Правительством РФ в 2012 году на основе предварительно проведенного конкурсного отбора был утвержден перечень инновационных территориальных кластеров, которые могут рассчитывать на поддержку федерального центра. Директор Департамента инновационного развития Министерства экономического развития РФ Артем Евгеньевич ШАДРИН рассказал, в чем суть данной идеи.
— Артем Евгеньевич, по итогам конкурса было отобрано всего 25 инновационных кластеров. Известно, что заявок было гораздо больше. У отсеянных проектов есть шансы в будущем получить господдержку?
— Изначально была поставлена задача выбрать пилотные проекты — наиболее проработанные, подготовленные, обладающие наибольшим потенциалом. И научно-техническим, и производственным, и организационным. Поэтому совершенно нормально, что было поддержано лишь ограниченное количество кластеров.
Что касается перспектив господдержки для всех остальных, то любой кластер может самостоятельно направлять предложения о включении проектов, связанных с его развитием, в различные отраслевые программы, федеральные и региональные целевые программы, госпрограммы. Это не означает, что они автоматически будут поддержаны, но по крайней мере включенность в кластер при прочих равных условиях повышает жизнеспособность проекта, его шансы на успех. С этой точки зрения такие проекты могут рассматриваться как обладающие дополнительными конкурентными преимуществами.
— Поговорим о проектах, все-таки попавших в итоговый перечень. Как именно в них должна быть реализована научная, инновационная составляющая?
— В программах развития кластеров работа запланирована по целому ряду направлений. Предусмотрены, например, мероприятия, связанные с обеспечением коммерциализации технологий, поддержкой малых инновационных предприятий, в том числе учрежденных в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 2009 г. №
Есть направление, связанное с развитием инновационной инфраструктуры — бизнес-инкубаторов, технопарков, инжиниринговых центров. Предусматривается и поддержка программ дополнительного образования, в том числе на базе университетов. Все это вошло в перечень пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров.
— Каковы основные инструменты поддержки пилотных кластеров за счет средств федерального бюджета? Сообщалось, что только часть из них может рассчитывать на федеральное финансирование. Как будут поддержаны остальные?
— 14 кластеров включены в первую группу пилотных кластеров, 11 — во вторую. Кластеры, попавшие в первую группу, будут претендовать на получение субсидий, которые заложены в федеральном бюджете 2013 года в объеме 1,3 миллиарда рублей, условия предоставления этих субсидий утверждены постановлением Правительства РФ от 6 марта 2013 г. № 188.
Подчеркну, что субсидии будут предоставляться на расходы, не связанные с капитальным строительством. Речь идет о расходах на закупку оборудования, дополнительное образование и обеспечение прохождения стажировки за рубежом. Также это могут быть расходы, связанные с приобретением консультационных услуг по подготовке инвестиционных проектов инновационного характера, обеспечением деятельности специализированных организаций управления кластером. Кроме того, кластеры, включенные в перечень, будут в первоочередном порядке претендовать на получение поддержки в рамках непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы.
При этом все 25 кластеров также могут участвовать в получении финансирования по программе поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемой нашим министерством. Кроме того, в настоящее время прорабатывается вопрос о дополнительном финансировании инновационных проектов «ранней стадии», реализуемых в рамках кластеров, из средств Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, известного как Фонд Бортника. Предполагается, что субсидии на поддержку новых малых инновационных предприятий составят порядка 2 миллиардов рублей. Эта опция, подчеркну, будет доступна для всех пилотных кластеров.
Отмечу также, что Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 прямо предусмотрел необходимость увязки государственных программ и отраслевых стратегий с пилотными проектами инновационных территориальных кластеров. К настоящему времени ряд кластеров уже включен в текстовую часть соответствующих госпрограмм, ведется работа по включению мер поддержки инновационных кластеров в готовящиеся сейчас трехлетние планы по реализации госпрограмм. Поэтому мы рассчитываем, что ряд мероприятий, подготовленных в рамках кластеров, получит поддержку и по этой линии.
— Почему капитальное строительство исключено из числа возможных направлений расходования субсидий? Сами представители регионов часто называют слабое развитие инфраструктуры главной проблемой.
— Во-первых, объем субсидий достаточно небольшой — 1,3 миллиарда, разделенная на 14 кластеров эта сумма вряд ли способна совершить какую-то революцию в строительстве объектов инфраструктуры. Во-вторых, как я уже сказал, сейчас мы отрабатываем механизм финансирования объектов капстроительства кластеров через непрограммную часть Федеральной адресной инвестиционной программы. Думаю, это правильный подход.
Формат предоставления субсидий на следующий год пока обсуждается, не исключено, что возможность субсидирования расходов на капитальное строительство все-таки будет предусмотрена. Однако если схема финансирования через ФАИП окажется эффективной, то, возможно, этого будет достаточно.
— Предполагается ли взаимодействие территориальных кластеров с госкорпорациями и институтами развития? Каковы форматы такого взаимодействия?
— Безусловно. Сейчас ряд институтов развития, в частности Российская венчурная компания, включили в свои направления деятельности на 2013 год реализацию мер по поддержке кластеров. Они касаются консультационной поддержки, помощи в проработке проектов, которые реализуются на территории кластеров.
В настоящее время в соответствии с решением Межведомственной комиссии по реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года сформирована рабочая группа, координирующая деятельность институтов развития на конкретных территориях, в том числе в инновационных территориальных кластерах. В ее состав входят представители Внешэкономбанка, Фонда «Сколково», ОАО «РВК», Фонда «Роснано», Фонда Бортника, Ассоциации инновационных регионов России, Российского фонда технологического развития, АИЖК, Фонда РЖС, Сбербанка и ВТБ.
Планируется, что в рамках рабочей группы будет обеспечена поддержка проектов кластеров, связанных с развитием как инновационной деятельности, так и со строительством объектов инженерной и социальной инфраструктуры. Ведь кластеры — это территории с высокими темпами экономического роста, привлекательными для реализации масштабных инвестиционных проектов.
Еще летом 2012 года правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям поручила компаниям с государственным участием отработать предложения по поддержке развития кластеров в рамках реализации программ инновационного развития. В настоящее время 60 ведущих компаний приняли и реализуют такого рода программы. Многие из них установили с кластерами плотные рабочие контакты или даже вошли в состав участников кластера.
— Еще в 2008 году Минэкономразвития России подготовило методические рекомендации по реализации кластерной политики для субъектов РФ. Отслеживает ли Минэкономики, как в регионах реализуется кластерная политика?
— В последние годы мероприятия по развитию кластеров реализовывались преимущественно в рамках программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Более десяти регионов сформировали центры кластерного развития. Правительство Санкт-Петербурга финансировало проект — премию за лучший инновационный проект, реализуемый в рамках кластера.
Так что соответствующую работу регионы начали вести не вчера. Сейчас благодаря конкурсному отбору кластеров, проведенному в прошлом году в соответствии с поручениями президента и председателя правительства, она получила дополнительный значительный импульс. Большой шаг вперед был сделан в этом направлении многими субъектами Федерации.
— Год назад Правительство РФ утвердило перечень так называемых технологических платформ, на которых должны взаимодействовать бизнес и наука и тем самым сообща помогать инновационному развитию российской экономики. Как все это увязывается с темой инновационных кластеров?
— На мой взгляд, обе идеи хорошо дополняют друг друга. Дело в том, что технологическая платформа — это такой же сетевой механизм, как и кластеры. Он объединяет научные и образовательные организации и предприятия, а также органы власти. Однако если для технологических платформ этот механизм реализуется на федеральном уровне, то для кластеров — на региональном. Поэтому многие кластеры, близкие по технологической направленности, для реализации совместных проектов уже начали координировать свою деятельность, в том числе взаимодействуя с профильными технологическими платформами.
— Чуть раньше вы сказали о центрах кластерного развития, которые действуют в ряде регионов. Им может оказываться какая-либо поддержка на федеральном уровне?
— Она уже оказывается в соответствии с программами поддержки малого и среднего предпринимательства. В частности, по заявкам регионов на условиях софинансирования предоставляются средства на закупку оборудования центрами кластерного развития, оплату консультационных и образовательных услуг сторонних организаций. В ряде регионов эти центры внесли значимую лепту в разработку программ развития кластеров, их организационную поддержку, причем не только кластеров, вошедших в перечень Правительства РФ, но и кластеров регионального уровня, которые, имея меньший масштаб, также, безусловно, важны для развития экономики.
— Как Минэкономики планирует контролировать работу, которая ведется в регионах по инновационным кластерам? Не получится ли так, что тема заглохнет, как это произошло с некоторыми особыми экономическими зонами?
— Во-первых, через показатели. Регионы — получатели субсидии будут ежегодно отчитываться за достижения целевых показателей — рост экспорта, повышение производительности труда, увеличение объема осуществляемых инвестиций. В соответствии с поручением Правительства РФ Минэкономразвития России будет сформирована система мониторинга реализации проектов развития кластеров.
Во-вторых, большое значение имела процедура отбора. Практически все регионы — территории базирования кластеров первой группы характеризуются высоким качеством проектного управления, убедительной динамикой привлечения инвестиций последних лет. Среди них такие лидеры последних лет, как Калужская и Ульяновская области, Республика Татарстан, Красноярский край... Для таких регионов реализация программы развития кластеров — это дополнительный импульс в набравшем хорошие обороты процессе экономического развития и инновационного роста. Мы сознательно сделали ставку на лидеров и рассчитываем на результативность этого подхода.