№7 Июль 2013 — 18 августа 2013

Система образования в мире: национальные подходы к общей цели

Версия для печати 24763 Материалы по теме
Система образования в мире: национальные подходы к общей цели

При всем отличии подходов к образованию в мире системы в разных странах во многом похожи. Все развитые страны уделяют большое внимание образованию своей молодежи, понимая, что это и есть основная инвестиция в будущее и гарантия развития экономики, науки и культуры в стране. О том, чем отличаются и чем схожи образовательные системы с точки зрения финансирования отрасли, читайте в статье.

От А до Я

Практически каждое государство обеспечивает гражданам базовый уровень образования — несколько (до 9) лет обучения в начальной и средней школе. В начальную школу обычно принимают всех — даже тех, кто не имеет гражданства страны и находится в ней на птичьих правах. Государство заботится о том, чтобы дети были пристроены в течение дня и получили хотя бы минимальные знания. Правда, постепенно во многих регионах мира появилась тенденция к уменьшению количества обязательных школьных уроков и общему снижению качества образования — государства затягивают пояса, готовясь если не к кризису, то к стагнации. Чтобы получить достойное образование, семье и самому ребенку требуется прикладывать существенные усилия. И чем лучше образование, тем весомее финансовая составляющая усилий как на учебу в частных школах и университетах, так и на многочисленных репетиторов и курсы.

Университетское образование чаще всего платное. Государство лишь контролирует его уровень. Обычно затраты на обучение одного студента или докторанта коррелируют со среднедушевым ВВП. Но все же есть более состоятельные (или ставящие образование во главу угла) страны (в частности, Норвегия, Германия, Австралия), которые дают своим гражданам более высокий уровень образования, например бесплатную учебу в профессиональном училище и (или) университете, отправляя школьников и студентов на учебу и стажировку за рубеж. Доля затрат на высшее образование в общественно-государственных расходах почти во всех странах Евросоюза колеблется между 2 и 3% и составляет в среднем 5–7% ВВП страны.

Для того чтобы студенты могли выбирать страну учебы, европейские государства подписали Болонскую декларацию (1999 г.), которая гарантирует создание единого европейского пространства высшего образования. К декларации постепенно присоединилось 49 стран, в том числе и не расположенных в Европе. Не вдаваясь в подробности, ее выводы можно обобщить так: студент из любой страны может получить степень бакалавра в одном конце света, магистра — в другом и доктора — в третьем. Требования к стандартам степени будут идентичными (про технические особенности поступления и оплаты учебы в вузе мы сейчас не говорим).

Правда, практически во всем мире особенно одаренные и целеустремленные ученики могут получить образование бесплатно или со значительными скидками за счет стипендий и разных видов помощи, как государственной, так и частной. В странах, где студенты считаются финансово независимыми от родителей (скажем, в Америке), они могут получать гранты и займы для покрытия стоимости обучения и проживания. Там же, где молодые люди (обычно до 23 или 26 лет), продолжающие обучение, рассматриваются как иждивенцы (например, в Израиле), их родители получают пособия или право на налоговые вычеты.

Норвегия: 7,6% ВВП — на образование

Норвегия — один из самых крупных производителей нефти и газа в мире. Население — 4,5 млн человек. ВВП этой небольшой страны составляет 2,9 трлн норвежских крон (500,9 млрд долл.), из которых 7,6% тратится на образование. Высокий процент расходов на образование позволил сделать в стране бесплатными как начальную, так и неполную и среднюю школу, а также бесплатной учебу в государственных университетах.

Образование в Норвегии начинается с шести и продолжается до 16 лет. Школьное образование делится на три этапа: начальная (Barneskole), неполная средняя (Ungdomsskole) и полная средняя школа (Videregående skole). За обучение на двух первых уровнях отвечают местные власти, за третий — региональные. Обучение в полной средней школе (как общей, так и профессиональной) не обязательно, но большинство норвежцев все же предпочитают продолжать образование. В конце последнего года учебы сдают довольно серьезный экзамен, от результатов которого зависит возможность продолжить обучение в вузе, где нет вступительных экзаменов — только конкурс документов.

В начальной школе обучение больше похоже на игру, оценки за успеваемость не ставят. Норвежская образовательная политика основана на принципе всеобщих равных прав для всех независимо от социокультурной принадлежности. Особые условия создаются для учеников, для которых норвежский язык не является родным, а также для детей с особыми потребностями.

Первый норвежский университет — Университет Осло — был основан в 1811 году. Сегодня в нем учится порядка 33 тыс. человек, из которых около 2 тыс. иностранцы. Всего в Норвегии около 70 вузов. Образование во всех государственных вузах бесплатное не только для самих норвежцев, но и для граждан других стран. Норвежским студентам, которые не имеют права работать во время учебы (будущим бакалаврам это запрещено, а у магистров есть ограничения по часам), выдают ссуды на очень льготных условиях, возвращать которые можно после окончания учебы и получения работы по специальности. Норвегия — одна из немногих стран в мире, где можно бесплатно получить степень МВА (Master of Business Administration).

Америка — самый крупный инвестор в образование

Америка (население чуть более 316 млн человек) тратит на образование около 7,5% ВВП, который составляет 15,811 трлн долл. В США проживает 4% детей и молодежи мира, а на сферу образования приходится 28% мирового бюджета. В настоящий момент Америка — самый крупный инвестор в сферу образования. Вопросы образования не упомянуты в Конституции США, и традиционно ими занимаются местные власти.

Государственная система образования в Америке практически отсутствует. Несмотря на то что начальная и средняя школа финансируются за счет бюджета и в младших классах бесплатны даже канцелярские принадлежности, уровень преподавания в них может разительно отличаться. Грубо говоря, у выпускника негритянской государственной школы значительно меньше шансов попасть в университет, чем у того, кто учился в школе в престижном районе. Школы могут быть государственные, частные, религиозные. Дети с особенностями развития или здоровья могут выбрать и домашнюю форму обучения.

Жизнь в Америке построена вокруг школ. Даже стоимость недвижимости может различаться в разы в зависимости от того, насколько престижна школа, расположенная в районе. Уровень школ узнать очень просто — оценки выпускников и процент тех из них, кто поступил после школы в колледжи и университеты, публикуются на специальных сайтах.

В подготовительный класс при школе дети поступают уже в пять лет. С самого раннего возраста их распределяют по группам в зависимости от успеваемости и способностей — те, кто попадает в самую «высшую» группу, с начальных классов готовятся к поступлению в вуз. Начальные школы — общие для всех, а средние делятся на академические, профессиональные и многопрофильные.

В школах распространена система тестов — их проводят каждый год начиная с третьего класса. От их результатов зависит для школы объем финансирования, которое она получит, а для ребенка — возможность претендовать после окончания школы на стипендию от округа или штата для учебы в колледже. Получить стипендию на учебу могут и ребята, достигшие хороших спортивных результатов. Те, кто не получает помощи ни от официальных структур, ни от родителей, берут ссуды на учебу, отдавать которую им придется долгие годы.

В США нет единой для всех учебной программы. Содержание и объем материала, а также учебники выбирают преподаватели. В результате ученики оканчивают школу с довольно разным уровнем знаний.

Приемных экзаменов в вузы нет. Зачисление в колледж осуществляется по результатам специального общефедерального теста на интеллектуальные способности выпускников (SAT, Scholastic Aptitude Test) и среднему баллу оценок по основным предметам. Кроме того, студент пишет эссе, которое задумано как аналитическая автобиография, призванная дать представление о ценностях и идеалах абитуриента.

В США около 4,3 тыс. колледжей и университетов. Различие между ними в том, что обычно университет намного крупнее, в нем учится большее число студентов и состоит он из нескольких колледжей. Например, в Гарвардский университет входят медицинский и инженерный колледжи, бизнес-школы и т. д.

Существуют колледжи с двухгодичным (junior, или community college) и четырехгодичным обучением. В junior college, как правило, учатся студенты, живущие дома, и часть расходов на их учебу берут на себя местные власти. Поэтому обучение в нем для местного населения дешевле.

Китай — перенаселение даже в школах и вузах

Китай (население — 1,35 млрд человек) тратит на образование около 4% ВВП, который составляет 51,93 трлн китайских юаней или 8,23 трлн долл. Закон КНР об обязательном образовании гласит, что каждый ребенок имеет право на начальное и неполное среднее образование независимо от его пола, а также экономической и социокультурной принадлежности его семьи. Впрочем, это не избавляет среднестатистическую семью от дополнительных трат. Результаты социологических исследований показали, что расходы на образование в китайских семьях составляют почти треть семейного бюджета. Связано это с тем, что общий уровень образования в стране довольно невысок из-за многочисленности населения и неравномерности экономического и культурного развития разных районов. Но в КНР быстро поняли, какой авторитет на международной арене приносят стране победы школьников, и Китай стал одним из лидеров школьно-олимпийского движения.

Вузы и школы в Китае отличаются повышенным уровнем нагрузки, ведь дополнительно к общим дисциплинам учащиеся должны правильно писать и произносить несколько тысяч иероглифов. Учитывая это, департамент образования в Пекине принял постановление, в соответствии с которым занятия в школе начинаются с 8 утра и длятся не более восьми часов в день с большим перерывом, во время которого ребенок может поесть и отдохнуть.

Начальное образование (Primary education) получают в шестилетних общеобразовательных начальных школах (Primary school), затем трехлетнее общее среднее образование первой ступени (Secondary education). На этом обязательные девять лет в школе заканчиваются. Дальше можно (но не обязательно) учиться в средней школе второй ступени (Senior middle school). По окончании учебы китайские подростки сдают ЕГЭ, что дает им возможность претендовать на места в университете.

В Китае более 100 вузов, которые отличаются по степени престижности. Государственное образование бесплатно, но бюджетных мест не так уж много. Конкурс на них иногда составляет 200–300 человек на место. Остальные студенты учатся за деньги (меньшие, чем в Западной Европе, Америке или даже в России). За учебу каждый студент ежегодно платит 300–700 долл. Это довольно серьезная сумма для детей, например, крестьян. Если денег в семье недостаточно, есть возможность взять государственный кредит. Причем если студент выбирает востребованную в стране специальность и после окончания работает, скажем, агрономом, то ссуду возвращать не придется.

Великобритания

Великобритания, в которой проживает 62,7 млн человек, тратит на образование более 6% ВВП, который составляет около 2,4 млрд долл. Образование в Великобритании является обязательным для всех граждан в возрасте от пяти до 16 лет. Существует два сектора образования: государственный (бесплатный) и частный (платный), но все школы придерживаются единого образовательного минимума.

Распространенный тип школы в Великобритании — школы-пансионы (Boarding School), в которых ученики не только учатся, но и живут. Считается, что подростки независимо от материальной обеспеченности родителей должны получать образование и воспитание вне семьи. Первые такие школы появились в стране еще в эпоху раннего Средневековья в основном при монастырях. Уже около 1000 лет в пансионах воспитывают элиту английского общества. В Англии распространены как школы, где обучаются совместно юноши и девушки, так и школы с раздельным обучением.

По возрасту учеников школы разделены на несколько ступеней, причем переход на следующую ступень возможен только после сдачи довольно серьезных экзаменов. Отличительные черты британских школ: железная дисциплина, классические методики преподавания, налаженный воспитательный процесс, разносторонняя программа подготовки учащихся к жизни в деловом мире и обществе.

Школы делятся на младшие (Junior Schools) — для детей от семи до 13 лет и старшие (Senior Schools) — для подростков от 13 до 18 лет. Все государственные и частные школы готовят детей к получению GCSE (General Certificate of Secondary Education) — общего свидетельства о среднем образовании, или GNVQ (General National Vocational Qualification) — национального свидетельства о профессиональной квалификации. Далее подростки 16–18 лет могут продолжить обучение в школе для подготовки к поступлению в университет (Sixth Form).

Британские вузы принимают студентов с 18 лет. Все они платные, но для одаренных студентов существует система стипендий и грантов, частично или полностью покрывающих расходы на образование. При поступлении или заявке на грант приветствуются не только учебные, но и спортивные успехи.

Всего в Англии 180 вузов, из которых 102 университета. Большая часть университетов являются государственными, их контролируют специальные государственные агентства, которые следят за уровнем преподавания. Обычно вузы делят на два вида: новые и старые. Считается, чем старше университет, тем качественнее полученное в нем образование. Под категорию «старые университеты» попадают вузы, образованные в XI–XVI веках. Остальные относятся к новым. Как правило, в новые вузы поступить легче, требования к абитуриентам не такие строгие, поступить в новый вуз можно и после 30 лет, а в старые — только до 23.

Программы бакалавриата рассчитаны на 3–4 года. Однако есть степени, для получения которых необходим еще и опыт практической работы, что увеличивает срок обучения. Мастер-образование, или магистратура, — это последипломное образование, длящееся 1–2 года. В рамках этого обучения можно получить степень магистра гуманитарных дисциплин (МА), точных наук (MSc), делового администрирования (МВА), магистра права (LLM). Для поступления в английскую магистратуру нужно иметь диплом бакалавра и рекомендации от преподавателей. Кроме того, необходимо, чтобы результат международного экзамена по английскому языку был не ниже 6,5 балла. А для ряда специальностей (например, математических, финансовых, МВА) необходимо также пройти подготовку и сдать экзамен GMAT. Преимущество английского образования в том, что студенты учатся меньше, но проходят серьезную практику в ведущих британских компаниях. После такого образования они желанные сотрудники на предприятиях в любой стране.

Поделиться