Семинар «Новации правового регулирования и практики государственного управления и государственных финансов», проведенный 25 июня Федеральным казначейством совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ, стал первой ласточкой в организации научно-практического взаимодействия финансистов-практиков и финансистов-теоретиков.
Построение семинара предполагало представить преподавателям трех кафедр Финансового университета («Государственное и муниципальное управление», «Государственные и муниципальные финансы», «Финансовое право») возможность получить новые профессиональные знания в области государственного управления и правового регулирования на примере практики Федерального казначейства. «Цель такого семинара, — отметил руководитель Казначейства России Р. Е. Артюхин, — соединить теорию и практику, максимально отразив все новации деятельности Федерального казначейства: совершенствование процесса управления ликвидностью единого казначейского счета, перевод на кассовое обслуживание исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов, развитие информационных технологий в сфере государственных финансов».
Подобные семинары, поставленные на регулярную основу, по мнению и казначеев, и преподавателей, стали бы большим подспорьем в деле подготовки квалифицированных специалистов для органов государственного управления. Ориентация на работодателя становится определяющим моментом деятельности высшей школы. «Мы бы хотели, — поддержала идею главного казначея России проректор по научным и исследовательским разработкам Финуниверситета М. А. Федотова, — чтобы сегодняшнее мероприятие стало началом серии научно-практических семинаров, проводимых не только со специалистами казначейства, но и Росфиннадзора, Минфина России».
Переход на программное бюджетирование
Приобретающий все большую актуальность вопрос о переходе со следующего года на программный подход в государственном управлении и бюджетном процессе стал темой выступления заместителя руководителя Федерального казначейства С. Е. Прокофьева. Докладчик рассказал, в чем заключается необходимость этого перехода, раскрыл его суть, обозначил формы реализации и показал все изменения, следующие за этим на примере своего ведомства. Необходимость программного бюджетирования вытекает из теории эффективного государства, выработанной примерно 50 лет назад международным сообществом в составе соответствующих комиссий ООН. Суть этой теории определяют три элемента. Первый — эффективное и действенное выполнение миссий государства, второй — среднее и долгосрочное бюджетирование, ориентированное на результат, и третий — транспарентность не только в действиях государства, но и в части формирования государственных расходов. Если говорить о зарубежных странах, то в полной мере программное бюджетирование используют Дания и Франция, частично оно применяется в США и Японии и крайне осторожно к этому относятся немцы. Со следующего года на программный бюджет перейдет Россия.
В настоящее время в России в различной стадии разработки и готовности к реализации находятся 42 государственные программы. Количество программ в первую очередь зависит от того, как дистанционно выстроена модель государственного управления. В любой госпрограмме основным является момент целеполагания, то есть правильность формирования целей и задач. Отсюда вытекают ключевые показатели эффективности госпрограмм, те индикаторы, на основе которых можно судить о том, реализована программа или нет. Также должна быть четко прописана ресурсная составляющая. В том числе обязательным для каждой госпрограммы, по словам Прокофьева, является сегмент государственного частного партнерства, иными словами, возможность поделиться частью расходов с бизнесом и найти источник удешевления стоимости реализации программ для государства.
Составляющими частями государственных программ являются ведомственные целевые программы. Прокофьев рассказал, как реализовывалась ведомственная целевая программа по совершенствованию казначейской системы. И сейчас специалисты казначейства могут выделить факторы успеха разработки и реализации ВЦП. Первый фактор — стратегирование и декомпозирование целей и задач. Построенная модель должна иметь возможность модифицироваться в зависимости от меняющейся внешней среды. В ней должны содержаться конкретные показатели эффективности в отношении конкретных должностных лиц, конкретных менеджеров, каждого рядового сотрудника. Необходимо выстроить и модель обратной связи, которая предполагает оценку удовлетворенности потребителя качеством оказанных услуг. В частности, Федеральное казначейство с определенной периодичностью проводит по данному вопросу анкетирование ГРБС, полномочных представителей президента, губернаторов. Следующий фактор успеха — разработка совершенно новой системы внутреннего контроля и аудита. И наконец, организация управленческого учета и нормирование ресурсов.
Управление ликвидностью единого казначейского счета
Об управлении ликвидностью единого казначейского счета рассказала заместитель начальника управления финансово-бюджетных операций Федерального казначейства Л. В. Шубина. В текущем году принята государственная программа управления финансами. В качестве ожидаемых результатов обозначено создание условий для повышения эффективности финансового управления публично-правовых образований и совершенствование механизмов управления денежными средствами на счете федерального бюджета и обеспечение их высокой ликвидности. Кассовое планирование, четко организованное в казначейской системе, позволяет внедрить систему оперативного управления средствами бюджета и перейти к централизованному управлению ликвидностью единого казначейского счета.
Федеральное казначейство с 2008 года размещает остатки средств на банковских депозитах и получает доход. За это время в банковский сектор было размещено более 8 трлн руб., что позволило заработать около 90 млрд руб. В 2012 году казначейство заработало 22,5 млрд руб. Кроме того, были привлечены внебюджетные средства в сумме 30,7 млрд руб. А если учесть, что на содержание Федерального казначейства израсходовано 34,2 млрд руб., то экономический эффект деятельности ведомства по управлению ликвидностью счета составил 19 млрд руб. «Конечно, при размещении средств мы всегда обеспокоены управлением рисками, — отметила Шубина. — У нас отработана целая система мер по снижению рисков при управлении остатками средств. Мы взаимодействуем только с теми кредитными организациями, чей уставной капитал составляет не менее пяти миллиардов рублей и которые имеют генеральную лицензию Банка России». Кроме того, было введено два вида договоров — срочный и особый. По особому договору есть возможность изъять средства по истечении половины срока. Оговорена обязанность кредитных организаций заключать соглашения с Банком России в пользу Федерального казначейства о безакцептном списании средств с их счетов в том случае, если они нарушают сроки выплат.
В рамках совершенствования управления рисками и для обеспечения безусловной сохранности средств в этом году Казначейство России активно разрабатывает механизм осуществления операций по управлению остатками средств по договорам РЕПО. Еще одна новация — предоставление кредитов для пополнения остатков средств региональных и местных бюджетов. Эти кредиты Федеральное казначейство будет выдавать сроком до 30 дней и с условием возврата не позднее 25 ноября текущего финансового года под ставку, определяемую законом о бюджете.