№7 Июль 2013 — 14 августа 2013

Секреты эффективного бюджета

Версия для печати 2376 Материалы по теме
Секреты эффективного бюджета

В рейтинге Минфина России Оренбургская область три года подряд занимает лидирующие места по эффективности расходования бюджетных средств. В 2012 году у региона было второе место в общероссийском рейтинге по качеству и эффективности управления региональными финансами. Как удалось достичь столь значительных результатов? Вопрос мы адресовали министру финансов Оренбургской области Татьяне Геннадьевне МОШКОВОЙ.

—К такому успеху мы шли не один год. В области еще в 2008–2010 годах была принята региональная программа, направленная на реформирование общественных финансов. Стали применяться стимулирующие механизмы выделения межбюджетных трансфертов, которые распределяются между муниципальными образованиями по результатам оценки управления финансами. Были внедрены механизмы бюджетирования, ориентированного на результат, и иные инструменты, которые позволили повысить качество и эффективность управления региональными финансами.

На достигнутом мы не остановились, разработав и утвердив программу повышения эффективности бюджетных расходов, которая нацелена на повышение качества предоставления государственных услуг и деятельности органов власти. В программе была поставлена задача внедрения программно-целевых принципов формирования бюджета, обеспечивающих прямую взаимосвязь между распределением бюджетных средств и планируемыми результатами их использования. В целях решения данной задачи в области началось формирование нормативной базы по переходу на программный бюджет. По итогам 2011 года Оренбургская область принимала участие в конкурсном отборе, проводимом Минфином России среди субъектов РФ, на право получения субсидии из федерального бюджета на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов, и заняла второе место.

— Как идет процесс разработки государственных программ в 2013 году?

— Сложность перехода на программный бюджет состоит в необходимости изменения сложившейся практики, а также отношения к управлению бюджетными средствами. К сожалению, многие руководители ведомств проявляют в этом вопросе инертность, не видят разницы между программными инструментами и рассматривают любую программу (ведомственную, долгосрочную или государственную) с точки зрения только бюджетных расходов, а точнее необходимости их наращивания, что не позволяет видеть цель. К тому же, как правило, имеет место ограниченность бюджетных возможностей. И мы слышим один и тот же ответ: финансисты не дали денег — мы не достигли результата. Между тем основное отличие программного планирования от ныне применяемого — нацеленность на конкретный, измеряемый результат. В этом случае во главу угла должны быть поставлены целевые индикаторы, а расходы являются обеспечивающими компонентами и для целей программы должны носить лишь справочный характер.

Много вопросов вызывает и методологическая поддержка процесса. Отсутствие четкой иерархии программно-целевых инструментов, размытый статус самих госпрограмм, отсутствие единых подходов к тому, какие вопросы должны решаться программно-целевым методом, а какие нет, очень сложная процедура разработки и согласования программ, в некоторых случаях формальный подход (делаем, чтобы было) существенно сдерживают внедрение гос­программ в бюджетную практику. Несмотря на это, в области проведена колоссальная подготовительная работа по переходу на программный бюджет. Губернатором утверждены перечень и график разработки 22 государственных программ, по десяти из которых на сегодняшний день разработаны проекты, включая программу по управлению финансами и государственным долгом. Все это, безусловно, свидетельство того, что процесс идет и задачи выполняются.

— Майские указы Президента РФ накладывают дополнительные обязательства на региональные власти. Вы уже определили резервы для их выполнения?

— В областном бюджете на 2013 и последующие годы предусмотрены значительные дополнительные средства на реализацию майских указов Президента России. Но их объем не может в полной мере обеспечить достижение необходимых показателей. Выделение дополнительных бюджетных средств на эти цели невозможно, поскольку областной бюджет принят с предельно допустимым дефицитом.

В этих условиях необходимо принимать меры, направленные на проведение структурных реформ в соответствующих отраслях для повышения размеров заработной платы за счет реорганизации неэффективных организаций и программ. На наш взгляд, такие возможности есть, и они определены в планах мероприятий («дорожных картах»). Перед руководителями отраслевых министерств поставлена задача по сокращению неэффективных расходов и направлению высвободившихся средств на достижение параметров социально-экономического развития, определенных Президентом РФ. Кроме того, для достижения целей должны использоваться средства учреждений от оказания ими платных услуг и иной приносящей доход деятельности.

— Многие российские регионы столкнулись с «долговой» проблемой, причем часто проблема заключается не в объеме долга, а в его коротком профиле. Насколько актуальна эта тема для Оренбургской области?

— Управление государственным долгом региона является показателем финансовой культуры и одним из важных компонентов системы управления финансовыми потоками. Долговой портфель области на сегодняшний день составляет менее 15 миллиардов рублей, или почти 30 процентов от собственных доходов областного бюджета. Исполнение всех долговых обязательств области осуществляется в установленные сроки и в полном объеме.

Главное достижение последних лет — распределение долговой нагрузки до 2035 года. Полное исполнение обязательств более чем половины долга с равномерными сроками и объемами гашения у нас наступает через 20 лет. Это позволяет при необходимости осуществлять заимствования с дюрацией более трех лет. Краткосрочных долговых обязательств в долговом портфеле области нет. В то же время при необходимости активно используются возобновляемые кредитные линии в банках, которые позволяют путем оперативного управления займом минимизировать расходы бюджета.

Весь объем привлекаемого долга обосновывается инвестиционной составляющей бюджета, направленной на развитие региона, что вызвало положительную оценку независимого международного рейтингового агентства Fitch Ratings. Установление уровня кредитного рейтинга ВВ с прогнозом «Позитивный» (процедура наблюдения проводится с 2011 года) обеспечивает улучшение условий привлечения заемных средств на финансовых рынках как в части процентной ставки, так и в части повышения интереса со стороны инвесторов к государственным облигациям области.

— Расскажите, пожалуйста, о приоритетах работы вашего ведомства на ближайшую перспективу.

— На сегодняшний день перед нами стоят следующие задачи:

  • переход к программно-целевому принципу организации деятельности органов исполнительной власти и соответственно программному бюджету;
  • обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы региона;
  • эффективное управление государственным долгом и государственными финансовыми активами области;
  • повышение качества управления государственными финансами на территории Оренбургской области, а также повышение эффективности бюджетных расходов.

Я не случайно обозначила именно этот блок проблем, поскольку их комплексное решение предполагается в рамках реализации государственной программы «Управление государственными финансами и государственным долгом Оренбургской области», о проекте которой мной упоминалось чуть раньше. Но без помощи федерального центра нам в этом процессе не обойтись. Вопросы взаимодействия с федеральными органами государственной власти являются важнейшими, а от степени их проработанности как раз и зависят стабильность, устойчивость, финансовая самостоятельность и авторитет госуправления.

Поделиться