Версия для печати 3984 Материалы по теме
Казначейские технологии повышают качество контрольно-надзорной деятельности

О.Л. ГВЫЗИН, руководитель УФК по Кировской области, к. э. н., М.И. КУЗИНА, начальник отдела кассового обслуживания исполнения бюджетов УФК по Кировской области.

В настоящее время в Российской Федерации продолжается активное реформирование сектора государственного управления. Происходят колоссальные изменения в бюджетной сфере, направленные, с одной стороны, на повышение качества управления бюджетными средствами, с другой — на обеспечение прозрачности, открытости операций. Практические действия Правительства РФ гарантируют создание условий для осуществления оценки эффективности финансового менеджмента, реализацию механизмов внутреннего и внешнего (общественного), а следовательно, независимого контроля над использованием бюджетных средств.

Не всегда целесообразная частота проводимых проверок, необоснованные запросы информации, дублирование проверок, затянутые сроки исполнения требований по запросам, несоразмерность санкций и совершенных правонарушений, установление необоснованно коротких сроков исполнения актов реагирования стали причинами рассмотрения проблематики контрольно-надзорной деятельности на высшем уровне власти. В выступлениях Президента РФ В. В. Путина все чаще звучит тема повышения качества работы и усиления взаимодействия контрольно-надзорных органов всех уровней как в отношении бизнес-сообщества, так и органов местного самоуправления. В Приволжском федеральном округе работа в этом направлении активно ведется.

Так, в ноябре 2012 года в Нижнем Новгороде состоялось окружное совещание под председательством полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе М. В. Бабича, на котором в целях совершенствования взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ — прокуратуры, контрольных (надзорных) органов и органов местного самоуправления, расположенных в пределах Приволжского федерального округа, выработан целый комплекс действенных рекомендаций и намечен план мероприятий. В принципе в Российской Федерации сложилась эффективная система надзора. Но при этом, как верно подметил Бабич, имеются и очередные перегибы, которые требуют корректировки. «Систему государственного надзора мы ослаблять не должны — слишком долго мы ее создавали, — подчеркнул полпред. — Нужно найти оптимальные формы работы, которые помогут снять препоны».

На состоявшемся в январе текущего года координационном совещании руководителей федеральных органов власти Кировской области под председательством главного федерального инспектора по Кировской области Ф. И. Юсупова был рассмотрен вопрос осуществления контрольно-надзорной деятельности уполномоченными органами с учетом специфики территории. Внедрение в деятельность Федерального казначейства стратегического менеджмента и практическая реализация мероприятий Стратегической карты Казначейства России на период 2010–2015 годов позволили создать условия для оценки финансового менеджмента, осуществления как внутреннего, так и внешнего (общественного) контроля и предложить казначейские технологии для более широкого использования.

В рамках реализации стратегической задачи по обеспечению прозрачности и доступности информации о состоянии общественных финансов обеспечивается информационное взаимодействие территориальных управлений Федерального казначейства и контрольно-счетных органов субъектов РФ (муниципальных образований), которым предоставляется сервис доступа к аналитической системе ключевых показателей эффективности (КПЭ) исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Еще в декабре 2011 года председателем Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации С. В. Степашиным и руководителем Федерального казначейства Р. Е. Артюхиным в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» утверждена форма соглашения об информационном взаимодействии между управлением Федерального казначейства по субъекту РФ и контрольно-счетным органом соответствующего региона.

В Кировской области такое взаимодействие между управлением Федерального казначейства и Контрольно-счетной палатой, строящееся на основе соглашения о взаимодействии и обмене информацией, носит деловой и конструктивный характер. Традиционными стали совместные совещания, встречи с представителями СМИ, предметом обсуждения которых являются вопросы изменения бюджетного законодательства, взаимодействия структур, использования казначейских технологий и новаций с учетом реализации мероприятий Стратегической карты Казначейства России в целях совершенствования взаимодействия, повышения качества экспертно-аналитических мероприятий и контрольной деятельности в рамках возложенных полномочий.

Информационный обмен между Управлением Федерального казначейства по Кировской области и контрольно-счетной палатой региона осуществляется с 2006 года. Но в 2012 году взаимодействие между нашими структурами претерпело кардинальные изменения. Характерное и важное новшество: информация теперь формируется и выгружается непосредственно из прикладного программного продукта органов Федерального казначейства (ППО АСФК) и не требует ручной выборки. Между управлением и Контрольно-счетной палатой заключен договор об обмене информацией с применением системы электронного документооборота Федерального казначейства, что позволило полностью отойти от использования бумажных носителей. В планах переход на новый качественный уровень обмена информацией с использованием системы удаленного финансового документооборота. В феврале 2012 года Контрольно-счетная палата в рамках реализации задачи Правительства РФ по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления подключена к информационно-аналитической системе ключевых показателей эффективности исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федерального казначейства.

Система КПЭ Федерального казначейства — мощный и эффективный инструмент для осуществления мониторинга качества управления общественными финансами. Базовые и ключевые показатели системы КПЭ позволяют аудиторам анализировать исполнение областного и местных бюджетов по доходам, использование межбюджетных трансфертов и формировать аналитические данные к проекту закона «Об областном бюджете Кировской области». Данные системы используются при проведении коллегий контрольно-счетной палаты, в работе комитетов и заседаний Законодательного собрания Кировской области.

Управление со своей стороны в полном объеме обеспечивает консультационную поддержку пользователей системы КПЭ и осуществляет методическое руководство по расширению возможностей ее использования. В настоящее время Контрольно-счетная палата — активный пользователь системы КПЭ на территории Кировской области. Применение казначейских технологий позволяет контролерам получать оперативные данные об исполнении областного и местных бюджетов, исключив работу с бумажными носителями, повышать качество экспертно-аналитических и контрольных мероприятий. Закономерным результатом этого процесса стало подписание 24 января 2013 года дополнительного соглашения, предусматривающего исключение из перечней информаций отдельных форм документов, представляемых управлением. Кроме того, еще в декабре 2012 года Контрольно-счетная палата с целью проведения мониторинга государственных закупок Российской Федерации подключена к системе анализа эффективности бюджетных расходов при размещении и исполнении государственного заказа Федерального казначейства, которая является частью системы КПЭ.

В рамках соглашения, заключенного 1 февраля 2011 года, осуществляется активное взаимодействие и обмен информацией между УФК по Кировской области и территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, в ведении которой находятся вопросы целевого и эффективного использования бюджетных средств участниками бюджетного процесса. Информация об участниках бюджетного процесса, являющихся получателями средств федерального бюджета, включенных в сводный реестр, с показателями сумм доведенных лимитов бюджетных обязательств в разрезе каждого клиента позволяет сотрудникам регионального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора результативно планировать и осуществлять контрольную деятельность в отношении указанных учреждений. В свою очередь информация о фактах нецелевого использования средств федерального бюджета, выявленных у получателей бюджетных средств по результатам контрольных мероприятий, позволяет сотрудникам управления Федерального казначейства принимать необходимые управленческие решения и в будущем не допускать аналогичных нарушений на этапе санкционирования расходов.

Необходимо отметить, что в настоящий момент Правительством РФ созданы все необходимые условия для эффективного выполнения контрольными (надзорными) органами возложенных на них функций. Задачей органов исполнительной власти всех уровней, выполняющих контрольные (надзорные) функции, является обеспечение четкой межведомственной координации на основе использования в практической деятельности современных электронных технологий, позволяющих в сопоставимых форматах обмениваться данными либо активно использовать уже созданные информационно-аналитические ресурсы Федерального казначейства. Межведомственная координация позволяет осуществлять более качественное планирование контрольных мероприятий, повышать результативность экспертно-аналитических мероприятий и иметь в распоряжении оперативную информацию о движении бюджетных средств, что исключит отрицательные моменты в контрольной деятельности.

Сегодня именно органы Федерального казначейства обладают массивом достоверных данных о каждой копейке бюджетных средств, нашедшей отражение в регистрах бюджетного учета с сохранением аудиторского следа (наличие договоров, государственных контрактов, платежных и других документов). Казначейство России непрерывно совершенствует имеющиеся технологии, привлекая к данному процессу широкий круг экспертного сообщества.

Поделиться