Вопросы стимулирования занятости обсуждались на встрече министров финансов и министров труда и занятости, проходившей в рамках саммита G20. Проблемы стран двадцатки в сфере занятости населения схожи, поэтому, как отметил на итоговой пресс-конференции министр финансов РФ А. Г. Силуанов, разногласий между представителями государств на встрече не было.
Причем пришли к обоюдному пониманию руководители обоих ведомств, так как вопросы занятости, безусловно, связаны с вопросами экономического роста стран. Министерства финансов отвечают за создание условий экономического роста, низкую инфляцию, адекватную бюджетную и налоговую политику, что в конечном итоге играет положительную роль на рынке труда. Важным моментом является создание условий для развития малого и среднего бизнеса. Этот сектор экономики наиболее мобильный и имеет потенциал привлекать существенные трудовые ресурсы, делать значительный вклад в рост ВВП.
Министр труда и социальной защиты населения РФ М. А. Топилин отметил, что министры труда и занятости стран «Большой двадцатки» пришли к мнению: проблемы нужно решать не в какой-то определенный сложный период, создавая временные рабочие места, результатом политики министерств труда должно стать то, что каждый человек сможет рассчитывать на постоянное эффективное рабочее место. Поэтому и встает вопрос о необходимости усиления роли государства в вопросах труда и занятости, направлении инвестиций в специальные программы. В частности, актуальна проблема переобучения безработных граждан. Хотя, что касается переобучения, полезно бы было рассмотреть (и этот вопрос тоже обсуждался на саммите), насколько эффективно работает в стране система профессионального образования. По словам министра финансов РФ, в России около 30% выпускников вузов не идут работать по полученной специальности. Поэтому и возникает проблема вторичного финансирования. Сначала тратятся средства на обучение, потом на переобучение. В этом плане интересен опыт Германии, когда компании изначально работают с университетами, квотируют рабочие места для стажеров, и в конечном итоге учебные заведения поставляют им специалистов под уже оговоренные требования.
Кстати, на вопрос журналистов о том, какие программы стран двадцатки по стимулированию занятости заинтересовали российскую сторону и будут приняты ею на вооружение, Силуанов ответил, что таковых нет. Дело в том, что экономическая ситуация в Российской Федерации лучше, чем во многих странах двадцатки, в которых еще действуют антикризисные меры. В России же антикризисные меры перестали применяться еще два года назад. Последнее не касается программы по поддержке инвалидов, эта программа антикризисной не является, хотя и стартовала в кризис. Программа финансируется из федерального бюджета и позволяет создавать по 15 тыс. рабочих мест для людей с ограниченными физическими возможностями в год.
Обсуждался на встрече и вопрос теневой заработной платы и неформализованной занятости. В каждой стране — участнице саммита эта проблема существует и имеются сектора экономики, в которых трудовая занятость не получает официального оформления. В России, к примеру, это сектора, где существует наличный денежный оборот: строительство, сфера услуг, торговля, транспорт. В разных странах эти сектора разные, но задачи министров труда одинаковые. Сейчас идет поиск подходов к решению данной проблемы. По мнению Топилина, важный момент в системе действий, направленных на легализацию занятости, — это ограничение наличного денежного оборота, программы страхования, меры, обеспечивающие простой и понятный доступ на рынок труда лиц, которые работают физически. В целом на формализованном рынке труда должна быть обеспечена экономическая привлекательность и защита. То есть необходимо сделать так, чтобы каждый человек, работая официально, видел в этом свою прямую выгоду.