Как строится работа по формированию программного бюджета, повышению эффективности расходования бюджетных средств, осуществлению контроля за эффективностью, рассказала заместитель руководителя администрации по экономическим и финансовым вопросам — председатель Комитета по финансам МО «Селенгинский район» Светлана Батоцыреновна АЮШЕЕВА.
— Светлана Батоцыреновна, поделитесь с коллегами своим опытом: как строится работа над бюджетом?
— Основной задачей бюджетной политики в 2012 году стало финансирование принятых районом расходных обязательств и реализация программы повышения доходного потенциала. Доходная часть консолидированного бюджета Селенгинского района в 2012 году составила 1,072 миллиарда рублей, или 129,7 процента к уровню 2011 года. При этом налоговые и неналоговые доходы составили 391,6 миллиона (36,5 процента в удельном весе всех доходов), в том числе НДФЛ — 314,5 миллиона рублей (из них по дополнительному нормативу — 176,3 миллиона рублей). Собственные доходы бюджета формировались в основном за счет НДФЛ (80,3 процента) — позитивную роль здесь сыграло повышение роста заработной платы на промышленных предприятиях и в учреждениях бюджетной сферы, налога на совокупный доход (3,3 процента), доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (8 процентов). Безвозмездные поступления в 2012 году составили около 680,6 миллиона рублей. Это позволило району решить ряд вопросов, среди которых основным является повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, а также реконструкция и капитальный ремонт объектов социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, благоустройство населенных пунктов.
По расходам бюджет сохранил свою социальную направленность: социально-культурная сфера профинансирована на сумму 713,1 миллиона рублей, что составляет 65,9 процента от расходной части бюджета района (общий объем расходов — 1,082 миллиарда рублей). Прогноз бюджета на три года сверстан с учетом роста темпов производства в экономике района и позволяет надеяться на сохранение стабильной ситуации в социальной сфере.
Обеспечение сбалансированности и платежеспособности местных бюджетов является одной из первоочередных задач, стоящих перед администрацией Селенгинского района. Что касается долговой политики, то она направлена на сохранение достигнутого в последние годы уровня финансовой устойчивости. На сегодняшний день район не имеет задолженности по долговым обязательствам.
— Победа в номинации «За высокое качество бюджетного планирования и исполнения бюджета» говорит о том, что эффективность бюджетных расходов в вашем районе высока. Какие мероприятия вы проводите в данном направлении?
— В мае 2011 года была утверждена районная целевая программа по повышению эффективности бюджетных расходов. Для решения поставленных задач в рамках программы ведется работа по следующим направлениям:
- повышение эффективности предоставления муниципальных услуг;
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы района;
- совершенствование системы разграничения полномочий и организации деятельности публично-правовых образований;
- внедрение программно-целевых инструментов повышения эффективности бюджетных расходов с последующим переходом к программной структуре расходов бюджета муниципального образования;
- оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения;
- развитие системы муниципального финансового контроля;
- развитие информационной системы управления муниципальными финансами.
В 2012 году Селенгинский район принял участие в конкурсном отборе на предоставление субсидий муниципальным районам (городским округам) на реализацию муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов, который проводило Министерство финансов Республики Бурятия, и занял первое место.
— Расскажите о системе контроля за эффективностью бюджетных расходов.
— Финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, а также за целевым использованием и своевременностью возврата бюджетных кредитов осуществляет контрольно-ревизионный сектор комитета по финансам. Также контролируется соблюдение законодательства в финансово-бюджетной сфере, расходование средств районного бюджета, экономическая обоснованность, эффективное использование муниципальных финансовых и материальных ресурсов.
В реестре главных распорядителей, распорядителей и получателей средств местного бюджета значатся 84 бюджетополучателя, в том числе пять главных распорядителей, 64 получателя бюджетных средств, 14 сельских поселений и одно городское. В 2012 году было проведено 16 контрольных мероприятий. Объем проверенных средств составил 152,4 миллиона рублей. В текущем году уже проведено шесть контрольных мероприятий на общую сумму 63 миллиона рублей. Организован и внутренний финансовый контроль, отлажена финансовая дисциплина в подведомственных учреждениях.
— Какие целевые программы реализуются в районе?
— В бюджете на 2013 год утверждены средства на реализацию 13 районных целевых программ. Их доля в общем объеме бюджета пока невелика, но ежегодно количество принимаемых программ увеличивается. Внедрение программно-целевых инструментов бюджетирования отражено в районной целевой программе повышения эффективности бюджетных расходов.
Данное направление является предметом внимания всех уровней власти начиная с 2004 года, когда на федеральном уровне была принята Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в
В целях подготовки трехлетнего бюджета муниципального образования на
- охват муниципальными программами всех сфер деятельности органов местного самоуправления и соответствующих бюджетных ассигнований и других материальных ресурсов;
- формирование муниципальных программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития района и индикаторов их достижения;
- установление для муниципальных программ измеримых конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;
- проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ, их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики, а также установление ответственности должностных лиц за реализацию муниципальных программ.
Инструментом стратегического и операционного планирования являются преобразованные в соответствии с новыми задачами доклады о результатах и основных направлениях деятельности органов местного самоуправления.