Версия для печати 3066 Материалы по теме
70 лет в финансовой системе России

Ольга Степановна МАКСИМУШКИНА: финансовой системе Ульяновской области в 2013 году исполняется 70 лет. Об истории ее становления и раз­­вития, работе в современных условиях, достижениях и решении поставленных перед ведомством задач рассказывает министр финансов Ульяновской области.

История становления

Свой праздник мы отмечаем 14 июля. Наше ведомство — одно из старейших в регионе. После образования Ульяновской области в самые короткие сроки были сформированы органы управления. Финансовый отдел начал действовать в составе исполкома Ульяновского облсовета депутатов с 1943 года, в самый разгар Великой Отечественной войны. Его руководителем стал Петр Трофимович Шкиль. В Ульяновской области было два городских финотдела — Ульяновский и Мелекесский и 26 районных (в соответствии с административно-территориальным делением). На тот момент первостепенными задачами стали мобилизация средств, жесткий финансовый контроль и финансирование народного хозяйства для обеспечения оборонных нужд страны. Военное время диктовало суровые условия работы и жизни людей. Сотрудники финорганов области по 12–14 часов в день занимались своей непосредственной работой, а после этого помогали строителям, дежурили в госпиталях, ходили на разгрузку железнодорожных вагонов, очистку и ремонт дорог, летом выезжали в колхозы на сенокос и уборку урожая.

Планы развития народного хозяйства первой послевоенной пятилетки потребовали больших финансовых затрат. Финорганы области сосредоточили усилия на строжайшей экономии и поиске дополнительных доходных источников. В то же время с окончанием войны пересматривалась налоговая база, были отменены и сокращены многие налоги.

В 1950–60-е годы областные финансовые органы обеспечивали мобилизацию денежных средств для ускоренного развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, социальной сферы. Для этого они старались не упустить ни одного доходного источника. Райфинотделы контролировали зрелищные мероприятия, выявляя факты допуска безбилетных зрителей на киносеансы, аналогичные проверки проводили на общественном транспорте. Важной составляющей деятельности облфинотдела оставался контроль за размещением госзаймов, привлечением денежных средств граждан во вклады в сберкассы. По мере развития экономики перед облфинотделом вставали новые задачи, в связи с этим происходили изменения в структуре финорганов. В 1956 году в аппарате областного финансового отдела был ликвидирован отдел государственных пособий, в 1959 году — налоговый отдел, а в 1960 году был организован отдел финансирования сельского хозяйства.

Начальный период рыночных реформ стал нелегким испытанием для финансовых работников области. В условиях, когда обрывались налаженные производственные связи, стремительно обесценивался рубль, приходилось прилагать огромные усилия для поддержания стабильности финансовой системы. Все дестабилизационные факторы отразились на областном бюджете на 1991 год. Впервые за много лет бюджет был утвержден после наступления планируемого периода — в феврале.

В 1990 году облфинотдел был преобразован в областное финансовое управление, в 1992 году — в управление финансов области, затем в главное управление финансов, департамент финансов и уже в 2006 году в министерство финансов Ульяновской области.

В современных условиях

Сегодня в финансовой системе региона работают первоклассные специалисты: ответственные, добросовестные, компетентные, которые способны решать самые сложные задачи, легко ориентируются в тонкостях бюджетного и налогового законодательства. Мы стараемся выстраивать конструктивный диалог со всеми отраслевыми ведомствами, Законодательным собранием региона, федеральными структурами — налоговой службой, Росреестром, службой судебных приставов, Пенсионным фондом и др., чтобы совместно работать на развитие Ульяновской области.

Мы неоднократно подтверждали свой профессионализм на самом высоком уровне: в 2010 году Ульяновская область вошла в группу регионов с надлежащим качеством управления финансами, а в 2011 году нам удалось значительно улучшить свой результат, и регион вошел в пятерку лучших в сфере финансового менеджмента. Вот уже два года подряд мы получаем грант из федерального бюджета на развитие налогового потенциала региона, и это тоже заслуженная награда, поскольку в этом направлении мы проводим колоссальную работу.

В последнее десятилетие особенно активно проводятся реформы, охватывающие бюджеты всех уровней. Появившиеся новые информационные потоки вызывают необходимость их обрабатывать, как следствие — создаются новые программы и даже целые системы. Сейчас по всей стране внедряется система электронного бюджета, который как новый инструмент принятия эффективных решений сумеет обеспечить открытость всех уровней власти и создать единое информационное пространство. В настоящее время весь бюджет Ульяновской области формируется, исполняется и контролируется в специальных программах.

Необходимость в автоматизации бюджетного процесса назрела в середине 2000-х годов, когда в Бюджетный кодекс было внесено ключевое для финансовых органов изменение — на них была возложена организация исполнения соответствующего бюджета. Встал вопрос: как эту работу автоматизировать? Ведь у органов власти и учреждений такое количество счетов, что обработать их вручную просто невозможно. Поэтому в 2005 году мы приобрели специальную программу, и у нас заработала автоматизированная система исполнения областного бюджета. Нововведения сразу же привели к снижению временных и трудовых затрат, транспортных расходов. Из года в год программный продукт совершенствовался, в него вводились дополнительные опции. Были автоматизированы процессы администрирования и планирования доходов. Следующим этапом эволюции программного продукта стало приобретение модуля для автоматизации контрольно-ревизионной деятельности, который позволил собирать воедино информацию о планах и результатах финансовых проверок всех контролирующих органов.

Еще одно нововведение в работе минфина региона последних лет — внедрение юридически значимого электронного документооборота. Раньше все платежные поручения, договоры, акты выполненных работ нам приносили на бумаге, теперь, чтобы сэкономить время и увеличить скорость прохождения документов, мы используем возможности электронной подписи. Заверив ею документ, сотрудники всех учреждений и органов власти могут направлять нам платежные поручения, не покидая своего рабочего места. Сейчас в планах министерства заняться автоматизацией процесса внесения изменений в закон о бюджете.

Техническая и программная оснащенность министерства финансов позволяет воплощать в жизнь новый проект — открытый бюджет. Отчасти его идеи уже реализованы — первые презентации, рассказывающие о том, как происходит формирование бюджета и его исполнение, уже появились на официальном сайте регионального минфина. Основная цель проекта — изложить параметры и показатели бюджета в доступной для непосвященного пользователя форме, сделать их открытыми и понятными. Зная, как происходит планирование расходов и куда тратятся деньги, граждане с активной жизненной позицией смогут ставить перед властью определенные вопросы и влиять на принятие управленческих решений.

Если давать оценку проведенной за последние десять лет работе по улучшению финансового состояния Ульяновской области, то стоит отметить, что в 2003 году областной бюджет по доходам был исполнен в сумме 5,2 млрд руб., в 2012 году — в сумме 34,3 млрд руб., то есть за десять лет доходы выросли в 6,6 раза. Соответственно возросли расходы бюджета и изменилась их структура. В последние годы значительный объем средств направляется на проведение социальной политики, модернизацию системы общего образования и здравоохранения, реализацию областных целевых программ, включая программу развития дорожного хозяйства в рамках созданного на региональном уровне дорожного фонда.

Но какие бы расходы бюджета ни планировались, все они должны укладываться в расходные обязательства региона. Для этого с 2007 года в области ведется реестр расходных обязательств. Также внедрен такой элемент управления процессом исполнения бюджета, как кассовый план, который позволяет при исполнении бюджета прогнозировать периоды кассовых разрывов и своевременно принимать управленческие решения в части привлечения заемных средств с целью обеспечения бесперебойного финансирования утвержденных законом о бюджете мероприятий. Одним из главных достижений последнего десятилетия, на наш взгляд, стало участие министерства финансов Ульяновской области в федеральной программе реформирования общественных финансов. Эта очень важная работа была начата в 2006 году и проходила поэтапно в 2007 и 2008 годах. Право участия в федеральной программе приобреталось по результатам конкурса. В отборе участвовали 14 субъектов РФ, наш регион занял пятое место. Реформирование, предусмотренное программой, шло по восьми направлениям: реформа бюджетного процесса и управления расходами; бюджетирование, ориентированное на результат; административная реформа; реформирование государственного сектора экономики; совершенствование системы финансирования инвестиций; создание условий для развития доходной базы; совершенствование долговой политики; совершенствование межбюджетных отношений.

На участие в программе мы получили 155 млн руб. из федерального бюджета (из областного — 38,7 млн руб.). Средства были израсходованы на укрепление компьютерной базы госучреждений, программное обеспечение, обучение госслужащих (более тысячи человек прошли обучение на курсах повышения квалификации). Насколько мы опередили время, мы осознали в 2010 году, когда вышел Закон № 83-ФЗ. При реализации этого закона нам, безусловно, было гораздо легче, чем тем субъектам РФ, которые не участвовали в программе реформирования. Участие в программе настолько подняло качество исполнения бюджетов, что, по оценкам, которые выставляет Минфин России, мы вошли в группу с высшим качеством бюджетного процесса.

Участие в программе реформирования коренным образом поменяло работу не только самого минфина области, но затронуло все бюджетные отрасли: образование, здравоохранение, культуру, соцзащиту, дорожное хозяйство и др. Минфин обязал отраслевые министерства определить цели и задачи своей деятельности и системно заслушивал их доклады, где они четко прописывали, на какие услуги населения они собираются потратить бюджетные средства и какой при этом предполагают получить результат. Были определены перечни услуг, которые оказывает то или иное министерство, стандарты предоставления этих услуг и порядок оценки их качества. Затем министерства стали формулировать свои расходы в виде ведомственных программ, где заранее фиксировались предполагаемые результаты. Таким образом, большая часть бюджетных средств была отражена как в ведомственных, так и в областных целевых программах. В 2012 году их удельный вес составил 76%.

В рамках совершенствования межбюджетных отношений у нас была законодательно закреплена методика распределения дотаций муниципальным образованиям и городским округам. Это позволило учесть социально-демографические особенности территорий и существенно выровнять бюджетную обеспеченность. Одним из непременных условий реформирования общественных финансов было обеспечение открытости и прозрачности системы региональных финансов. Для этой цели был создан экспертный совет по проведению публичной независимой экспертизы законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства. Большинство документов министерства выложено на нашем сайте, и любой гражданин имеет возможность ознакомиться с этими материалами.

Поделиться