Версия для печати 3179 Материалы по теме
Как в годы первых пятилеток

Ориентиры должны быть оптимистичными, дал понять Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев, выступая 29 апреля на заседании расширенной коллегии Минэкономразвития России. Вообще Медведев верит: то, что намечено в долгосрочном прогнозе, достижимо, и здесь его позиция созвучна мнению главы Минэкономразвития, а не зарубежных экспертов ОЭСР.

Cерьезный повод для беспокойства у руководства страны есть: МВФ буквально только что пересмотрел свой прогноз темпов роста мировой экономики не в лучшую сторону, замедление не исключается и в России. Поэтому сейчас разрабатывается комплекс мер по стимулированию экономического развития «в тех границах, которые мы можем себе позволить», сообщил премьер-министр. Точек зрения немало, признал он, но правительство не будет принимать какую-либо одну из них в чистом виде, и такой подход отчасти страхует от возможных издержек. В любом случае в процессе дискуссии адекватные и эффективные ответы должны быть найдены, считает Медведев. При этом вектор нашего развития не должен подвергнуться существенным изменениям. Курс — на переход к новой модели при опережающем росте несырьевого сектора и развитие национальной инновационной системы. «Не могу сказать, что мы достигли колоссальных успехов», — признал премьер, говоря об инновациях, но без них серьезных перспектив роста в ближайшие годы не просматривается.

Государство и бизнес

Большое значение Медведев придает развитию малого и среднего бизнеса, причем особое значение имеет нахождение баланса между предпринимателями и позициями государственных ведомств, «а также между нашими крат­косрочными и долгосрочными задачами», — продолжил глава правительства. Тема инвестиционного климата оказалась трудной для России, заметил он, тем не менее продвинуться на данном направлении поможет «Национальная предпринимательская инициатива», в рамках которой уже утверждено семь «дорожных карт» по наиболее проблемным сферам государственного регулирования и еще шесть ждут своей очереди. Следование им будет способствовать улучшению бизнес-среды, хотя, конечно, без мониторинга со стороны экспертного сообщества не обойтись.

Председатель Правительства РФ коснулся и темы привлекательности российской юрисдикции для ведения бизнеса. В Госдуме находится ряд поправок к действующему законодательству, направленных на его либерализацию. «Проект достаточно масштабный и даже сложный для восприятия», — констатировал премьер. Еще есть «дорожная карта», призванная оптимизировать процедуры регистрации юридических лиц, а общая цель всех этих мер — продвинуть Россию в двадцатку лучших юрисдикций по простоте стартовых процедур. Конечно, места в мировых рейтингах зависят от качества принимаемых решений, сказал Медведев, однако важную роль играет и наша настойчивость в продвижении тех позитивных изменений, которые происходят в экономике. «Мы о них часто забываем», — посетовал он. Министерство экономического развития, как и Министерство финансов РФ, по его словам, должно энергичнее продвигать наши достижения.

Подчеркнув, что нужно и далее сокращать неоправданное присутствие государства в экономике, премьер-министр уточнил: это должно делаться разумно. В то же время нельзя бесконечно оправдывать отказ от приватизации тех или иных объектов ссылками на плохую конъюнктуру. Хорошей конъюнктуры вообще никогда не бывает, потому что всегда можно сказать, что через год-два сложатся совершенно другие условия для продажи госсобственности. «Но так мы вообще ничего не сможем приватизировать», — резюмировал глава правительства, обращаясь к Минэкономразвития, а также к Росимуществу. Отдельно он поблагодарил коллектив министерства за работу по подготовке к вступлению России в ВТО. Оно, по определению премьера, означает новые вызовы и новые возможности, и последние необходимо максимально эффективно использовать. К примеру, продукция нашей легкой промышленности вряд ли может соперничать с аналогичными товарами из Италии, да и насчет сравнений с Китаем тоже есть вопросы, но налицо и другой факт: мы серьезно отстаем от многих стран в политике поддержки своего экспорта. Торгпредства за рубежом должны работать на результат, а не ограничиваться представительскими функциями.

Новый этап

Страна вступает в новый этап, который кардинально отличается от минувшего десятилетия, подчеркнул министр экономического развития РФ А. Р. Белоусов. За очень сжатый период времени придется одновременно решать ряд системных задач, прежде всего социальные проблемы, накопившиеся за многие годы. Расходы на модернизацию социальной сферы составят примерно 0,6% ВВП в среднем за год. Более значительных сумм (от 1,5 до 1,8% ежегодно) потребуют вооруженные силы, ЖКХ, транспортная инфраструктура. При темпах роста экономики около 3% в год с учетом особенностей бюджетной системы только через 7–8 лет удастся накопить необходимые ресурсы. Тогда сами указанные задачи удастся решить лишь к середине следующего десятилетия, но таких сроков у России просто нет. «Окно возможностей», по мнению министра, составляет максимум пять лет.

Согласно оценкам многих экспертов, именно в эти годы начнется интенсивная перестройка мирового энергетического баланса, которая может привести к снижению цен на нефть на 20–30%, до 70–80 долл. за баррель. «Критически необходимо, чтобы Россия вошла в этот период с завершенными преобразованиями, хотя бы по основным параметрам», — сделал вывод Белоусов. Выход — в ускоренном развитии, иначе не удастся сохранить даже нынешний уровень потребления. И у российских компаний есть очень большие возможности повышения производительности труда, в том числе за счет привлечения передовых технологий из-за границы. Главное, чего не хватает — мотивации, а для этого требуется усиление конкуренции, улучшение предпринимательского климата и дешевые длинные деньги для инвестиций. Производительность труда должна расти темпами до 7% в год, полагает министр.

«Зачем мы вообще накапливаем нефтегазовые доходы?» — задал вопрос Белоусов. По его мнению, финансовая страховка от нового кризиса сработает, только если мировые цены на нефть снизятся, но через 2–3 года вернутся на прежний уровень. Иначе страна просто проест резервы и останется и без денег, и без дорог. Он предложил использовать часть средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния для инвестиций в инфраструктурные проекты. «Это можно сделать без нарушения бюджетного правила», — заявил министр, вызвав аплодисменты в зале. «Может быть, планка завышена, — добавил он, говоря о намеченных ориентирах, — но таковы объективные задачи, которые сегодня перед нами стоят, и времени для их решения у нас мало. Я бы сказал, что сейчас снова, как в годы первых пятилеток, справедлива формула: потеря темпов равнозначна потере курса».

Халявы не будет

Далее были обозначены приоритеты работы министерства на 2013 год. Среди них переход к проектным механизмам государственного управления, поддержка технологических инноваций, содействие малому и среднему предпринимательству (регионы получат субсидии на эти цели в размере 21,84 млрд руб. и гарантии ВЭБ на 40 млрд руб.). Очень перспективной формой поддержки бизнеса в Мин­экономразвития России считают деятельность гарантийных фондов. Другое важное направление — расширение сети многофункциональных центров, которая в 2015 году должна охватить 90% населения (пока охвачено 24,6%). Министр назвал МФЦ властью «с человеческим лицом».

Премьер-министр, комментируя доклад Белоусова, высказался, в частности, о мерах господдержки отечественной индустрии. Бывает так, что старые образцы продукции пытаются выдать за новые для получения финансирования, заметил он. У промышленников не должно возникнуть ощущение, что «вернулась халява определенного периода». Насчет того, как использовать средства Резервного фонда и ФНБ без изменения бюджетного правила, глава кабинета, обратившись к министру, был краток: «Сделайте предложение».

Поделиться