Контрактную систему и Федеральный закон №
«Хороший закон тот, который удобнее выполнить, чем нарушить», — сказал, открывая конференцию, генеральный директор ЗАО «Сбербанк-АСТ» Ф. С. Кордыш. По его мнению, Федеральный закон №
Участники процесса, по выражению гендиректора, получили доступ к аналитике «на лету», и информация о торгах сейчас востребована, это не папки, которые пылятся в ящиках стола или шкафах. Рядовой поставщик, полагает он, поверил в то, что может принять участие в государственных торгах и стать победителем. Новый закон о контрактной системе сохраняет преемственность с прежним законом, расширяя нормативное регулирование на сферы планирования и контроля закупок. В дополнение к Федеральному закону №
Придется подучиться
Самое главное во внедряемой с 1 января 2014 года контрактной системе — усиление ответственности за достижение конечного результата, подчеркнул директор Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России К. И. Степанов. Среди ее достоинств он также выделил автоматизацию процессов и повышение прозрачности, которое снижает коррупционные риски. Аудит и контроль охватят весь жизненный цикл закупки. Кроме того, Степанов назвал ключевым принцип профессионализма закупщиков. Все должностные лица, отвечающие за госзакупки, должны будут до 1 января 2016 года пройти дополнительное профессиональное обучение.
Последнее требование пересекается с реформой образования в стране: с 1 сентября текущего года вступит в силу закон, отменяющий государственную аккредитацию и лицензирование вузов. Возможности у разных учебных заведений разные, предупредил глава департамента, и для обеспечения необходимого уровня переподготовки специалистов Минэкономразвития ведет консультации с Минобрнауки России. Законодательством не предусмотрена административная ответственность за неполучение госслужащими дополнительного образования, но, на взгляд Степанова, в отношении «уклонистов» должны применяться дисциплинарные меры воздействия.
Через систему госзаказа в 2012 году прошло 22,5 млн контрактов на общую сумму около 8,3 трлн руб. Из них 38% контрактов на 3,14 трлн руб. заключены с единственным поставщиком. «На рынке либо нет достаточного предложения, либо закон используется таким образом, что позволяет не учитывать те предложения, которые есть, и заключать контракт с тем, с кем хочется. Это плохо», — сделал вывод Степанов. Поэтому государством поставлена задача: снизить к 2020 году долю подобных контрактов до 12%. Говоря о новациях в госзаказе, докладчик добавил, что финансовое обеспечение должно быть реально работающим механизмом. На вопрос из зала о том, как участвовать в торгах малому бизнесу, у которого практически нет возможностей получить банковскую гарантию, он ответил, что рынок банковских гарантий нужно создавать.
Купить дорогу, а не асфальт
Деловые круги рассматривают средства, направляемые на госзакупки, как мощный инвестиционный потенциал, сообщила заместитель директора департамента экономической безопасности предпринимательства ТПП РФ Л. В. Никифорова. Отказ от коррупционной практики возможен только при соблюдении определенных подходов. Так, планы закупок не должны меняться в зависимости от пожеланий заказчика в любое удобное для него время. Начальные максимальные цены должны подвергаться мониторингу постоянно и контролироваться по отдельным отраслевым направлениям. Наконец, необходимо сделать обязательным аналитический учет контрактов и договоров, что позволит контролировать движение бюджетных средств и выявлять их конечных получателей.
«Глупость нам часто обходилась дороже коррупции», — подвел черту под прошлой практикой закупок заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике В. В. Климов. Процесс закупки будет начинаться с постановки целей социально-экономического развития, что изменит эффективность всей системы. Теперь, по образному выражению депутата, мы покупаем не асфальт, а дорогу на десять лет. Коснувшись темы общественного контроля, он допустил, что введение механизма подачи коллективных исков может радикально изменить ситуацию. Пока положения о таком контроле — это скорее задел на будущее. Вообще недобросовестные граждане способны воспользоваться им в своих целях, создав проблемы органам власти, считает парламентарий.
Опытом реализации контрактной системы в пилотном регионе поделился председатель комитета государственного заказа Вологодской области А. А. Торопов. Согласно его оценке, без увеличения штатов и дополнительных расходов бюджетных средств уполномоченные органы вряд ли справятся с возрастающим объемом задач. А функции мониторинга, по его же мнению, уполномоченным органам ни к чему — по крайней мере в своем нынешнем виде данные структуры точно не смогут эффективно осуществлять их. Система электронных торгов на современном этапе — огромное достижение России, дополнил выступающих исполнительный директор Ассоциации электронных торговых площадок И. Д. Димитров. Что касается ее масштабов, то мы, по его словам, опережаем даже страны Европы, не говоря уже о США и Китае.
Будет трудно, но интересно
Закон о контрактной системе — не тот продукт, которым мы были бы вполне удовлетворены, и всем, наверное, надо запастись терпением. Так считает начальник инспекции по комплексному контролю и аудиту приобретения товаров, работ и услуг для государственных и общественных нужд Счетной палаты РФ О. В. Анчишкина. Хотя новая система будет создаваться поэтапно, готовиться к работе в изменившихся условиях эксперт рекомендует уже сейчас. Она посоветовала активно брать на вооружение опыт пилотных регионов, приведя в пример Вологодскую область, а также Москву, где успешно реализовано банковское сопровождение госконтрактов. Вообще при формировании законодательства правильнее руководствоваться
реальным опытом, а не теоретически творить в тиши кабинета.
Не следует удивляться вопросам об обосновании цены контракта с требованием соответствующих документальных подтверждений, предупредила чиновников Анчишкина. Контроль за процессом закупок будет усиливаться и расширяться. Полномочия Счетной палаты тоже расширены: государственный контроль, по определению эксперта, отныне выходит за пределы проводок бюджетных средств, и подобная тенденция характерна для ряда стран. В то же время говорить про единый стандарт аудита для всех регионов России рано, поскольку еще нет накопленной практики. Начальник инспекции согласна с депутатом Госдумы: общественное обсуждение особо крупных закупок должно проходить дозированно. «Есть бизнес жалобщиков, которые „взрывают“ определенные контракты», — заявила она, отметив, что за рубежом абсолютной свободы в этом смысле нет. К примеру, в США оспаривать результаты торгов имеет право только другой их участник. У нас с иском о признании торгов недействительными, ссылаясь на нарушение порядка их проведения, может обратиться любое лицо, в том числе не участвовавшее в них, напомнил советник юстиции