№7 Июль 2013 — 14 августа 2013

ГЧП-проекты – будущее Оренбургской области

Версия для печати 3970 Материалы по теме
ГЧП-проекты – будущее Оренбургской области

Начиная с 2010 года Оренбургская область делает все более уверенные шаги в сторону развития механизмов государственно-частного партнерства. Подробнее об этом рассказывает вице-губернатор — заместитель председателя правительства Оренбургской области по финансово-экономической политике Наталья Лазаревна ЛЕВИНСОН.

В обычной системе закупок частный сектор согласно законодательству предоставляет услуги и товары государственному сектору. Но государственно-частное партнерство как более актуальный механизм взаимодействия подразу­мевает более широкий спектр сотрудничества прежде всего благодаря гарантиям управления проектами в долгосрочном периоде, качеству предоставляемых услуг и отсутствию нарушений при осуществлении проекта.

Одна из приоритетных задач Оренбургской области, и в этом она не отличается от большинства регионов страны, — модернизация жилищно-коммунального комплекса. По сложности и масштабности задача грандиозная. Но опыт различных стран мира уже показал, что ЖКХ — это именно та сфера, где обязанности по созданию или предоставлению общественных благ могут быть закреплены за частным партнером на условиях, выгодных как ему, так и государству. Примеры такого взаимодействия в регионе уже есть. На территории области успешно реализуется ГЧП-проект в форме концессионного соглашения между МО Оренбургский район и ООО «Нова» по строительству системы водоснабжения и водоотведения в поселке Ленина Оренбургского района. Подготовлено концессионное соглашение о модернизации объектов ЖКХ и в другом муниципальном образовании области — городе Ясном. С учетом всего комплекса накопленных проблем потенциал для сотрудничества в сфере ЖКХ практически неисчерпаем, а ниша расширена за счет сферы обращения с отходами, реконструкции водопроводов, модернизации котельных.

Другое не менее значимое и перспективное направление использования механизмов ГЧП — социальная сфера. Области нужны новые современные больницы, детские сады, школы. Еще несколько лет назад было трудно даже допустить мысль о том, что серьезные инвестиции в эти отрасли могут прийти из частного сектора. Но сегодня, изучив наиболее распространенные формы государственно-частного партнерства в здравоохранении, руководство Оренбургской области пришло к выводу, что привлечение бизнеса к реализации масштабных инфраструктурных и социальных проектов поможет реализовать их наиболее эффективно, снизив, с одной стороны, нагрузку на бюджет, а с другой — увеличив коммерческую привлекательность для частных инвесторов.

Движение в данном направлении ограничивают пробелы в законодательстве. Скажем, действующее законодательство не позволяет объединить вложения частного партнера и средства федерального бюджета, выделенные региону, в единый финансовый поток. По этой причине, в частности, было приостановлено строительство областной детской больницы в рамках ГЧП. Долгосрочные целевые программы согласно статье 179 Бюджетного кодекса реализуются исключительно (кроме программ, относящихся к Инвестиционному фонду РФ) за счет бюджетных средств. Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ утверждается законом о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета. Для дальнейшего развития механизмов ГЧП необходим пересмотр порядка формирования, реализации и контроля исполнения целевых программ, а именно законодательное закрепление участия бизнеса в совместных с государством проектах в рамках целевых программ. Этот механизм должен быть предусмотрен и при формировании государственных программ.

Государственно-частное партнерство как цивилизованная и взаимовыгодная форма отношений бизнеса и власти в Оренбургской области становится все более популярным. Сегодня в основе ГЧП не только концессионные соглашения, но и долгосрочные государственные контракты с длительным производственным циклом, на основе которых уже ведется строительство дороги Илек — Ташла — Соболево. В перспективе реализация еще двух проектов. Первый — строительство нового корпуса областной больницы восстановительного лечения в городе Соль-Илецке. Стоимость проекта — 334 млн руб. Второй проект — строительство нового многофункционального театрального центра для детей и молодежи. Для проработки схемы инвестирования проекта привлечены инвестиционные консультанты Центра ГЧП Внешэкономбанка.

Региональный закон «Об участии Оренбургской области в государственно-частном партнерстве» разработан в тесном сотрудничестве с дирекцией по ГЧП Внешэкономбанка. Однако государственно-частное партнерство требует совершенствования в первую очередь гражданского законодательства, а также законодательства о конкуренции, финансового, кредитного и иных отраслей права, отнесенных Конституцией РФ к исключительной компетенции РФ. Следовательно, любые усилия регионов могут быть направлены лишь на установление норм процедурного характера. Без принятия основополагающего закона о ГЧП на федеральном уровне, а равно без тщательного встраивания его норм в существующую систему законодательства невозможно обеспечить эффективное функционирование данного экономического института. Будучи безусловно заинтересованным в развитии государственно-частного партнерства, правительство Оренбургской области заявило о своей готовности самым активным и непосредственным образом работать над совершенствованием законопроекта о ГЧП, а также выступить в качестве пилотной территории для отработки правовых механизмов до вступления закона в силу на всей территории России.

Поделиться