицинских технологий в системе здравоохранения Российской Федерации». Мероприятие вызвало огромный интерес у представителей субъектов РФ, поскольку применение телемедицины актуально и востребовано регионами России при оказании медицинской помощи населению, особенно в труднодоступных местах и сельской местности.

Основной проблемой в данной области является несовершенство нормативно-правового регулирования применения телемедицинских технологий. В настоящее время такая работа начата в рамках экспертного совета Мин­здрава России по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в системе здравоохранения и при участии комитета. Развитие телемедицинских технологий в субъектах РФ как важного элемента организации и оказания медицинской помощи будет также продолжено в рамках региональных программ развития здравоохранения до 2020 года.

В самое ближайшее время государство продолжит исполнение модернизационного сценария развития здравоохранения и реализацию положений майских указов Президента РФ В. В. Путина о совершенствовании социальной сферы, включая здравоохранение. В законотворческой деятельности нам также предстоит серьезная работа над такими документами, как законопроект «Об обращении биомедицинских клеточных продуктов», «Об обращении медицинских изделий», «О внесении изменений в Федеральный закон „Об обращении лекарственных средств“», и рядом других.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно