Версия для печати 13614 Материалы по теме
Задачи Росфиннадзора  в сфере закупок

Эли Абубакарович ИСАЕВ, заместитель руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора

Новый закон о контрактной системе в сфере закупок направлен на повышение эффективности и результативности закупочных процедур, гласности и прозрачности их осуществления, а также на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в данной сфере.

Следует отметить, что создающаяся в целях реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» единая информационная система госзакупок предусматривает внесение в нее заказчиком любого уровня каждого своего шага. Информация о том, что он запланировал, каким образом обосновал необходимость тех или иных закупок, работ, услуг, о формировании цены становится гласной и публичной. На всех этапах контроля, в том числе электронного и общественного, система прозрачна и доступна в режиме реального времени. С помощью данной системы участникам контрактных отношений предоставляются все необходимые данные, осуществляется подача заявок на участие в определении поставщика в форме электронного документа и т. д. Система содержит планы закупок, планы-графики, а также информацию об их реализации, о закупках и об исполнении контрактов, реестр контрактов, заключенных заказчиками, реестр недобросовестных поставщиков, реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок и их результатов, результаты мониторинга закупок, аудита и контроля в сфере закупок.

Необходимо обратить внимание на то, что создание единой информационной системы, а также интегрированных с ней информационных систем в субъектах РФ потребует существенных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ. Поэтому уже сегодня перед управлением информации и модернизации государственного финансового контроля и финансовым управлением Росфиннадзора стоит задача определить необходимый программный продукт и объем средств для его разработки и последующего внедрения в службе финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органах.

По предварительной информации Федерального казначейства, за 2012 год объем контрактируемых расходов всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составил более 5,5 трлн руб. В законе о контрактной системе понятие об эффективности закупки не прописано. В то же время эффективной можно считать ту закупку, при которой использован конкурентный способ определения поставщика и соблюден баланс качества и цены. Для того чтобы соотношения этих параметров можно было отследить, в новом законе предусмотрен комплекс мер.

Главной гарантией повышения эффективности закупок будет прозрачность всех процедур и возможность общественного контроля. Так, например, в рамках Закона № 44-ФЗ для крупных закупок предусмотрено общественное обсуждение, которое будет начинаться уже на этапе их планирования. Обязательно общественное обсуждение в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает 1 млрд руб.

В соответствии с Законом № 44-ФЗ общественный контроль осуществляют граждане и общественные объединения, объединения юридических лиц, которые вправе:

· готовить предложения по совершенствованию законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок;

· направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;

· осуществлять независимый мониторинг и оценку эффективности закупок, в том числе оценивать процедуры закупок и результаты исполнения контрактов в части их соответствия требованиям настоящего федерального закона;

· обращаться от своего имени в государственные органы и органы местного самоуправления с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с настоящим федеральным законом;

· обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы заказчика, контрактных управляющих признаков состава преступления;

· обращаться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством РФ.

В целях общественного контроля Правительством РФ устанавливаются случаи обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ и услуг и порядок их проведения. Поэтому в нормативных правовых актах, которые будут изданы, полагаем целесообразным предусмотреть санкции за непроведение заказчиком обязательного общественного обсуждения: вынесение представления или предписания, штрафные санкции, аннулирование результатов закупок и др.

Закон № 44-ФЗ вступает в силу с 1 января 2014 года, одновременно с этим прекращает действие Федеральный закон № 94-ФЗ. Существенным отличием федеральной контрактной системы от существующей системы госзакупок будет долгосрочное планирование государственных и муниципальных нужд. Закон № 44-ФЗ определяет принципы федеральной контрактной системы, а именно открытости, конкуренции, профессионализма заказчика, единства и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективность расходования бюджетных средств. Следует отметить, что в Законе № 94-ФЗ принципы осуществления госзакупок отдельно не выделяются.

Закон № 44-ФЗ предусматривает внедрение новых способов проведения госзакупок. Основным отличием нового закона от действующего является сфера применения. Так, сфера применения Закона № 44-ФЗ регулирует весь закупочный цикл, в том числе планирование (формирование), размещение и исполнение заказа, в то время как Закон № 94-ФЗ регулирует только размещение заказа. Значительно расширен состав информации об осуществлении закупок, подлежащей размещению в Интернете. Так, например, должна быть размещена информация обо всем закупочном цикле, в том числе о планировании (формировании), размещении и исполнении заказа. В Законе № 44-ФЗ введены новые виды реестров, а именно:

· реестр банковских гарантий;

· реестр (библиотека) типовых контрактов;

· реестр участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке (ведется оператором электронной площадки).

Нововведением Закона № 44-ФЗ станет то, что он предлагает установить единые критерии описания объекта закупок. Товары, работы и услуги должны соответствовать минимально достаточным требованиям. Это означает, что они должны полностью удовлетворять ту или иную государственную или муниципальную нужду, но при этом не обладать излишними свойствами, не являться предметами роскоши, не относиться к категории «люкс». Положениями нового закона предусмотрено, что контроль в сфере закупок осуществляют в пределах своих полномочий в том числе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом.

Порядок осуществления контроля соответствующими органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в сфере закупок, устанавливаемый Правительством РФ, должен предусматривать:

· основания, порядок организации, предмет, форму, сроки, периодичность проведения проверок субъектов контроля и оформление результатов таких проверок;

· порядок, сроки направления, исполнения, отмены предписаний органов контроля;

· перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение проверок, их права, обязанности и ответственность;

· порядок действий органов контроля, их должностных лиц при неисполнении субъектами контроля предписаний органов контроля, а также при получении информации о совершении субъектами контроля действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения или уголовного преступления;

· порядок использования единой информационной системы, а также ведения документооборота в единой информационной системе при осуществлении контроля.

Субъектами контроля в сфере закупок являются заказчики, контрактные службы, контрактные управляющие, комиссии по осуществлению закупок и их члены, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок, в отношении которых проводятся плановые и внеплановые проверки. В отношении каждого субъекта контроля, в том числе действующих на постоянной основе комиссий по осуществлению закупок, плановые проверки проводятся контрольным органом в сфере закупок не реже чем один раз в шесть месяцев. Внеплановая проверка проводится в случае обращения участника процедуры закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, поступления информации о нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а также в целях осуществления контроля за исполнением предписаний.

При выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок или в результате рассмотрения жалобы о нарушениях законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе:

· составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению;

· выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством РФ, в том числе об аннулировании процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

· обращаться в суд, арбитражный суд с иском о признании осуществленной закупки недействительной в соответствии с Гражданским кодексом.

Органы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля осуществляют контроль в части:

· соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 17 Закона № 44-ФЗ, при формировании планов закупок;

· нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 18 Закона № 44-ФЗ, при планировании закупок;

· определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при формировании планов-графиков;

· применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

· соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

· своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

· соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги обоснованию соответствующей закупки.

Важно отметить, что совершенствование существующей системы закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд должно обеспечить законодательное единство всего цикла государственных и муниципальных закупок. Кроме того, переход к системному, многоэтапному и более гибкому регулированию данных процессов сделает возможным экономию бюджетных средств и дополнительное финансирование приоритетных направлений бюджетной политики за счет высвобождающихся финансовых ресурсов.

Поделиться