Министр экономического развития Республики Коми Антон Викторович ФРИДМАН рассказал, как в регионе формируется целостная система стратегического управления, которая в перспективе будет охватывать и уровень местного самоуправления.
— Антон Викторович, какой положительный опыт использовался
при разработке и актуализации стратегии социально-экономического развития Республики Коми?
— Долгосрочная Стратегия социально-экономического развития Республики Коми реализуется с 2006 года, она стала преемником экономической программы Правительства Республики Коми, действовавшей в
Работа над проектом продолжалась практически два года, в итоге удалось воплотить в реальный документ идеи и предложения большого числа людей — как специалистов федерального и регионального уровней, так и рядовых жителей республики. Обновленная стратегия, по моему мнению, является абсолютно реалистичной, актуальной и соответствует современным требованиям, предъявляемым к стратегическому документу со стороны науки, бизнеса, власти и общественности.
При подготовке проекта стратегии мы учитывали положения Послания Президента России Федеральному собранию и комплекса указов Президента РФ от 7 мая 2012 года, федеральных стратегий, концепций, государственных программ. Документ также стал конкретным воплощением Стратегии развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года.
Мы изучили и использовали передовой опыт в разработке стратегий развития субъектов РФ. Важным элементом, позволившим обеспечить высокий качественный уровень стратегии, стала реализация с участием федеральных экспертов проекта «Внедрение унифицированной процедуры стратегирования в органах исполнительной власти Республики Коми». В ходе многочисленных сессий целеполагания был получен материал для создания системы целей по горизонтам планирования и уровням управления, а также механизмам их решения.
— Вы упомянули о том, что к обсуждению документа привлекались рядовые жители республики...
— Впервые мнение граждан нашло столь широкое отражение в региональной стратегии. Глава Республики Коми Вячеслав Михайлович Гайзер обратился к жителям республики с просьбой высказать свое мнение о путях и перспективах развития региона. В ответ на это обращение поступило более 17 тысяч предложений, которые затем были детально проанализированы и максимально учтены. Масштаб предложений оказался самым разнообразным — от частных проблем конкретных людей до вопросов развития региональной экономики в целом. Конечно, в основном письма отражают общечеловеческие чаяния и надежды, связанные с такими важными темами, как здоровье, образование, жилье, забота о детях и стариках, дороги, экология, безопасность.
Отмечу также, что мы организовали широкое обсуждение проекта как на межведомственных комиссиях, официальном сайте Министерства экономического развития Республики Коми, так и в социальной сети «В контакте». Все это позволило принять согласованный вариант стратегии, поддержанный гражданским обществом республики.
— Какова структура стратегии? Какие долгосрочные цели в ней формулируются?
— Считаю, что стратегия имеет оптимальную структуру, соответствующую логике предварительно выполненного детального SWOT-анализа существующего положения дел и созданного на этой основе Реестра целей и задач социально-экономического развития Республики Коми. В первой части достаточно подробно изложены результаты анализа исходных факторов и условий социально-экономического развития республики. В частности, приведена экономико-географическая и социально-демографическая характеристика региона, дана оценка его роли и места в системе межрегиональных и международных связей, а также определены тенденции и ключевые проблемы развития.
Вторая часть — ключевая, в ней в концентрированном виде содержится, собственно, сама стратегия развития. А именно: определен стратегический выбор (миссия) Республики Коми, изложены ценности и стратегические приоритеты развития, приведен комплекс стратегических целей и основных задач. Здесь же сформулированы направления диверсификации экономики, а также перечислены наиболее значимые инвестиционные проекты.
В отличие от ранее действовавшей стратегии впервые определены этапы ее реализации: среднесрочный период (три года) —
Основная идея стратегии остается неизменной: богатейшие ресурсы республики должны служить росту благосостояния ее жителей, экономика должна быть социально ориентированной и способствовать повышению качества жизни населения. В качестве главной цели социально-экономического развития мы обозначили повышение благосостояния населения и формирование благоприятного предпринимательского климата.
В стратегии все основные направления социально-экономического развития до 2020 года сгруппированы в четыре блока. Дерево стратегических целей социально-экономического развития региона построено в соответствии со структурой стратегии и состоит из целей первого, второго и третьего уровней. Цели первого уровня звучат таким образом:
- создание современной социально ориентированной и конкурентоспособной экономики с высоким инвестиционным и инновационным потенциалом;
- обеспечение эффективного развития социальной сферы, повышение доступности гарантированных социальных благ и создание оптимальных условий для реализации человеческого потенциала;
- повышение социальной и экономической эффективности и качества управления совокупностью ресурсов системы государственного и муниципального управления;
- обеспечение комплексной безопасности населения и объектов на территории Республики Коми.
Цели второго уровня конкретизируют цели первого уровня и соответствуют каждому разделу стратегии. Стратегические цели третьего уровня изложены в соответствующих подразделах Основных направлений социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года.
— Что вы можете сказать о механизмах реализации стратегии?
— Главным механизмом реализации стратегии являются государственные программы Республики Коми. Основой этих программ стали долгосрочные цели социально-экономического развития республики и целевые индикаторы их достижения. В рамках госпрограмм будет осуществляться реализация долгосрочных республиканских целевых программ и ведомственных целевых программ.
Отмечу, что в 2012 году в республике проведена работа по внедрению механизма государственных программ в бюджетный процесс и переходу на программный бюджет. В результате принято 18 государственных программ Республики Коми по всем основным направлениям социально-экономической политики. Подчеркну: все программы прошли процедуру общественного обсуждения.
Так, в настоящее время реализуются следующие государственные программы:
- «Развитие транспортной системы»;
- «Культура Республики Коми»;
- «Управление государственными финансами и государственным долгом Республики Коми»;
- «Управление государственным имуществом Республики Коми»;
- «Развитие образования»;
- «Социальная защита населения»;
- «Строительство, обеспечение качественным, доступным жильем и услугами ЖКХ населения Республики Коми»;
- «Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды»;
- «Развитие лесного хозяйства»;
- «Развитие системы государственного и муниципального управления»;
- «Защита населения и территорий Республики Коми от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»;
- «Развитие экономики»;
- «Развитие промышленности»;
- «Развитие здравоохранения»;
- «Содействие занятости населения»;
- «Развитие физической культуры и спорта»;
- «Информационное общество»;
- «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми».
Приняты планы действий по реализации госпрограмм, включающие перечень мероприятий с указанием сроков их выполнения, бюджетных ассигнований, информации о расходах из других источников. С учетом положений госпрограмм был сформирован республиканский бюджет на 2013 год и плановый период
Конкретным воплощением стратегических целей, установленных в стратегии и государственных программах, предусмотренных на долгосрочный период, является Комплексный план мероприятий Правительства Республики Коми на 2013 год. Данный план обеспечивает планирование и координацию деятельности органов исполнительной власти республики. В его рамках определены приоритеты текущего года по каждому направлению, поставлены основные задачи и предусмотрены наиболее значимые мероприятия с конкретными сроками реализации, ожидаемыми результатами (индикаторами) и ответственными исполнителями.
Для каждой задачи введен целевой индикатор и установлена персональная ответственность заместителя главы Республики Коми, по каждому мероприятию — измеряемый ожидаемый результат и персональная ответственность руководителя органа исполнительной власти. При этом целевые показатели в последующем включаются в индивидуальные планы-задания руководителей, по факту их достижения принимаются решения о материальном вознаграждении руководителей. Мы рассчитываем, что такой подход позволит существенно повысить эффективность работы руководителей и специалистов, усилит мотивацию на достижение запланированного результата.
Кроме того, к числу наиболее значимых документов, конкретизирующих положения стратегии и обеспечивающих реализацию поставленных в ней задач, можно отнести схему территориального планирования Республики Коми, а также нормативно-правовые акты, определяющие концепцию развития конкретных отраслей экономики и социальной сферы. Важную роль играют план мероприятий Правительства Республики Коми по реализации в регионе основных положений Послания Президента России Федеральному собранию и план мероприятий по обеспечению достижения в республике целевых показателей, установленных в майских указах Президента России.
В рамках второго документа запланированы значения более чем по 50 целевым показателям на долгосрочный период в ежегодной динамике в сфере государственного управления, межнациональных отношений, экономической, демографической и социальной политики, здравоохранения, образования и науки, обеспечения граждан доступным жильем. Руководители органов исполнительной власти несут персональную ответственность за достижение целевых показателей, а мониторинг обеспечения достижения целевых показателей осуществляет специально созданная комиссия при главе республики.
— Кто координирует вопросы, связанные с реализацией стратегии?
— Координатор реализации стратегии — Министерство экономического развития Республики Коми. К его задачам относится разработка системы мониторинга, контроля и оценки рисков выполнения положений стратегии, реализации задач и механизмов, достижения установленных целевых индикаторов. Также оно отвечает за подготовку сводной отчетности и предложений по корректировке положений стратегии.
В будущем предполагается принять решения организационного характера, которые позволят повысить эффективность реализации стратегии. Так, рассматривается вопрос о создании совета по стратегическому управлению при главе Республики Коми. Кроме того, при правительстве республики может быть сформирован Центр стратегических исследований, который займется научно-методологическим и организационным обеспечением деятельности указанного совета.
— Развивается ли система стратегического планирования на муниципальном уровне?
— В каждом муниципальном образовании республики приняты и реализуются долгосрочные концепции социально-экономического развития, программы комплексного социально-экономического развития и ежегодные планы ее реализации. Недавно мы приступили к реализации проекта по внедрению унифицированной процедуры стратегического управления развитием муниципальных образований. Главная его цель — формирование системы муниципальных стратегических документов, обеспечивающих согласованность их целей и задач с целями и задачами, которые определены Стратегией социально-экономического развития Республики Коми до 2020 года и государственными программами, а также переход на формирование местного бюджета на основе программно-целевого метода.
В настоящее время осуществляется разработка научно-методических рекомендаций по составу документов стратегического планирования муниципальных образований. Проведение всего комплекса работ по проекту планируется осуществить в
В 2013 году планируется провести работу с десятью пилотными муниципальными образованиями (всего в регионе 20 муниципалитетов), срок разработки стратегий социально-экономического развития для них — до 1 марта 2014 года. С учетом этого опыта в 2014 году будет проведена аналогичная работа с оставшимися муниципалитетами, срок разработки стратегий социально-экономического развития для которых определен до 1 января 2015 года.
Второе направление — разработка муниципальных программ, обеспечивающих переход на программный бюджет. Вся соответствующая работа должна быть завершена до 1 января 2016 года. Муниципальные программы, рассчитанные до 2020 года, будут разрабатываться в соответствии с приоритетами, определенными стратегией
социально-экономического развития муниципального образования. Также будут разрабатываться планы по реализации муниципальных программ на среднесрочный период, включающие в себя мероприятия и индикаторы, преду-смотренные в рамках муниципальных программ на соответствующие годы.
— В республике планируется принять собственный закон о стратегическом планировании. Что он будет регулировать?
— Проект закона «О стратегическом планировании в Республике Коми» находится в стадии разработки. Закон призван стать правовой основой для целенаправленной работы по стратегическому планированию социально-экономического развития республики всеми субъектами планирования не только на государственном, но и на муниципальном уровне.
В проекте закона учтены основные положения федерального законопроекта «О государственном стратегическом планировании», который был рассмотрен в Государственной думе в первом чтении 21 ноября 2012 года. В ноябре текущего года проект будет внесен в Государственный совет Республики Коми. Безусловно, принятие закона придаст процессу стратегического планирования в регионе системный, целенаправленный и методологически взаимоувязанный характер.
Хочу подчеркнуть, что в республике проводится целенаправленная последовательная работа по созданию системы стратегического управления, обеспечивающей высокую эффективность государственного управления в регионе, согласованность процессов стратегического и бюджетного планирования, взаимосвязь и актуальность региональных, отраслевых и муниципальных стратегических документов, а также их нацеленность на решение задач общефедеральной государственной социально-экономической политики.